Теория отраслевых рынков Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ ФИРМ ………6
1.1 Сущность и роль рыночной власти фирм ………………………………………6
1.2 Методы классификации рынков по уровню входных барьеров…………….14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ ФИРМЫ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ РЕСТОРАНОВ «РАТАТУЙ» ………………………………………………………20
2.1 Анализ уровня конкуренции сети ресторанов «Рататуй» в отрасли общественного питания ……………………………………………………………20
2.2 Основные характеристики и показатели деятельности сети ресторанов «Рататуй» и ее конкурентов………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………….32

 

  

Введение:

 

Проблема результативности деятельности экономических систем занимает центральное место в исследованиях на протяжении десятилетий и охватывает большинство вопросов.
Особую актуальность приобретает теоретическое обоснование экономических трансформаций в глобальном мире с историческим дискурсом. На данный момент именно уровень развития рыночных и отраслевых сегментов определяет возможность конкурентоспособности. К одному из наиболее значимых параметров, отражающих положение отраслевого рынка, относится рыночная власть фирм, функционирующих на различных рынках.
Прежде всего представим трактовку того, что мы понимаем под термином «рынок» в целях исследования, обобщим все изученные положения. Рынок является взаимодействием производителей и потребителей, которое возможно при распределенном, безличном формировании цен; может быть охарактеризован стихийностью. Обмен ресурсами (услугами) — основной процесс внутри рынка. Исследования форм отношений рыночной экономики охватывают всю систему и всех субъектов хозяйствования.
Участниками рынка являются как предприниматели, так и работники, которые продают свой труд, а также конечные пользователи и владельцы ссудного капитала, владельцы ценных бумаг и др. Рынок обычно определяется с точки зрения покупки, продажи и установления цен или связан с ними [9].
Так, например, в работах Л. Мизеса [25. С. 285] характеризуются рыночные явления как «определение рыночных обменных отношений товаров и услуг, обсуждаемых на рынках, их происхождения в результате действий человека и их влияния на последующие действия».
Рынок является центром, к которому «сходятся действия людей», из которого «излучается» деятельность отдельных лиц. Возможно представить строгую централизованную подчиненность таких явлений, как разделение труда, специализация и обмен, в отличии от свободного обмена, существующего спонтанным (естественным) способом. Он позволяет формировать свободные цены, при которых экономические агенты, будут стремиться к развитию. Рыночная власть означает относительную способность компании манипулировать ценой товара на рынке путем манипулирования уровнем спроса, предложения или того и другого.
Компания, обладающая значительным влиянием на рынке, обладает способностью манипулировать рыночной ценой и, таким образом, контролировать свою норму прибыли, а, возможно, и усиливать препятствия для потенциальных новых участников рынка.
Фирмы, которые имеют рыночную власть, часто описываются как «производители цен», потому что они могут устанавливать или корректировать рыночную цену товара, не уступая доли рынка [2].
На данном этапе глобализации фирмы должны быть в состоянии поддерживать занимаемые позиции в условиях все более жесткой конкуренции и быть готовыми захватывать рынок у конкурентов. В дополнение стоит упомянуть о том, что рынки функционируют эффективнее при некоторой доле легитимизации.
Опираясь на конкретные примеры из политической практики стран, становится возможным подвергнуть сомнению ситуацию применения множества инструментов регуляторного, законодательного, монетарного и фискального контроля, предопределяющих серьезный урон рынкам труда, финансов, товарным рынкам.
Рынки функционируют эффективнее, когда есть согласованные или навязанные стандарты, которые создают ясность и ситуацию условного доверия. В целях повышения конкурентоспособности у участников открывается сверхъестественная способность предвидеть человеческие потребности, даже не выраженные на рынке на данном этапе развития.
Вышеописанные факторы позволяют детерминировать актуальность данной работы: необходимость освещения аспектов развития «понятия рыночная власть» в историческом дискурсе; возможность содействия лучшему пониманию рыночной власти обусловили выбор тематики данной работы и постановку задач: проанализировать литературу, описать имеющуюся эволюцию, дать синтезированное понятие экономической сущности рыночной власти, способам ее достижения, отвечающим новым вызовам и реалиям.
