Курсовая с практикой на тему Использование традиций удмуртского народа в обогащении словаря детей старшего дошкольного возраста обществоведческой лексикой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы словарной работы с использованием традиций удмурдского народа у дошкольников 4
1.1 Словарная работа в аспекте развития речи 4
1.2. Особенности обогащения словаря детей дошкольного возраста 8
Глава 2 Исследования особенностей словаря дошкольников 13
2.1 Организация констатирующего эксперимента 13
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 18
2.3. Методы активизации словаря дошкольников посредством традиций удмуртского народа 22
Заключение 32
Литература 34
Введение:
Актуальность. Основу речевого развития детей дошкольного возраста составляет овладение словарным запасом, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия сними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Обогащение словаря детей дошкольного возраста исследовали Ю.А. Аркин, Г.М. Лямина и другие; дошкольного возраста — А.М. Богуш, Ю.С. Ляховская и другие; особенности становления и развития словаря детей на протяжении дошкольного детства — А.П. Иваненко, Н.И. Луцан , Н.П. Савельева и другие. Ключевым моментом ряда исследований (Н.А. Лаврентьева и другие) выступило исследование особенностей, уточнение и расширение значений уже известных в определенном контексте, использование тематического принципа введения лексики, ассоциативного сочетание слов.
Установлено, что словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Особенность развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста состоит в том, что она связана со всей образовательной работой (Н.В. Гавриш, Н. Кирсти и другие) в том числе обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе (Н.Ф. Виноградов, А. Леонтьев и другие).
Актуальность данной темы очень важна. Так как увеличилось количество детей с различным нарушения формирования речи, поэтому для меня интересна стала разработка этой темы.
Цель исследования – изучить использование традиций удмуртского народа в обогащении словаря детей старшего дошкольного возраста обществоведческой лексикой.
Объект исследования – словарь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование традиций удмуртского народа в обогащении словаря детей старшего дошкольного возраста обществоведческой лексикой.
Гипотеза исследования — обогатить словарь детей дошкольного возраста, возможно, если:
• словарная работа будет неотъемлемой частью всего учебного-воспитательного процесса,
• будут использоваться разнообразные методы и приемы, соблюдаться единство формирования словаря.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему исследования.
2. Выявить уровень лексического развития детей.
3. Организовать работу по развитию словаря детей.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ теоретической литературы, обобщение и систематизация полученных сведений, наблюдение, беседа.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Вопрос о развитии речи у детей дошкольного возраста – это серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе.
Изучая особенности развития речи у детей нужно отметить необходимость проведения специальных коррекционных занятий по формированию умений и навыков построения речевого высказывания и развития речи в целом.
Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме речевого развития у детей дошкольного возраста , показали, что в настоящее время проблема развития речи этих детей, ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй привлекает внимание многих специалистов.
Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Значение игры как ведущего всесторонне развивающего вида деятельности детей позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе.
А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии.
Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Таким образом, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.
Считая возможным развитие речи детей дошкольного возраста в ходе применения дидактических игр, экспериментальное исследование было посвящено выявлению эффективности составленных нами дидактических игр.
Исследовательская работа состояла из нескольких этапов.
Нами была проведена первичная диагностика детей, которая выявила как общий, так и индивидуальный уровень развития их речевой деятельности.
После проведенной работы на констатирующем этапе диагностического исследования дети показали различный уровень развития речевой деятельности.
Низкий уровень был выявлен у 6 детей, что составляет 60% от общего числа воспитанников в исследуемой группе, средний уровень у 4 детей — 40% , высокий уровень развития речевой деятельности не был выявлен ни у кого.
На этой основе составлены и апробированы комплексы дидактических игр, охватывающие период обучения детей во время экспериментальной работы.
Экспериментальная работа показала, что создание оптимальных условий применения игровых средств, представленных данным исследованием, позволяет находить новые пути и методы его исправления, что в свою очередь создает базу для дальнейшего качественного обучения этих детей грамоте.
Мы считаем, что наша работа имеет практическую значимость и может быть использована в коррекционно-логопедическом и воспитательном процессе.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза о том, процесс развития речи будет более эффективным, если в работу включить игру считаем, полностью подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы словарной работы с использованием традиций удмурдского народа у дошкольников
1.1 Словарная работа в аспекте развития речи
Удмуртия – один из многонациональных субъектов Российской Федерации. Дети с дошкольного возраста испытывают влияние различных культур.
Дети овладевают родным языком, его словарным составом в процессе непосредственного общения с взрослыми путем подражания (Н.И. Красногорский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и другие). Опора на чувственное восприятие окружающей действительности и связь его со словом – главное условие усвоения последнего. Основным и решающим в речевом развитии ребенка является не само по себе овладение обозначающей функцией слова, а приобретение возможности вступать в общение с окружающими. Слово становится средством совершенствования мыслительной деятельности ребенка (Л.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская и другие). Это совершенствование связано с усвоением значений слов, поскольку в общении с взрослыми по поводу предметов и явлений слово выступает перед ребенком прежде всего со стороны своего лексического значения (Д.Б. Эльконин,). Значение слов, употребляемых детьми, постоянно расширяется и углубляется (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, А.Р. Лурия и другие).
Для обогащения словаря рекомендуют воспользоваться следующими источниками: Анисимова В.А.«Котырысь улон но мон»; Андреева Т.С. «Удмуртия навеки с Россией»
Анисимова В.А. «Программы по обучению удмуртскому языку в детском саду
Долганова Л.Н. «Тюрага: удмурт нылпи фольклор но шудонъес»
Журавлева А.Н. «Анай кыл»
Комарова А.М.«Вераськон куараос – кыче портэмесь соос»
Комарова А.М. «Визьлюко шыкыс»
Келарева Е.А. «Зольгыри»
Кузнецова Р.А. «Формирование умений и навыков удмуртской речи у детей дошкольного возраста на этнокультуроведческом материале посредством интеграции образовательных областей в условиях полиязычной среды».
Кралина Н.П. «Удмуртские народные сказки»
НиколаеваЕ.А. «Друг другу с добром»
Николаева Е.А.«Ог-огедлы зечен»
Сборник Забыльтись чурес»
Уваров А.Н. «Вуюись. Покчи нылпиослы хрестоматия»
Хайдарова Н.В.»Полэстиськем вапумъес»
Хайдарова Н.В. «Лэйкась гуръес»
Хорошавина А.Г. «Удмуртские народные сказки»
Яшин Д.А. «Удмурт калык выжыкылъес»
Усвоение значений слов помогает осознанию представлений о реальном мире и одновременно воспитанию определенного отношения к этим явлениям, развитию нравственных чувств.
Присвоение речевого опыта с самого раннего возраста связано с речевой действительностью, с постижением лексики родного языка (А.Н. Леонтьев). Усваивая слова, человек овладевает определенным образом двумя рядами их значений: лексическими и грамматическими. Овладевая языком, дети выучивают не только определенные слова, но и «речевые шаблоны, то есть соединения слов в комплексах, в правильном грамматическом строе» (Н.И. Красногорский).
Одной из главных задач развития речи ребенка-дошкольника является словарная работа. Формирование детского словаря — это длительный, сложный процесс количественного накопления слов, усвоение социально закрепленных значений и умение уместно использовать их в конкретных условиях общения.[3] Во время работы над словом дети не только усваивают его лексическое и грамматическое значение, но и учатся составлять словосочетания, предложения, а затем и связный текст. В то же время у детей должно быть сформировано умение осознанно выбирать из словарного запаса те языковые средства, которые будут наиболее точно отражать замысел говорящего и делать высказывания не только грамматически правильным, но и выразительным. Слово обеспечивает содержание общения. Устное или письменное высказывание возможно только при наличии достаточного словарного запаса.
Развитие словаря детей освещалось многими психологами и лингвистами.
Дети овладевают родным языком, его словарным составом в процессе непосредственного общения с взрослыми путем подражания (Н.И. Красногорский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и другие). Опора на чувственное восприятие окружающей действительности и связь его со словом – главное условие усвоения последнего. Основным и решающим в речевом развитии ребенка является не само по себе овладение обозначающей функцией слова, а приобретение возможности вступать в общение с окружающими. Слово становится средством совершенствования мыслительной деятельности ребенка (Л.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская и другие). Это совершенствование связано с усвоением значений слов, поскольку в общении с взрослыми по поводу предметов и явлений слово выступает перед ребенком прежде всего со стороны своего лексического значения (Д.Б. Эльконин,). Значение слов, употребляемых детьми, постоянно расширяется и углубляется (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, А.Р. Лурия и другие).
Усвоение значений слов помогает осознанию представлений о реальном мире и одновременно воспитанию определенного отношения к этим явлениям, развитию нравственных чувств.