Курсовая с практикой на тему «Исследование фонематических функций у младших школьников с ОНР», методика фотековой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Формирование фонематического восприятия в онтогенезе 6
1.2. Нарушения фонематического восприятия у школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 15
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 20
2.1. Организация и методика исследования 20
2.2. Анализ результатов эксперимента 24
Выводы по 2 главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Приложение 1 47
Приложение 2 48
Приложение 3 49
Введение:
Актуальность исследования. В настоящий момент, в условиях осуществления реформ общеобразовательной школы при решении задачи повышения качества образования огромное, значение имеет изучение школьников, непосредственно психологами и дефектологами. Кроме того,очень важно своевременное выявление и устпанение причин отставания учеников, выбор действенных, качественных, верных путей устранения этих проблем.
Одной из самых частых причин неуспеваемости учащихся начальных классов к сожалению являются всевозможные нарушения устной и письменной речи, которые несомненно делают затруднительными овладение правильным чтением и письмом. Слабоуспевающими по родному языку являются около трети учащихся с дефектами речи. Это, именно те дети, у которых наблюдаются недостатки произношения которые конечно и сопровождаются недоразвитием фонемообразования. При этом у данной категории детей наблюдаются не только аномальное овладение звуковым составом слова, но и в целом наблюдаются нарушения внятности речи. Для успешного усвоения ребенком предусмотренного программного материала как по чтению, так и по и письму отставания в фонематическом развитии создает несомненно серьезные препятствия т.к. у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Доказоно, что данные обобщения складываются у ребенка с нормальным речевым развитием ещё задолго до того как он начнет свое обучение в школе.
Заключение:
В настоящей работе рассмотрены вопросы формирования фонематического восприятия у младших школьников с ОНР.
Проведен анализ общей психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Этой проблеме посвящены работы многих известных ученых-психологов, физиологов, лингвистов, дефектологов.
Их работы направлены на изучение психолого-педагогической классификации речевых нарушений, основных анатомо-физиологических механизмов нарушения речи, психологии детей с речевыми нарушениями, основных причин нарушения звукопроизношения.
Многие исследования указывают на то, что формирование правильного произношения невозможно без развития фонематического слуха. В изученной литературе очень хорошо разработана и представлена методика обследования и коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизношений.
В данной работе проведено выявление особенностей фонематического восприятия у младших школьников с ОНР.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Формирование фонематического восприятия в онтогенезе
У ребенка правильное формирование устной и письменной речи будет просто невозможно без своевременного овладения звуковой речью. Безусловно именно ее усвоение и будет представлять ту необходимую основу, на которой начнет строится всё овладение языком.
В усвоение ребенком звуковой стороной языка входят два взаимосвязанных процесса. Это такие известные процессы как развитие восприятия звуков языка или, его ещё можно назвать развитием фонематического слуха у ребенка, и конечно процесс произнесения звуков речи.
Самые первые голосовые проявления возникают у ребенка как уже нам известно очень рано и связаны они с криком и лепетом. Особо важное значение этого периода состоит именно в том, что в процессе произнесения звуков совершенствуется слуховое восприятие иконечно сам артикуляционный аппарат. Именно это голосовое проявление приводит к возможности у ребенка подражания им тем самым звукам языка, которые он слышит непосредственно в речи окружающих его взрослых людей [7].
С этого же момента происходит конечно и усвоение звуковой стороны языка, когда он начинает служить уже средством общения. Это, с одной стороны, будет понимание слов находящихся рядом взрослых, обращенных к ребенку, с другой – самые первые самостоятельно произносимые ребенком слова. У малыша раннее понимание слов и даже тех инструкций, которые произносят взрослые люди окружающие его, строится вовсе не на восприятии их фонематического состава, как может показаться на первый взгляд, а на улавливании им общей ритмико-мелодической структуры слова и даже фразы.
Ребенком на этой стадии любое слово может восприниматься как единый звук, который к тому же обладает для него определенной мелодической структурой. И именно поэтому с изменением звукового состава, но конечно при сохранении всей ритмико-мелодической структуры, понимание все равно будет сохранятся.