Таким образом, целью данной работы является изучение факторов, определяющих рыночную власть фирмы.
На основании поставленной цели, задачами данной работы будут следующие:
 определить сущность и роль рыночной власти фирм;
 выявить методы классификации рынков по уровню входных барьеров;
 провести анализ рыночной власти фирмы на примере сети ресторанов «Рататуй».
Объектом исследования выступает сеть ресторанов «Рататуй».
Предметом – факторы, определяющие рыночную власть фирмы.
Методологическая основа исследования заключена в применении таких методов как метод историзма, сравнительный метод, логико-юридический, сравнительно-правовой и другие.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение работы подведем итог проведенному исследованию.
Цель данной работы заключалась в изучении факторов, определяющих рыночную власть фирмы.
В задачи данной работы входило следующее:
 определить сущность и роль рыночной власти фирм;
 выявить методы классификации рынков по уровню входных барьеров;
 провести анализ рыночной власти фирмы на примере сети ресторанов «Рататуй».
Первая часть работы была посвящена исследованию теоретических основ рыночной власти фирмы. В результате было установлено, что понятие «рыночная власть» — это власть, которая возникает при применении экономических законов на уровне фирмы, целенаправленном определении действий других участников рынка, в целях повышения доли участия на рынке, влияния и получаемых благ.
Далее на основании проведенной работы были исследованы различные типы входных барьеров, роль которых состоит в удержании новых конкурентов от попыток создания своей ниши на рынке. Роль барьеров заключается в том, чтобы максимизировать затраты, которые связаны с проникновением новых компаний на рынок, которые ставят под сомнение саму окупаемость инвестированных капиталов.
Непосредственно сочетание барьеров с высоким уровнем концентрации производителей на рынке дает объективную возможность устанавливать цены выше предельных издержек и в результате получать положительную экономическую прибыль в долгосрочной перспективе.
Вторая часть данной работы была посвящена основам маркетингового анализа конкурентной среды компании и его практическому применению на примере сети ресторанов «Рататуй».
На основании проведенного исследования ресторана «Рататуй» было установлено, что наиболее неконкурентоспособной компания является по таким элементам комплекса маркетинга, как цена и процесс, и конкретно по следующим критериям:
-скорость обслуживания;
-профессионализм и внимательность обслуживающего персонала.
Чтобы повысить конкурентоспособность ресторана «Рататуй» на рынке ресторанных услуг г. Екатеринбурга, в первую очередь необходимо разработать мероприятия по совершенствованию процесса обслуживания потребителей, а также чтобы обслуживающий персонал был более внимательным, разработать эффективную систему мотивации.
Таким образом, цель данной работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ ФИРМ
1.1 Сущность и роль рыночной власти фирм
В экономической науке проблема рыночной власти фирм впервые начинает рассматриваться в середине 1950-х гг. Преимущественно работы экономистов до периода выделения рыночной власти как самостоятельного субъекта исследования связывают с процессом принуждения всех субъектов, изменением зависимости составляющих стоимости.
В этой связи интересен постулат, сформулированный в трудах К. Менгера [24], заключающийся в объяснении того, что стоимость обусловлена не автоматически, а в большей степени деятельностью определенных организаций. Развитие мысли о субъективных оценках готовых продуктов их потребителями нашло отражение в работах его последователей О. Бем-Баверка, Ф. Визера.
Отдельное внимание стоит уделить трудам Ж. Тироля, нобелевского лауреата 2014 г. В 1980 х гг., до того как Тироль опубликовал свою первую работу, исследования в области регулирования были относительно редкими, в основном они касались осмысления необходимой степени вмешательства государственных институтов, их контроля за ценообразованием в двух крайностях рыночной власти: монополии и совершенной конкуренции.
В это время исследователи были сосредоточены на общих принципах, применимых к каждой отрасли, выступали за простые правила для регуляторной политики, такие как ограничение цен для монополистов и запрещение сотрудничества между конкурентами на одном и том же рынке, в то же время разрешая сотрудничество между компаниями на разных позициях в цепочке создания стоимости.
Исследования Ж. Тироля показали, что такие правила не всегда работают с положительным эффектом. Что касается определения рыночной власти, то ученый характеризовал ее так: «Это установление цен выше предельных затрат» [16]. Схожее использование терминологии также у известного экономиста Дж. К. Гэлбрейта; согласно его трудам, рыночная власть — это «способность навязывать свои цели другим» [6. С. 23]. Данный термин недостаточно исчерпывающий, не детализирован для такого многоаспектного понятия. Здесь уместно упомянуть высказывание О. Уильямсона: «Основная проблема концепции власти состоит в настолько нечетком определении», что зачастую термином «рыночная» и «экономическая власть» обозначаются многие весьма различные явления. «Такой подход к изучению сложных социальных явлений неудовлетворителен» [11].
Недостаточно ограничиваться общими трактовками «рыночной власти». По мнению отечественного ученого В. В. Радаева, определение рыночной власти необходимо исследовать через призму конкретных условий заключения и исполнения контрактов.
У каждого субъекта, участвующего в обмене, есть возможность контролировать условия, возникает состояние взаимной ответственности. Но для того, чтобы охарактеризовать тенденции в рыночной власти: какой субъект наиболее влиятелен, — первостепенное значение принимает обладание ресурсами вследствие неравномерного распределения благ. В этом аспекте необходимо понимание причин возникновения подобной дифференциации.
В любом случае реальный экономический мир — это мир неравных отношений, «отношений между такими агентами, которые занимают неравные позиции в обмене и имеют неравные возможности подчинять (принуждать) друг друга» [6. С. 2]. В аспекте рыночной власти также существует разграничение фирм, определенное Дж. Ричардом Хиксом: фирмы-актанты и пассионарные фирмы [18].
По такой теории, пассивное поведение равнозначно максимизации достижения целей в уже существующих временных и ресурсных пределах, фирма берет на себя ограничения по затратам и спросу и стремится к получению максимальной прибыли на существующей основе. В свою очередь активное поведение заключается в ориентации на совершенствование и расширении используемых ресурсов, то есть на повышение эффективности деятельности.
Особое значение в свете новых задач приобретают пути достижения большей степени рыночной власти, удержания позиций на рынке (посвящены работы Д. С. Бенц [3], А. В. Граблина [4], Дж. Хикса [18], Ю. Ш. Капкаева [12]. Если обобщить научные изыскания ученых за последнее десятилетие, основными способами приобретения рыночной власти могут считаться: объединение, сговор, монополия, приобретение конкурентоспособности.
В дополнение мы проанализировали ряд работ, посвященных каждому из способов среди зарубежных и отечественных ученых за период 1990—2019 гг. с помощью поисковых систем баз данных Scopus и Web of Science. Выяснено, что подавляющая доля работ (значение доли в разные годы колеблется приблизительно от 45,76 до 76,2% от общего числа) исследует именно формы, инструменты, способы повышения конкурентоспособности, что мы можем объяснить нормативно-правовыми ограничениями в каждой из стран.
Второе место по популярности выбранной тематики работ занимает такой способ захвата рыночной власти, как «монополия» (в среднем около 20%), из-за глобализации; третье место занимает «объединение», четвертое — «сговор».
Идеальное состояние рынка — это то, что называется состоянием совершенной конкуренции, в котором есть множество компаний, производящих конкурирующие продукты, и ни одна компания не обладает каким-либо значительным уровнем рыночной власти [1].
На рынках с совершенной или почти идеальной конкуренцией производители не имеют достаточных ценовых возможностей, и поэтому они должны быть ценовыми. Конечно, это просто теоретический идеал, который редко существует в реальной практике.
Во многих странах действуют антимонопольные законы или аналогичные законы, предназначенные для ограничения рыночной власти какой-либо одной компании.
В связи с проведенным анализом хотим отметить, что в XXI в. компании увеличивают долю на рынке благодаря таким инструментам, как инновации, укрепление отношений с клиентами, умный наем.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы