Курсовая с практикой на тему Исследование эмоционального состояния тревоги и тревожности личности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………3
глава 1. Теоретический анализ содержания понятий «тревога» и «тревожность» ……………………………………………………………5
1.1.Теоретические представления о тревоги и тревожности в зарубежной и отечественной психологии. ……………………………………………………5
1.2. Виды тревожности и тревоги………………………………………………………….11
1.3.Особенности психического развития и проявления тревоги и тревожности в юношеском возрасте ………………………………………………………… 15
глава 2. Эмпирическое исследование тревоги и тревожности у студентов первого курса. ……………………………………………20
2.1. Констатирующий этап исследования (определение исходного уровня тревоги и тревожности у студентов первого курса) …………………………20
2.2. Формирующий этап исследования (описание коррекционно-развивающей программы) ……………………………………………………………………..23
2.3. Завершающий этап исследования (результаты апробации коррекционно-развивающей программы). …………………………………………………….24
Заключение ………………………………………………………………………30
Список использованных источников ………………………………………………31
Приложение ………………………………………………………………………34
Введение:
Непрерывно нарастающий темп современной жизни, характеризующийся переизбытком информационных и научно-технических технологий, формирует стрессогенную среду для человека, что порождает неопределённость и непредсказуемость его будущего, и, как следствие, переживание эмоциональной напряжённости.
В этой связи актуальное значение имеют исследования таких понятий как тревога (адаптационное состояние) и тревожность (адаптационное свойство), и особенно их влияния на развитие личности и её деятельность.
Впервые понятие «тревога» было введено в психологию З. Фрейдом, который рассматривал тревогу или беспокойство как страх носящий всегда внутренний характер [1]. В современной зарубежной и отечественной психологии тревога рассматривается как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачными предчувствиями [22, 25]. А тревожность как психическое свойство, которое предопределено генетически, онтогенетически или ситуационно. Эмоция тревоги — одно из наиболее частых переживаний людей. В критических ситуациях оно может выполнять как адаптивную, так и дезорганизующую психические функции [21, 22, 25].
Известно, что на позднем этапе раннего юношеского периода молодые люди встают на путь выбора будущей профессии и многие из них поступают в высшие учебные заведения [23]. Студентам первокурсникам приходится пройти период адаптации к новым условиям обучения в вузе. Именно в этот период их адаптационные механизмы подвержены наибольшему напряжению, что зачастую может спровоцировать повышение уровня тревоги и тревожности, что неблагоприятным образом сказывается на их психическом и физическом здоровье и, как следствие, на их взаимоотношениях с окружающими [23].
Поэтому, целью настоящей работы явилось исследование уровня тревоги и тревожности у студентов первого курса и проведение коррекционной работы, направленной на оптимизацию уровня тревожности, путём подбора специальных психологических упражнений.
Предмет исследования – проявления эмоциональных состояний «тревоги» и «тревожности» у личностей студентов первого курса.
Объект исследования – «тревога» и «тревожность» как психологические категории.
Гипотеза исследования: предполагалось, что с помощью специально подобранных и систематизированных коррекционно-развивающих упражнений можно снизить тревожность до оптимального уровня у студентов первого курса.
В задачи работы входило:
1. Изучение теоретических источников по проблеме тревоги и тревожности в целом и особенностей проявления тревоги и тревожности у лиц юношеского (студенческого) возраста.
2. Проведение исследования, направленного на изучение исходного уровня тревоги и тревожности у студентов первого курса.
3. Проведение исследования, направленного на изучение уровня тревоги и тревожности после работы с коррекционно-развивающей программой по нормализации уровня тревожности у студентов первого курса.
Структура курсовой основывается на задачах и логике исследования и содержит введение две главы, заключение, список литературы и приложение. Эмпирическое исследование было выполнено на 20 студентах первого курса психологического факультета Института психологии и педагогики, г. Москва.
Заключение:
Проблема тревоги и тревожности личности является наиболее актуальной проблемой в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность находится на особом месте, так как приводит к снижению работоспособности и приводит к многочисленным трудностям в общении. Данной проблеме посвящено множество работ известных зарубежных и отечественных учёных психологов. В их числе З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Р.С. Немов, В.В. Давыдов, А.М. Прихожан, С.П. Рубинштейн. Подводя итог анализу их работ можно сказать, что тревогу следует рассматривать как некое эмоциональное состояние, а тревожность как реакцию на стресс, которая носит приспособительный (адаптивный) характер.
С физиологической точки зрения тревожность, являясь адаптивной реакцией на стресс, вызывает изменения в человеке, которые подготавливают его организм к борьбе – бегству, сопротивлению, нападению, атаке или отступлению с изменениями активирующего характера в деятельности сердечно-сосудистой дыхательной и ингибирующего характера в деятельности пищеварительной систем. Лица молодого возраста, которые проходят учёбу на первом курсе высших учебных заведений, проходят сложный период адаптации к новым условиям обучения, что вызывает у них напряжение их адаптационных ресурсов, следствием чего является повышение уровня тревожности.
Апробация коррекционно-развивающей программы, которая состояла из специальных упражнений, направленных на оптимизацию уровня тревожности дала свой положительный результат. Он проявлялся в том, что исходно высокий уровень тревожности у студентов первого курса достоверно снизился у 65% и незначительно у 35%, что повлекло за собой нормализации уровня самооценки и уровня тревоги в подавляющем большинстве случаев. Студенты стали более спокойными, уверенными, общий эмоциональный фон улучшился.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ТРЕВОГА» И «ТРЕВОЖНОСТЬ».
1.1.Теоретические представления о тревоги и тревожности в зарубежной и отечественной психологии.
Первым, кто попытался объяснить природу человеческой тревоги и тревожности, был Зигмунд Фрейд. Согласно его учению, жизненные переживания человека: действия, мысли, воспоминания – болезненные или порождающие сильную тревогу вытесняются из сознания. А силы, приведшие к этому, вытеснению происходящие из памяти мобилизуются и препятствуют их восстановлению в сознании [6]. Реализуемый при этом физиологический механизм, подобен «охранительному» торможению, когда оно включается для защиты при сильном возбуждении коры головного мозга, и негативные переживания затормаживаются, вытесняясь из сознания субъекта, и забываются [14]. Тревога – это эмоциональное состояние, которое мы переживаем, позволяющее человеку реагировать адаптивным способом в угрожающих ситуациях [27]. Механизмом способствующим избавлять человека от переживаний тревоги, по мнению Фрейда, служит вытеснение. Однако не всегда так происходит, и вытеснение мысли, не удерживаясь на подсознании, замещается дополнительными защитными механизмами: рационализацией, проекцией, регрессией, сублимацией и изоляцией.
А. Адлер в своей индивидуальной теории личности рассматривал тревогу в качестве симптома невроза.
Проблема тревоги и тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах К. Хорни, М. Хорка, Г.С. Салливана, и Э. Фромма.
К. Хорни в отличие от Фрейда в своей социокультурной теории личности понимал тревогу так, что она появляется тогда, когда отсутствует чувство безопасности в межличностных взаимоотношениях. Всё то, что в отношениях с родителями разрушает чувство безопасности у ребёнка, вызывает базальную тревогу. В случае ощущения ребёнком любви, принятия себя родителями он чувствует себя в безопасности, развиваясь при этом нормально. Если ребёнок не ощущает себя в безопасности, то у него развивается враждебность, с трансформацией в большую тревогу [27].