Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Использование учебных словарей при формировании орфографических навыков обучающихся начальных классов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ 6
1.1. Орфографический навык как компонент содержания обучения орфографии 6
1.2. Особенности формирования орфографических навыков у младших школьников 10
1.3. Использование учебных словаря на уроках русского языка как средства формирования орфографических навыков у младших школьников 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ 19
2.1. Выявление актуального уровня сформированности орфографических навыков у младших школьников 19
2.2. Методические рекомендации использования учебных словаря как средства формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

 

  

Введение:

 

Перемены, которые мы ежедневно наблюдаем в современном мире, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, с учетом государственных, социальных и личностных интересов и потребностей. В связи с этим создание новых, улучшение и приспособление к новым условиям уже существующих образовательных стандартов становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО) нового поколения требует, чтобы у младших школьников, как показатель общей культуры человека, была сформирована правильная устная и письменная речь.
С внедрением новых стандартов повышаются требования не только к уровню сформированности орфографических навыков учащихся, но и к уровням развития мышления младших школьников, их самостоятельности и к воспитанию понимания значимости правильного использования русского языка как части культуры. Ребенок получает необходимые знания по русскому языку и учится использовать их в речевой практике именно в школе, поэтому очень важно вести преподавание на высоком теоретическом уровне.
Проблема формирования орфографических навыков давно является одной из самых острых и обсуждаемых в теории и в практике обучения орфографии. Ею занимались такие ученые-психологи, как Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, а также методисты М.Т. Баранов, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и многие другие. Д.Н. Богоявленский занимался важнейшими исследованиями по психологии усвоения орфографии школьниками. Доктор психологических наук С.Ф. Жуйков посвятил вопросу формирования орфографических навыков ряд научных работ, в том числе «Формирование орфографических действий». Профессор П.Я. Гальперин также занимался изучением усвоения новых знаний у школьников и написал отдельную работу «Методы обучения и умственное развитие ребенка». Профессор, автор учебных пособий Г. Граник является автором книги «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков».
В современной методике преподавания русского языка одной из актуальных проблем является поиск наиболее эффективных способов обучения орфографии младших школьников. Так как начальное образование является первичной ступенью обучения, на данном этапе происходит формирование навыков правописания, орфографической и речевой грамотности, способности усваивать и осваивать родной язык в письменной форме. От того, насколько полно будут сформированы данные навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе.
Одним из средств формирования орфографических навыков обучающихся начальных классов является словарная работа. Проблеме усовершенствования принципов словарной работы посвящены труды многих методистов, которые считают, что повышение эффективности усвоения слов с непроверяемыми написаниями возможно, в первую очередь, при изменении характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим.
Актуальность темы определяется тем, что словарная работа занимает особое место на уроке русского языка в начальной школе и является важным этапом в формировании орфографической грамотности учащихся. Для этого учителям необходимо использовать в словарную работе разнообразные упражнения, направленные на прочное запоминание словарных слов.
Объект исследования: процесс формирования орфографических навыков на уроках русского языка у младших школьников.
Предмет исследования: словарная работа как один из средств изучения орфографии на уроках русского языка у младших школьников.
Цель исследования — обосновать необходимость использования эффективных методов и приёмов использование учебных словарей при формировании орфографических навыков обучающихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть орфографический навык как компонент содержания обучения орфографии.
2. Изучить особенности формирования орфографических навыков у младших школьников.
3. Раскрыть особенности использование учебных словаря на уроках русского языка как средства формирования орфографических навыков у младших школьников.
4. Выявить актуальный уровень сформированности орфографических навыков у младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации использования учебных словаря как средства формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка.
Теоретической основой данной работы стали работы ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготского, Н.И Жинкина, П.Я. Гальперина, А.Н Леонтьева, С.Л. Рубинштейна), труды по русской орфографии (Г.А. Бакулиной, Н.В. Виноградовой, Е.В. Гадустовой, А.А. Бондаренко), методика преподавания русского языка (А.К. Аксенова, Н.Н. Алгазиной, Е. С. Антонова, В.В. Бабайцевой, Т. Б. Беленькая, А.В. Текучева).
Методы исследования: теоретические: изучение научной, психолого-педагогической, методической литературы, анализ и обобщение материала, полученного эмпирическими методами, формирование выводов. эмпирические: диагностическая работа.
Структура работы включает в себя введение, раскрывающее актуальность выбранной темы, две главы, заключение, обобщающее основные выводы работы и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо у учащихся – задача не из лёгких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.
Для полноценного формирования орфографического навыка необходимо владение умение фонематического и морфологического анализа слов, достаточный словарный запас, способность выбирать и определять слова по формально грамматическим признакам и в соответствие с орфографическим правилом.
Словарная является работа с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, главной задачей которой является овладение учащимися правописанием таких слов. Данный вид работы имеет, в первую очередь, орфографическую направленность, которая согласуется с обогащением словаря школьников, развитием их устной и письменной речи. Методике словарно-орфографической работы уделено особое внимание педагогов и учёных, таких как Л. В. Савельева, М. Р. Львов, Н. И. Демидова, В. П. Канакина и др.
Методика изучения слов основывается на комплексе приёмов обучения, которые опираются на разные виды памяти и мышления школьников. Традиционные приёмы и методы словарной работы основываются на механическом запоминании непроверяемых орфограмм путём многократного повторения словарных слов в различных упражнениях. Многие учёные считают, что запоминание, не основанное на привлечении образной и словесно-логической памяти, не способствует прочному сохранению информации в памяти школьника. Поэтому для успешного формирования орфографических навыков посредством словарной работы необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы изучения словарных слов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ

1.1. Орфографический навык как компонент содержания обучения орфографии
Орфографические навыки формируются благодаря долгим упражнениям, процесс это непростой и длительный. Базой для этих навыков служат менее сложные умения:
1) умение писать,
2) способность к фонетическому анализу слов,
3) знание правил определения морфемной структуры слов, умение выделить орфограммы, которые нужно проверить,
4) способность применить для каждой орфограммы подходящее правило.
В школьной программе изучение орфографии, выработка орфографических умений происходит в ходе работы с орфограммами. Ученикам младших классов необходимо освоить суть различных видов орфограмм. Кроме того, ученики должны знать, как можно увидеть характерные признаки этих орфограмм чтобы пользоваться соответствующими орфографическими правилами. Ученики младших классов должны изучать все составляющие письма и связи между этими составляющими. В обязательном порядке методику правописания нужно преподавать вместе с работой над букварем, с изучением графики. Только так у обучающегося сформируются требуемые навыки и умения.
Орфографическими правилами устанавливается, как правильно написать в 5 областях письма. В соответствии с этими пятью областями различают 5 таких разделов орфографии [12]:
1) в случае написания в словах букв вместо звуков: главные принципы, поясняющие, как писать в корне слова, в его приставке и прочих частях безударные гласные; двойные согласные буквы, которые расположены в слове на соединении его частей; согласные буквы в разных частях слов (речь идет о гласных и согласных буквах);
2) в случае написания заглавных и строчных букв. Имеется в виду их употребление в имени собственном либо в начале предложения;
3) когда необходимо выбрать правильный вариант написания слова (раздельно, через дефис либо слитно);
4) при необходимости перенести часть слова либо слово целиком со строчки на строчку;
5) в случае написания неграфических сокращений (аббревиатур).
В большинстве случаев особенности русской орфографии устанавливают с лингвистических точки зрения – изучая морфемику, фонологию. В ходе этого происходит подведение орфографических феноменов, видов орфограмм к фонетическим, морфологическим и прочим правилам. Это делается для того, чтобы упростить выбор приемов и способов изучения определенного вида орфограммы, а те только лишь орфографии в целом. Уяснение характеристик и сути орфографии происходит после понимания ее правил. Иными словами – необходимо изучать ее главные теории и положения.
В русском правописании сегодня принято использовать ряд принципов. Речь идет о фонетическом, классическом и морфологическом принципах и дифференцирующем правописании.
Суть морфологического принципа в том, что согласно ему морфемы (приставка, корень и другие) записываются стандартно и одинаково. На это не влияют фонетические перемены в произносимых словах, вызванные формированием схожими словами (либо их формами). Иными словами, на написание не влияют позиционные замены и прочие известные расхождения в произношении и написании. Подобными расхождениями являются: все примеры безударных гласных, которые встречаются в составе различных морфем; глухое произношение в абсолютном окончании слов; глухое произношение звонких согласных букв и звонкое произношение глухих, которое принято использовать, если впереди стоят парные звонкие и глухие согласные буквы; орфоэпическое, классическое звучание большинства словосочетаний и слов.
Те орфограммы, написание которых происходит по морфологическому признаку, проверяются так: прежде всего, нужно понимать значение того словосочетания либо слова, проверка которого проводится. Это является обязательным условием установления падежной формы, выбора проверочного слова и прочего. Далее нужно изучить морфологическую структуру слова, суметь установить место орфограммы. Это – необходимое условие для использования нужного правила. Следующий этап проверки — выполнение фонетического анализа; обозначение согласных и гласных букв; точное установление слогового состава; слогов, на которые ставится ударение и на которые не ставится; нахождение разных сторон фонем. Четвертый этап — проведение грамматического анализа слов и их сочетаний, в ходе которого устанавливается формы слова, часть речи [2].
Стоит отметить, что навыки и умения школьников, касающиеся морфологии, важны для изучения многих орфографических тем. К таким темам, к примеру, относятся: как обозначить мягкое произношение согласной буквы в письменном виде; как использовать прописную букву в имени и т.д.
Как уже выяснили, морфологический принцип можно назвать главным из всех принципов, применяющихся в родной орфографии. Ранее было упомянуто о том, что его сущность в том, что важные части слов (речь идет о приставках, корнях, суффиксах), которые дублируются в различных формах и словах, в любом случае нужно писать одинаково. На это не влияет то, как они произносятся в каком-либо положении [1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы