Преподавание начальных классов Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование здоровьесберегающих технологий как условие формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ И БЕЗОПАСНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6

1.1. Формирование ценностного отношения
к здоровому и безопасному образу жизни у младших школьников как элемент личностных
результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 6

1.2. Организация здоровье сберегающей
деятельности в начальной школе. 12

1.3. Условия формирования ценностного
отношения к здоровому и безопасному образу жизни у младших школьников. 17

Выводы по I главе. 27

2. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ
К ЗДОРОВОМУ И БЕЗОПАСНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 28

2.1. Классификация и характеристика здоровье
сберегающих технологий. 28

2.2. Особенности использования здоровье
сберегающих технологий в начальной школе для формирования ценностного отношения
к здоровому и безопасному образу жизни. 31

2.3. Опыт учителей начальных классов по
формированию ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни через
использование здоровье сберегающих технологий. 36

Выводы по II главе. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 47

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 50

  

Введение:

 

Тема здорового
образа жизни стала наиболее актуальной в настоящее время. Все чаще люди совершенно
разных возрастов задумываются о своем здоровье, способах его укрепления и сохранения.
Основные знания и навыки здорового образа жизни закладываются в младшем
школьном возрасте (7-11 лет).

Младший школьный
возраст — период перехода от игровой деятельности к учебной. Усвоение нового материала
предполагает не только расширение кругозора, но и формирование у детей самосознания,
точки зрения на то или иное явление или событие, которые складываются под влиянием
окружения, в которое попадает ребенок, а также под влиянием значимых взрослых.

В связи с этим
необходимо обратить внимание на создание необходимых условий для гармоничного и
полноценного развития личности ребенка. Организация здоровьесберегающей деятельности — необходимое условие для формирования ценностного
отношения учащихся к здоровому образу жизни и полноценного развития личности
каждого ученика. Сформировать позитивное отношение младших школьников к здоровому образу — основная задача педагога, который,
учитывая возрастные и индивидуальные особенности учеников, подбирает необходимый
комплекс мероприятий.

В последние
годы появилось понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Цель
здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения
здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него
необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в
современной жизни. Данные технологии направлены на укрепление, сохранение, а
также формирование здоровья обучающихся.

В самом общем
виде под здоровьесберегающими технологиями понимают все те психолого-педагогические
технологии, методы и программы, направленные на воспитание у обучающихся
культуры здоровья, формирования представлений о здоровье как ценности и их
мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии
способствуют рациональной организации учебного процесса таким образом, чтобы он
соответствовал возрастным, половым, индивидуальным особенностям  обучающихся, а также гигиеническим
требованиям. В настоящее время в образовательных учреждениях выявляются
некоторые проблемы, которые связаны с использованием преимущественно обучающих
технологий в ущерб воспитательным и здоровьесберегающим, общее несовершенство
учебных программ и образовательных технологий, несоответствие технологий
обучения возрастным особенностям обучающихся, несоблюдение гигиенических
требований в процессе организации образовательного процесса, неправильное
питание и недостаток двигательной активности обучающихся. Особенно актуально
решение данных проблем в рамках начальной школы.

Исследованием проблемы формирования
ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников занимались Алямовская В. Г., Бойченко
Я., Бурлаков, А. Н., Вайнер Э. И., Горащук В. П., Горохова Н. А., Гребнева М. В., Дыхан, Л.
Б. и др. Таки авторы как: Курбатова А. С., Ягин, В. В., Маркова Р. И., Шеховцова
Л. Д., Прокофьева, И. В., Секишева, Т. А., Менчинская, Митяева А. М., Морозов В. О. занимались
вопросами использования здоровьесберегающих технологий. Авторы внесли вклад в
исследование формирования здорового образа жизни через реализацию здоровьесберегающих
технологий в школе.

Проблема
исследования: Каковы особенности использования здоровье сберегающих технологий
в начальной школе для формирования ценностного отношения к здоровому и
безопасному образу жизни?

Объект исследования:
формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников.

Предмет исследования:
использование здоровьесберегающих технологий как условие формирование ценностного
отношения к здоровому образу жизни младших школьников.

Цель исследования:
анализ особенностей формирования ценностного отношения к здоровому и
безопасному образу жизни у младших школьников  через использование здоровье сберегающих
технологий.

Задачи:

1. Изучить особенности
формирования ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни у младших
школьников как элемента личностных результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования.

2. Проанализировать
организацию здоровьесберегающей деятельности в начальной школе.

3. Изучить пути
формирования ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни у младших
школьников.

4. Дать характеристику
здоровьесберегающих технологий.

5. Изучить особенности
использования здоровье сберегающих технологий в начальной школе для формирования
ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.

