Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Использования дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. 5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5

1.1. Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе. 5

1.2. Проявление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста  11

1.3. Анализ опыта педагогической работы по коррекции
нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. 15

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 22

2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента. 22

2.2. Результаты исследования. 32

2.3 Методические рекомендации по организации педагогической
работы по коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 42

ПРИЛОЖЕНИЕ
………………………………………………………………….44

  

Введение:

 

Актуальность. Речевая функция является
основополагающим компонентом в становлении полноценной личности человека, от
которой в дальнейшем зависит успешность общения. Осуществление нормальных
социальных контактов также становится опорным звеном для расширения
представлений об окружающей жизни, регулирует поведение человека, может помочь
спланировать соответственное участие в различных формах коллективной
деятельности. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся именно на
детский возраст – дошкольный и школьный периоды.

Выбранная нами в рамках курсовой работы
речевая патология имеет различные причины. Анализ специальной литературы
свидетельствует об устойчивой тенденции роста количества детей дошкольного
возраста с нарушениями звукопроизношения. Усиление эффективности логопедической
работы по устранению дефектов речи у дошкольников нарушениями звукопроизношения
становится на сегодняшний день одной из актуальных проблем логопедии.

В специальной литературе, посвящённой
вопросу выбранной нами патологии, указывается, что в синдроме имеющихся
нарушений у детей одновременно с речевой симптоматикой наблюдается большое
количество неречевых симптомов, а именно нарушение двигательных функций (Р.И.
Мартынова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская).
Расстройство моторики при нарушении звукопроизношения носит обширный характер.
Несмотря на то, что у дошкольников с лёгкой степенью выраженности патологии
отсутствуют явные параличи и парезы, их двигательная сфера характеризуется
общей неловкостью, недостаточной координированностью. Дети с данной патологией
речи отстают от ровесников в ловкости и точности движений.

Поэтому перед логопедом стоит важная
задача — устранить нарушения речи незамедлительно, чтобы ребёнок чувствовал
себя полноценным членом общества, не испытывал дискомфорта при вхождении в
коммуникацию и в дальнейшем, не испытывал трудности в обучении в школе. В
психолого-педагогической литературе показано, что эффективное развитие
дошкольника происходит в условиях игры, так как игра на данном возрастном этапе
является ведущим видом деятельности. Для детей игра – это приоритетный труд.
Без игры нет и не может быть всестороннего развития ребёнка.

Современное развитие коррекционной
педагогики, логопедии, неоднородность и многосторонность проявлений нарушений у
детей с нарушением звукопроизношения определяют не только комплексный подход к
построению коррекционной программы, но и внедрение инновационных мероприятий в
работе с детьми данной речевой патологией.

Цель: Изучить особенности логопедической
работы по преодолению нарушений формирования звукопроизношения у детей
дошкольного возраста при помощи дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить развитие звукопроизношения у
детей в онтогенезе;

2.Проанализировать проявления нарушений
звукопроизношения у детей дошкольного возраста;

3.Исследовать нарушения звукопроизношения
у детей дошкольного возраста.

Объект: Нарушение звукопроизношения у
детей дошкольного возраста.

Предмет: Дидактические игры как средство
развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Методы:

1.Анализ научной литературы;

2. Методики обследования звукопроизношения
Безруковой
О.А., Филатовой Ю.О., Беляковой Л.И., Иншаковой О.Б

3.Статистическая обработка данных

Структура: Курсовая работа представлена на
45 страницах, состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая),
заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из наиболее распространенных
нарушений речи в детском возрасте является нарушение звукопроизношения, которая
имеет тенденцию к значительному увеличению. В настоящее время остро стоит
вопрос поиска новых средств и методов коррекции данного нарушения. Важно
создать эффективную методику коррекции не только самой речи, но и артикуляционной,
мануальной моторики у детей.

Методология исследования была адаптирована
к целям нашего исследования и включала в себя: изучение правильного
произношения; изучение фонематического восприятия и дифференциации звуков речи.
Проведенная работа позволила выявить и сравнить симптомы нарушений
фонематических функций и двигательной подвижности у дошкольников с нарушением
звукопроизношения и нормальным развитием речи. Анализ экспериментальных данных
позволяет утверждать, что для детей характерны нарушения дифференциации звуков,
трудности в звуковом анализе слова, отсутствие формирования фонематического
синтеза.

Нами была проведена логопедическая работа
по коррекции звукопроизношения у дошкольников. Целью этой программы является:
коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Достижение
цели включает решение следующих задач: совершенствование новых навыков в
области речевой деятельности; совершенствование опыта, устранение стереотипов
общения; развитие интереса к речевой деятельности; развитие способности
адекватно оценивать свою деятельность.

На основании проведенной работы по
проведению логопедических тренингов с целью коррекции звукопроизношения у
дошкольников можно говорить об эффективности подобранной формы работы. У детей
наблюдается положительная динамика в состоянии звукопроизношения.  Продолжая работу по предлагаемому плану, можно
значительно улучшить речевые показатели детей и вывести их в относительную
норму к моменту их поступления в школу.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Развитие
звукопроизношения у детей в онтогенезе

Исследователи
определили, что «речевая деятельность – это специфическая психологическая
деятельность человека, направленная на использование усвоенного языка с целью
коммуникации». Эта дефиниция означает, что речевая деятельность обеспечивает, с
одной стороны, усвоение языка индивидуумом, а с другой – использование языка в
актах коммуникации, позволяет многим ученым выделить соответственно
лингвистический (языковой) и коммуникативный компоненты речевой деятельности
(М. М. Ватютнев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Е. Ф. Соботович, А.
М. Шахнарович и др.). Оба компонента тесно взаимосвязаны и проходят в
онтогенезе сложный путь становления и развития.

Известно, что такое развитие
происходит в результате формирования у ребенка сложной системы речевых
механизмов: функциональных (мышление, память, внимание и т.д.) и специфических
речевых (аналитико-синтетическая деятельность слухового и рече-двигательного
анализаторов, симультанный и сукцессионный анализ и синтез) (А. Валлон, Л. С.
Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л.
Рубинштейн, Е. Ф. Соботович, В. Тарасун и др.).

Указанные механизмы обусловливают
прежде всего усвоение семантики языковых знаков (лингвистический компонент
речевой деятельности), а также процессы приема и передачи вербальной информации
(коммуникативный компонент речевой деятельности) (А. А. Леонтьев, Е. Ф.
Соботович, В. В. Тищенко, А. М. Шахнарович и др.).[7]

В
первые месяцы жизни артикуляционный аппарат младенца еще не приспособлен к
процессу звукообразования. Для этого должны быть сформированы ключевые
предпосылки. Прежде всего происходит интенсивные тренировки органов артикуляции
в процессе плача ребенка, приема пищи, эмоционального реагирования на контакт с
окружающими. Исследования ученых (Е. Архиповой, А. Винарско и других) показали,
что в процессе грудного вскармливания у детей формируются предпосылки к
произношению гласных (-а-, -о-, -у-),
губно-губных (-б-, -п-, -м-),
губно-зубных (-в-, -ф-),
переднеязычных (-и-, -т-, -пь-, -дь-)
звуков. Этому способствует приобретение органами артикуляции определенного
положения в процессе сосания, активные движения при этом кончика языка и губ.

В
период формирования навыка пить жидкость из чашки происходит произвольная
подготовка органов артикуляции к произношению гласных (-е-, -и-, -и-) и заднеязычных (-г-,
-л-, -к-) звуков. Это связано с физиологическими движениями глотания,
расслабления и активизации мышц корня языка и всего небно-глоточного комплекса.
В этот период у детей формируется умение контролировать и согласовывать
деятельность всех органов, составляющих данный комплекс.

Следующим
важным моментом является обучение малыша есть с ложки – это сложная
физиологическая деятельность возможна только при согласованности движений всех
мышц языка. В результате формируется готовность артикуляционного аппарата к
произношению сложных фонем (с-, -з-, -ц-,
-ш, -ж-, -ч-, -й-, -л-, -р-). Все эти действия являются результатом
подражания артикулированной речи, жевания, мимики взрослых.

Развитие
фонологической составляющей речи ребенка в первые месяцы жизни происходит под
влиянием эмоционального общения с близкими окружающими. Именно поэтому первые
звуко-комплексы малыша подражают мелодичную и интонационную окраску речи
взрослых. Это подтверждают данные исследований ученых А. Винарской, Д.
Эльконина, Л. Журбы, Е. Мастюковой и другие. Изменение эмоциональной окраски
речи происходит вследствие расширения круга людей, с которыми общается и
которых исследует ребенок.

Мощным стимулом для
развития эмоциональности звуко-комплекса младенца служит необходимость в
удовлетворении его потребностей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы