Курсовая с практикой на тему Использование здоровьесберегающих технологий как условие эффективной образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы использования здоровьесберегающих технологий как условие эффективной образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста 4
1.1. Характеристика основных понятий 4
1.2. Классификация Здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании 12
1.3. Основные подходы к использованию Здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по физическому развитию детей в детском саду 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Проектирование работы по использованию здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста 21
2.1. Методы изучения состояния здоровья и физического развития детей 5-6 лет 21
2.2. План работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста 24
Выводы по 2 главе 36
Заключение 37
Список литературы 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Введение:
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из важнейших. Концепция « технологий» прочно вошла в систему образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
«Здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуче-ния и развития. Концепция дошкольного образования предусматривает не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетных задач современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья предметов педагогического процесса в детском саду: детей, учителей и ро-дителей.
Одна из основных задач дошкольного учреждения — создание усло-вий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Потому что проблема здоровья актуальна для всех времен и народов, и теперь она становится первостепенной. Актуальность темы здорового об-раза жизни подтверждается статистическими показателями.
Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, что здоровье человека только на 7-8%, зависит от здоровья и 50% образа жизни. Воспитание, уважительное отношение к здоровью должно начи-наться в раннем детстве. По оценкам экспертов, 75% всех заболеваний че-ловека закладываются в детстве. И воспитатель может сделать для здоро-вья ребенка не меньше, чем врач. Воспитатель должен освоить психолого-педагогические приемы, которые позволяют ему работать, чтобы не нане-сти вред здоровью своих воспитанников.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и объединяет все направления работы дошкольных учреждений в деле сохранения, формирования и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Цель исследования: проанализировать использование здоровьесбе-регающих технологий как условие эффективной образовательной деятель-ности по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Объект исследования: физическое развитие детей дошкольного воз-раста.
Предмет исследования: Использование здоровьесберегающих техно-логий как условие эффективной образовательной деятельности по физиче-скому развитию детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
-Дать характеристику основных понятий;
-изучить классификацию здоровьесберегающих технологий в до-школьном образовании;
-рассмотреть основные подходы к использованию здоровьесберега-ющих технологий в образовательной деятельности по физическому разви-тию детей в детском саду
-изучить методы изучения состояния здоровья и физического разви-тия детей 5-6 лет
-составить план работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по физическому развитию де-тей старшего дошкольного возраста.
Заключение:
Здоровьесберигающие- технологии, создают безопасные условия для пребывания, обучения и работы в детском саду и те, что решают задачи рациональной организации воспитательного процесса (с учетом возраст-ных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических норм), со-ответствие учебного и физического нагрузок возможностям ребенка; оздо-ровительные — технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здо-ровья: физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, музыкальная терапия; технологии обу-чения здоровью — гигиеническое обучение, формирование жизненных навыков (управление эмоциями, разрешение конфликтов и т.д.), профилак-тика травматизма и злоупотребления психоактивными веществами, поло-вое воспитание. Эти технологии реализуются благодаря включению соот-ветствующих тем к предметам общеобразовательных учебного цикла, вве-дение в вариативной части учебного плана новых предметов, организации факультативного обучения и дополнительного образования; воспитание культуры здоровья — воспитание у учащихся личностных качеств, способ-ствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию представ-лений о здоровье как ценность, усилению мотивации на ведение здорового образа жизни, повышению ответственности за собственное здоровье, здо-ровье семьи .
Знания, владение и применение здоровьесберегающих технологий яв-ляется важной составляющей профессиональной компетентности совре-менного педагога.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного развития личности, ее физические совершенства — основы здоровья, долго-летия, формируется много двигательных навыков, развиваются физические качества (ловкость, скорость, сила и др.). Своевременное и успешное фор-мирование двигательной функции человека, особенно в дошкольный пери-од жизни, имеет первостепенное значение для полноценного физического развития.
Таким образом, мы выделяем следующие области здравоохранения, которые должны быть реализованы в процессе работы с детьми: техноло-гии, которые помогают предотвратить состояние усталости у детей, отсут-ствие физической активности и т. д; технологии, направленные на непо-средственную работу воспитателя с детьми (психолого-педагогическая де-ятельность); технологии, в том числе работа по формированию культуры здоровья детей.
Дошкольный возраст — важный этап физического развития. В старшей группе тренировочные воздействия на развитие физических качеств необ-ходимо проводить наиболее адаптированными для данного возраста упражнениями, с целью формирования базы для успешного освоения детьми основных движений, своевременного развития физических качеств и двигательных способностей, так как двигательные нарушения детей ле-жат в сфере здоровьесберегающих технологиях.
Установлено, что эффективному использованию здоровьесберегаю-щих технологий как условие эффективной образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста способствует игро-вой стретчинг.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования здоровьесберегающих технологий как условие эффективной образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста
1.1. Характеристика основных понятий
Физическая культура — это вид культуры, содержанием которой яв-ляется оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе ма-териальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек.
Здоровье в научной литературе рассматривается как состояние бла-госостояния [7; 8; 2; 6, 19] благополучия организма [7; 8; 2; 9], как спо-собность противодействовать негативному воздействию внешней среды [7; 4; 2; 9], и как наивысшая жизненная ценность человека и общества [6]. Объединяя опыт предыдущих исследователей в единое определение можно утверждать, что здоровье-это состояние физиологического, психологиче-ского и духовного благополучия, и гармонии организма с окружающей средой, который обеспечивает и является определяющей предпосылкой эффективного осуществления физического воспитания молодежи, физиче-ских, интеллектуальных, психических и нравственных способностей лич-ности [7; 8; 2; 6; 9].
Культура здоровья рассматривается как составляющая физического, а, следовательно, общей культуры, наличие которой способствует сохра-нению здоровья личности [10; 11]. Последняя определяется как индивид, который в процессе социального развития становится носителем и творцом культуры [12; 13].
Литературные источники содержат разные взгляды на значение по-нятия «Физическая культура». Сочетая содержание данных взглядов в едином определении, можно утверждать следующее: физическая культура — это часть общей культуры, которая представляет собой творческую де-ятельность [4] направленную на гармоничное формирование личности [5] и является совокупностью достижений общества в сфере физического со-вершенствования и оздоровления человека [6]. Целью физкультурной дея-тельности, как утверждают ряд авторов, является формирование здоровой, воспитанной, творческой личности. Личность, которая способна приспо-сабливаться к современным реалиям существования и изменениям, кото-рые происходят, как в природе, так и в обществе [1]. Формирование такой личности происходит в процессе достояния индивидом ценностей физиче-ской культуры и повторением их на личные ценности, характерные лишь для данного индивида, образуя таким образом физическую культуру лич-ности, как составляющую общей физической культуры [2]. В свою оче-редь, физическая культура личности – это результативный аспект педаго-гической деятельности специалистов, которая направлена на формирова-ние жизненно-необходимых умений и навыков, знаний, обеспечивают вы-сокий уровень и качество жизни личности.
В теории и методике физического воспитания выделяют пять основ-ных физических качеств: ловкость, гибкость, быстрота, сила и выносли-вость.
Наиболее благоприятным для развития двигательных способностей, особенно координационных, является дошкольный возраст. Дошкольный возраст — важный этап физического развития. В старшей группе трениро-вочные воздействия на развитие физических качеств необходимо прово-дить наиболее адаптированными для данного возраста упражнениями, с целью формирования базы для успешного освоения детьми основных движений, своевременного развития физических качеств и двигательных способностей, так как двигательные нарушения детей лежат в сфере коор-динационных проявлений.
Физические качества, заложенные в человеке генетически, необходи-мо развивать, так как умение хорошо выполнять различные движения возможно только тогда, когда ребенок физически подготовлен. Физиче-скими качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека [9].
В современных условиях развития общества, которому присуще тех-ногенная нагрузки на природу, глобальное ухудшение состояния окружа-ющей среды, обострение противоречий между результатами деятельности человека и законами развития природы, проблема сохранения и укрепле-ния здоровья подрастающих поколений приобретает особую актуаль-ность.
Результаты медицинских и социологических исследований последних лет свидетельствуют устойчивую тенденцию к ухудшению состояния здо-ровья детей. Среди причин, обусловливающих такую ситуацию являются: неблагоприятные социально экономические; отсутствие условий для ак-тивной двигательной деятельности личности как в семье, так и в саду; не-сбалансированное питание, формализованный подход к закалке; несоблю-дение санитарно-гигиенического, воздушного, температурного, светового режимов организации жизни ребенка. Одной из первопричин такого по-ложения является противоречия между потребностями детей и воспита-тельными средствами, используются в педагогическом процессе[2, с.78].
Для устранения данного противоречия в педагогике создается новое направление – здоровье-сберегающее образование, в основу которой по-ложена идея приоритетности здоровья субъектов педагогического процес-са как стержневого компонента личности, позволяет обеспечить оптималь-ную жизнедеятельность педагога и воспитанников.
Здоровьесберегающая среда играет важную роль в процессе форми-рование гармоничной личности. При условии создания такой среды станут возможными решения таких актуальных задачи как полноценное сохране-ние и укрепления здоровья, формирования здоровье-сберегающего пове-дения и культуры здоровья, усвоение ее морально-этических, духовных, эстетических и физических компонентов.
Здоровье-сберегающую среду понимают, как благоприятную среду жизни и деятельности человека, а также окружающие ее общественные, ма-териальные и духовные условия, которые положительно влияют на здоро-вье личности. Данное утверждение базируется на осознании важности обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности человека как со-стояния среды жизнедеятельности, при котором отсутствует какой-либо вредное воздействие ее факторов на здоровье человека и есть возможности для обеспечения нормальных и восстановления нарушенных функций ор-ганизма[5,с.88].
Здоровьесберегающую среду дошкольного заведения в общем пони-мании — это соблюдение санитарно-гигиенических норм, воздушного и све-тового режимов и другое во всех сферах организации жизнедеятельности ребенка в дошкольном заведении. Анализ работ по вопросам создания здоровье-сберегающей среды убеждает в междисциплинарном характере данного направления, поскольку воплощает идеи различных отраслей научных знаний: педиатрии, гигиены, физиологии, психологии, педагоги-ки, экологии, экологии человека, социологии и т. Поэтому существуют различные точки зрения относительно определение понятия «здоровьесбе-регающая среда».
Стожарова М.Ю., рассматривает здоровье-сберегающую среду до-школьного учебного заведения как систему, включающую учебно-воспитательный процесс, социальный и предметный компоненты [17].
К социальному компоненту автор относит педагогический персонал, который воплощают в практику физкультурно-оздоровительной здоро-вьесберегающих технологий; медицинский персонал, который обеспечива-ет контроль за состоянием здоровья и физическим развитием детей, со-блюдение санитарно-гигиенических норм в процессе реализации учебно-воспитательной работы, организации рационального питания; социальное окружение ребенка вне дошкольного заведения. Стоит отметить, что соци-альный компонент имеет значительный воспитательный потенциал. В нем заложен большое воспитательное воздействие на личность ребенка, кото-рый заложен в социальных функциях двигательной активности, реализуе-мых ребенком во взаимодействии со средой. С одной стороны двигатель-ного действия ребенка становятся коммуникативными и интерактивными, а с другой — взаимодействие в двигательных действиях выступает в качестве социального содержания данного движение и способствует осознанию ре-бенком значимости выполняемых двигательных действий. И наконец, в процессе игрового взаимодействия при подвижных играх происходит об-щение, развивается коммуникативная компетентность ребенка.
Предметный компонент включает: физкультурное оборудование групповой комнаты, физкультурной залы, спортивной площадки, пособия, методические рекомендации для организации целенаправленной и само-стоятельной деятельности детей, соответствующие педагогическим, гигие-ническим, эстетическим требованиям и анатомо-физиологическим особен-ностям детей разного возраста.
В исследовании Павлова М. А., Лысогорская М. В., определенные эр-гономические, антропометрические и психофизиологические особенности функционирования здоровье-сберегающей пространственно-предметной среды дошкольного учебного заведения [12].
К основным из них автор относит: развивающий характер простран-ства детства, деятельно-возрастной подход, информативность обеспечения комфортности, функциональной надежности и безопасности, соблюдения высоких гигиенических и эстетических показателей.
Именно через эти компоненты здоровье-сберегающей среды педаго-гический коллектив обеспечивает всестороннее гармоничное развитие ре-бенка, создает предпосылки для использования здоровьесберегающих тех-нологий.
Основными характеристиками такой среды могут быть определены: сбалансированное питание, морально-психологический климат во взаимо-отношениях субъектов образовательного процесса, экологию и гигиениче-ское состояние, современный дизайн, предметно-игровое пространство групповой комнаты, физкультурные залы и игровой площадки, рацио-нальная организация жизнедеятельности детей в соответствии с их воз-растными и психофизиологических особенностей, широкое внедрение ин-новационных программ и технологий оздоровительного направления, уровень сотрудничества дошкольного учебного заведения с семьями и другими социальными институтами.
Мы разделяем мнение Богинич О. Л., Волошиной Л. М., Денисенко Н. Ф. и других, ведущей задачей здоровье-сберегающей среды, основывается на единстве физического, психического (духовного) и социального здоро-вья, является погружение ребенка в особо организованный жизненное пространство, в котором формируется привычка к здоровому образу по-ведения, обеспечивает комфортное пребывание ребенка и в дошкольном учреждении, и семейной среде, и среди детского коллектива вне учебного заведения. Кроме того важным является обеспечение оптимальной двига-тельной активности детей, которая направлена на формирование и реали-зацию естественной потребности в движениях, заложена генетически, одна-ко требует определенного стимулирования и удовлетворения[8].
Существенное влияние на формирование личности ребенка осуществ-ляется системой педагогических воздействий, применяемых в саду. Именно они отражают концептуальные подходы к организации образовательной деятельности в целом, и в частности в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. Поэтому многие исследователи, подчеркивая значимость построения благоприятного для развития и саморазвития ребенка педаго-гического процесса, выделяют понятие «Здоровьесберигающая образова-тельная среда».
Так, Гаврючина Л.В., здоровье-сберегающей образовательной среды определяет, как совокупность педагогических, социально-культурных, ма-териально технологических и медико-валеологических условий жизнедея-тельности дошкольного заведения, результатом взаимодействия которых происходит духовно-нравственное и интеллектуальное развитие личности [5]. В данном определенные заложено интегративный подход к пониманию феномена здоровья, много-уровневость реализации здоровье-сберегающей деятельности, учета единства подходов, поликомпонентность среды. Цен-ным является осознание того, что создание здоровье-сберегающей среды предусматривает слаженность воздействия на личность ребенка как макро-среды, так и микросреду. Учет данных факторов позволит педагогическо-му коллективу создать действительно эффективную систему физкультурно-оздоровительной деятельности и минимизировать негативные воздействия современной экологии на здоровье подрастающих поколений.
Процесс моделирования здоровье-сберегающей среды можно назвать своеобразной специфической совокупностью внутренних факторов разви-тия данной среды. Такая совокупность происходит на почве морфофунк-циональных, психических, физических новообразований личности ребенка и внешних условий, характеризующие каждый ступень обучения и воспи-тания, а также возрастного этапа развития онтогенеза детей, при соблюде-нии конкретных социокультурных и психолого-педагогических условий, создаваемых в дошкольном заведении.
Здоровье-сберегающую среду дошкольного учебного заведения пред-ставляет собой сложно организованную систему, которая состоит из сово-купности санитарно-гигиенических, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий. Поэтому оно направлено на оптими-зацию санитарно-гигиенических условий процесса организации жизнедея-тельности детей, в частности обучения и воспитания, выбор целесообраз-ных форм и методов физкультурно-оздоровительной деятельности, гума-низацию отношений участников учебно-воспитательного процесса, активи-зацию двигательной деятельности, предотвращению умственном и физиче-ском.
Перегрузка детей, предупреждению стрессовых состояний, повыше-нию адаптационных возможностей детского организма, выбор целесооб-разных инновационных технологий и мониторинг качества образователь-ных услуг [19].
Функции здоровье-сберегающей среды включают: координационную, интеграционную, адаптивную, социокультурную, ориентационную, про-педевтическую, стимулирующую и другие. Координационная функция обеспечивает взаимодействие различных структур в вопросах сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений, обеспечивает преем-ственность в реализации государственной политики на разных образова-тельных ступенях. Интегрирующая функция тесно связана с координаци-онным и направлена выработки общих подходов к организации здоровье-сберегающей среды[1,с.53].
Адаптивная — способствует улучшению адаптационных возможностей и функциональных возможностей организма ребенка, готовит к обучению в школе. Социокультурная направлена на приобщение детей к производи-мой обществом системы ценностей по здоровья личности, культивирова-ния здоровье-сберегающей поведения как собственной ценностной необхо-димости.
Ориентационная — обеспечивает самоопределение ребенка (в соответ-ствии с возрастными возможностями) в различных сферах ее жизнедея-тельности, помощь в поиске адекватных путей решения различных жиз-ненных ситуациях. Пропедевтическая — характеризует валеологическое со-провождение ребенка в учебно-воспитательном процессе, как в смысле (способствует формированию валеологических представлений и выработке определенных практических умений), так и формах работы. Стимулиру-ющая — связана с использованием положительного обратной связи, кото-рый позволяет отслеживать изменения в личности ребенка, в том числе и в показателях здоровья, ориентацию не только на конечный результат, но и на процесс его достижения [1].
При проектировании здоровье-сберегающей среды дошкольного учебного заведения необходимо обеспечить следующие педагогические условия:
— разработка и утверждение здоровье-сберегающей концепции,
-формулировка стратегических целей и задач,
— осуществление диагностики и мониторинга состояния здоровья де-тей,
— приобщение детей к основам здорового образа жизни, формирова-ние валеологичной компетентности,
— повышение профессиональной компетентности педагогического кол-лектива в контексте здоровье-сберегающей деятельности, формирование культуры здоровья,
— содержательная взаимодействие всех субъектов педагогического процесса (Администрация, воспитатели, инструктор по физической куль-туре, психолог, медицинская сестра, дети, родители), определение их обя-занностей и ответственности в реализации программных целей.
Таким образом, создание здоровье-сберегающей среды процесс, ко-торый требует четкого осознания всеми субъектами учебно-воспитательного процесса значимости ответственного отношения к соб-ственному здоровью.