6. Проанализировать
опыт учителей начальных классов по формированию ценностного отношения к здоровому
и безопасному образу жизни через использование здоровье сберегающих технологий.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Актуальность
темы исследования заключается в том, что в настоящее время тема здорового
образа жизни стала наиболее актуальной. Потому что улучшение состояния
здоровья нового поколения –
важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно
обойтись без общеобразовательной школы. Поэтому необходимо обратить
внимание на создание необходимых условий для гармоничного и полноценного
развития личности ребенка.

Важно и
необходимо использовать здоровье сберегающие технологии, поскольку они дают возможность сохранить здоровье, сформировать у младшего школьника  необходимые
знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

В ходе решения
поставленных задач  нами были:

1. изучены
особенности формирования ценностного отношения к здоровому и безопасному образу
жизни у младших школьников как элемента личностных результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования;

2. проанализированы
особенности организации  здоровьесберегающей
деятельности в начальной школе;

3. изучены
условия формирования ценностного отношения к здоровому и безопасному образу
жизни у младших школьников;

4. дана
характеристика здоровьесберегающих технологий;

5. изучены
особенности использования здоровье сберегающих технологий в начальной школе для
формирования ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

6. проанализирован
опыт учителей начальных классов по формированию ценностного отношения к
здоровому и безопасному образу жизни через использование здоровье сберегающих
технологий.

Формирование
ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни – важная задача в
работе с младшими школьниками. Потому что формирование ценностной ориентации младших
школьников на здоровый образ жизни
представляет собой сложный психологический процесс интериоризации во внутренний
план личности здорового образа жизни как ценности.

Пути формирования ценностного отношения к здоровому и безопасному образу
жизни у младших школьников следующие: использование дидактических игр;
проведение разъяснительных мероприятий со школьниками о важности здорового
образа жизни. Устное общение:
рассказы, беседы, примеры
из жизни о правилах ЗОЖ, правильном поведении
в непредвиденных ситуациях
помогают младшим школьникам углубить познания
о ЗОЖ и его компонентах.

Здоровьесберегающие
технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем
жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и
эффективно взаимодействовать. Здоровьесберегающие педагогические технологии
должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума,
нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении
первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

В начальной школе в учебно-
воспитательном процессе используют следующие здоровьесберегающие формы работы:
утренняя гимнастика; физкультминутки, подвижные
игры, упражнения;
упражнения-энергизаторы; дыхательная гимнастика;
пальчиковая гимнастика; звуковая гимнастика; игры и игровая терапия; сказки и сказкотерапия;
гимнастика для глаз; цветотерапия; релаксационные паузы (звуки музыки в сочетании
со звуками природы: пение птиц, шум воды);
упражнения для снятия
напряжения, улучшения осанки; тематические воспитательные часы, праздники;
встречи с медицинскими работниками;
оформление стендов, стенгазет; фитотерапия; ароматерапия;
арт-техника; уроки в природе.

Изученный опыт учителей начальных классов по формированию ценностного
отношения к здоровью у младших школьников
показывает, что специальная программа «Формирование ценностного отношения к здоровью у первоклассников»
является эффективной.

В школе № 1314 г. Москвы
учителя используют оздоровительные минутки. Школьная перегрузка и долгое
нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Устранить
переутомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную
активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды
деятельности, использовать всевозможные средства восстановления
работоспособности.

Таким образом, были рассмотрены
здоровьесберегающие технологии:  физкультурно-оздоровительные; технологии
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; валеологическое
просвещение детей и родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии.

Выделены основные
мероприятия по реализации технологий: знакомство
с правилами здорового образа жизни; спортивные праздники, подвижные игры;
туристические походы; классные часы, беседы и т.д.

Перспектива работа заключается в разработке мероприятий здоровьесберегающих
технологий и их апробации. Работа может быть полезна учителям начальных классов
и студентам педагогических специальностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ И БЕЗОПАСНОМУ ОБРАЗУ
ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Формирование ценностного отношения к здоровому и безопасному
образу жизни у младших школьников как элемент личностных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования Для современного этапа развития российского общества и системы
образования стала актуальна
проблема формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.

Современная социально-экономическая ситуация,
экологическое неблагополучие отрицательно
сказываются на здоровье человека, особенно детей и подростков.
Главными причинами ухудшения
здоровья являются: низкая культура здорового образа жизни, безответственность по отношению к своему здоровью, а также низкое материальное
обеспечение спортивных, образовательных
и медицинских учреждений, неотъемлемой частью является низкий уровень культуры поведения в отношении здоровья у детей
младшего школьного возраста [4].

Определим ключевые понятия исследования: «здоровье», «ценностное отношение
к здоровью».

Существуют различные варианты
определения понятия «здоровье».

С точки зрения гигиены, здоровье – это оптимальное взаимодействие организма
человека с окружающей средой [7].

В физиологии здоровье
рассматривают, как «способность поддерживать гомеостаз, т. е. относительное постоянство состояния организма» [16].

В философском понимании
здоровье – это состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом
выполнять свои социальные функции
[17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы