Курсовая с практикой на тему Использование универсальных игровых практик в процессе обучения иероглифике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
\
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЕРОГЛИФИКЕ 5
1.1. Характеристика иероглифики 5
1.2. Специфика обучения иероглифике 7
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЕРОГЛИФИКЕ 11
2.1. Характеристика основных игровых методик 11
2.2. Применение игровых методик в ходе изучения китайских иероглифов 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
Китайская письменность представляет собой развитую систему иероглифического письма. В современной китайской иероглифической письменности каждый знак-иероглиф служит для записи отдельного односложного слова или для записи значимой части слова. Китайская письменность прошла долгий путь развития от рисуночной формы письма к современному иероглифическому письму, которое, несмотря на свою сложность, служит средством точной и однозначной фиксации устной речи.
Актуальность темы. Китайский язык (КЯ), бесспорно, становится одним из наиболее популярных для изучения, количество желающих выучить один из самых сложных языков в мире стремительно растет. В связи с этим увеличивается и количество учебных заведений, где преподаётся этот язык.
Своеобразие системы китайского письма, трудности усвоения и использования, существенные отличия от алфавитных систем требует пристального внимания к проблемам методики обучения иероглифическому письму.
Эффективное преподавание невозможно без поисков новых путей активизации познавательной деятельности учащихся.
Следовательно, учителю важно применять такие методические приемы, которые бы побуждали школьников, подводили их к самостоятельным поискам, выводам и обобщениям. Для этого учитель использует игровые приемы и дидактические игры на уроках.
Целью данной работы является разработка комплекса дидактических игр, направленных на изучение и усвоение иероглифики и лексики.
Объект исследования: методика обучения иероглифике.
Предмет исследования: универсальные игровые практики в процессе обучения иероглифике.
Задачи исследования:
— рассмотреть характеристику иероглифики;
— проанализировать специфику обучения иероглифике;
— дать характеристику основных игровых методик;
— выявить возможность применения игровых методик в ходе изучения китайских иероглифов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, разработка комплекса дидактических игр и их практическое применение на уроках китайского языка.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы, включающего 23 источника.
Заключение:
Современный школьный курс китайского языка обладает значительным потенциалом, который заключается в возможности эффективного формирования универсальных учебных действий в процессе освоения курса, то есть достижения школьниками метапредметных образовательных результатов.
Изучение аспекта письма, иероглифической письменности является одним их самых сложных компонентов обучения китайскому языку.
В данной работе были решены следующие задачи:
— рассмотрена характеристика иероглифики. Китайский язык имеет особую форму построения системы письма и представляет собой сложную многоуровневую структуру, обладающую специфическими свойствами, потому организация обучения особенно осложняется на начальном этапе. Так, в процессе постижения основ китайской иероглифической письменности, помимо иероглифов, ключей и графем, изучение порядка написания черт играет одну из важнейших, основополагающих ролей.
— проанализирована специфика обучения иероглифике. Показано, что часто уже на начальном этапе у обучающихся выявляется резкое понижение учебного интереса. По прошествии некоторого времени прописывание осуществляется учеником не сосредоточенно, уже без прежнего энтузиазма и с отвлечением на посторонние дела, не с целью механического запоминания осмысленного материала, а с целью поскорее «допрописывать» и сдать домашнюю работу на проверку. В таких случаях учащийся начинает писать иероглиф не по установленному порядку черт, а так, как ему самому кажется наиболее удобным. Процесс обучения кажется ученикам однообразным, монотонным, неудивительно, что таким образом становится довольно тяжело сформировать и поддержать учебно-познавательный интерес. В данном вопросе на начальном этапе обучения иероглифике помогут игровые технологии.
— дана характеристика основных игровых методик. Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Дидактические игры на уроках иностранного языка несут преимущественно познавательную нагрузку. Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий помогает ученикам заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках. Использование учителем дидактических игр способствует объединению детей для выполнения новой учебной задачи и для закрепления пройденного на уроке материала.
— выявлена возможность применения игровых методик в ходе изучения китайских иероглифов. С этой целью мы разработали и использовали дидактические игры, которые направлены на изучение и усвоение иероглифики. Проведение предложенных дидактических игр показало, что они способствуют повышению активности учащихся на уроках. Кроме того, командные игры формируют чувство ответственности, направленность на конечный результат. Это говорит о том, что предложенные игры могут быть использованы в учебном процессе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЕРОГЛИФИКЕ
1.1. Характеристика иероглифики
Изучение аспекта письма, иероглифической письменности является одним их самых сложных компонентов обучения китайскому языку. И.В. Кочергин приводит статистику, в соответствии с которой «до 80% учебного времени, включая аудиторные занятия и самостоятельную работу, у обучаемых на начальном этапе уходит на овладение иероглификой» [9, с. 170].
Китайский иероглиф представляет собой своеобразный сложный раздражитель, состоящий из трёх основных элементов — звучания, значения и графической формы. Овладение иероглифами учащимися на начальной ступени — весьма тонкий и сложный процесс аналитико-синтетической деятельности, процесс сознательного восприятия запоминания и мышления [万云英, 1962, с. 219]. А.Ф. Кондрашевский характеризует иероглифический знак как графическое построение, состоящее из некоторого числа минимальных стандартных графических элементов — черт иероглифа; простейшими же иероглифическими знаками, т.е. минимальными графическими построениями, обладающими устойчивыми лексическими значениями, являются графемы. Графическим признаком черты является то, что она состоит из одной линии и при её написании орудие письма не отрывается от поверхности, на которой делается запись [Кондрашевский, 2000, с. 7]. Черты представляют из себя отображение штрихов, образующихся при касании кисти с чернилами листа бумаги. Всякий раз при написании иероглифа происходит кратное нескольким разам касание кисти бумаги и последующий её отрыв; создающийся при каждом новом касании кисти бумаги штрих, неважно, имеет он горизонтальное или вертикальное направление, длинен он или короток, прямой или ломаный, носит название — черта [傅永和, 1992, с. 8].
Очевидно, КЯ имеет особую форму построения системы письма и представляет собой сложную многоуровневую структуру, обладающую специфическими свойствами, потому организация обучения особенно осложняется на начальном этапе. Так, в процессе постижения основ китайской иероглифической письменности, помимо иероглифов, ключей и графем, изучение порядка написания черт играет одну из важнейших, основополагающих ролей.
Важнейший принцип организации единиц китайского письма — принцип иерархичности. При первичном восприятии иероглиф представляет собой набор графических элементов, черт, являющихся минимальными структурными графическими единицами иероглифа [Задоенко, 2016]. Специфика единиц исходного уровня состоит в том, что они, «не являясь сами по себе знаковыми единицами, образуют форму единиц вышележащих уровней» [Лагер, 2015, с. 81].
Графема — это структурная единица китайской письменной системы, выполняющая смыслосозидательную и смыслоразличительную функции. В зависимости от выполняемых функций графемы могут классифицироваться как детерминативы и фонетики.
Возникновение нового иероглифа связано с «потребностью записать какое-либо слово, выражающее определенное понятие, а детерминатив должен указывать, понятие какого рода или какой сферы обозначает записанное иероглифом слово» [Козлова, 2006, с. 33] Таким образом, детерминатив выступает в качестве «тематических классификаторов иероглифов» [Кондрашевский, 2000, с. 10]. Так, детерминатив手 shòu «рука», используемый в составе сложных иероглифов, показывает, что знак, обозначает действия, совершаемые человеком с помощью рук (например, 摇yáo «трясти», 搴qiān «вытаскивать», 摆bǎi «расставлять», 扛káng «нести» и т.д.).
Фонетик — графема, передающая точное или приблизительное звучание иероглифического знака. Детерминативы и фонетики выражают наличие связей между иероглифами и способствуют категоризации материала в сознании обучаемых [Рукодельникова, 2017, с. 34].
Опыт преподавания иероглифического письма показывает, что запоминание иероглифических знаков значительно облегчается при объяснении их композиционной структуры. Следует отметить, что графическая систематизация иероглифов предполагает деление знаков на простые и сложные. При этом простые знаки различаются по принципу сочетания черт (соединение, пересечение), а сложные по принципу соединения в них простых иероглифов (примыкание, наложение одного элемента на другой). Например, к простым знакам можно отнести 气qì «воздух», 大dà «большой», 耳ěr «ухо». К сложным иероглифам относятся, например, 吃chī «есть», 道dào «путь», 数shǔ «число».
Для эффективного обучения иероглифическому письму, важным также является рассмотрение особенностей конструирования сложных иероглифов. Основные конструкции могут быть представлены несколькими вариантами:
1. Верхняя и нижняя части: например, 要, 各 или 想, 梦.
2. Левая и правая части: например, 他, 的.
3. Внутренняя и внешняя части: например, 国, 回.