Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование технологии групповой работы (коллективный способ обучения) в начальной школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы групповой работы в начальной школе 5

1.1. Технология групповой работы в начальной школе 5

1.2. Этапы и методы групповой работы в начальной школе 8

Глава 2. Организация использования технологии групповой работы в начальной школе 11

2.1. Технологический процесс групповой работы 11

2.2. Групповая работа на различных уроках в начальных классах 12

Заключение 17

Список используемой литературы 20

  

Введение:

 

Актуальность работы. Школа сегодня стремительно меняется, пытается «шагать» в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, а значит, — школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Последнее время учителя начальных классов стали замечать, что ученики теряют интерес к процессу обучения. Как же их заинтересовать? Процесс обучения должен быть организован так, чтобы он вел за собой развитие и должен строиться на системно-деятельностном методе. В этом случае приходит к учителю на выручку технология работы в группах. Она является одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе. Групповая работа заставляет ребят самостоятельно искать и находить информацию в результате решения конкретной задачи. Учащиеся активно взаимодействуют между собой, и это влияет на обогащение словарного запаса детей, расширение их кругозора, развивает мышление, способствует сближению детей, помогает формированию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных).

Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому надо стараться применять эту форму работы как можно чаще. Опыт показывает, что цель групповой работы — активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала; именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

Объект исследования – процесс коллективного обучения в начальной школе.

Предмет исследования – технологии групповой работы.

Цель исследования – изучить особенности использования технологии групповой работы в начальной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность технологии групповой работы в начальной школе;

2. рассмотреть основные этапы и методы групповой работы в начальной школе;

3. изучить технологический процесс групповой работы

4. проанализировать особенности групповой работы на различных уроках в начальных классах.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что групповая технология обучения – это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.

Необходимо отметить, что в групповой работе надеяться на быстрые результаты не приходится, потому что все осваивается на практике. Переходить к более сложным вариантам не надо до тех пор, пока не будут сформированы и отработаны простейшие формы общения. Практика и время нужны здесь. Не обойтись и без глубокого анализа допущенных ошибок. Все это невозможно без огромного терпения, кропотливого труда и заинтересованности самого учителя. Результатом является рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа ее выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.

Таким образом, в итоге обеспечивается высокий уровень результативности, повышается самооценка и коммуникативность учащихся, в классе формируется доброжелательная обстановка. В группе каждый ученик проговаривает материал, формулирует свои мысли, тем самым развивается его речь. Товарищи следят за ответами и предостерегают от ошибок. В результате творческие способности учеников развиваются, появляется чувство удовлетворенности, для каждого ребенка создается ситуация успеха.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт — по своему юридическому статусу является системой требований к результатам общего образования, его содержанию, а его методологической основой является системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход ориентирован на достижение основного результата — развитие личности школьника на основе учебной деятельности. В современном понимании, как отмечено в стандарте, системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, применения различных источников информации, в т.ч., информации сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — группа).

В групповой работе осуществляется цель — обучить самостоятельному решению проблем. Главное средство — открытие знаний вместе с учащимися, при этом развивать универсальные учебные действия: регулятивные — умение решать проблемы; коммуникативные — умение вести диалог; познавательные — умение извлекать информацию, делать логические выводы; личностные — в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Групповая работа дает образовательные результаты, определяющие стандарт и личностно-деятельностный подход:

• личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам;

• метапредметные результаты — освоение учениками на базе одного, нескольких либо всех учебных предметов способов деятельности, применяемых и в рамках образовательного процесса, и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

• предметные результаты — усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета — знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Таким образом, деятельностный подход, опирающийся на работы психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, A.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б.Ц. Бадмаева,B.В. Давыдова, И.И. Ильясова, 3.А. Решетовой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и др. понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По А.Н. Леонтьеву , человеческая жизнь — это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».

Согласно данной теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы групповой работы в начальной школе

1.1. Технология групповой работы в начальной школе

В педагогической литературе нет единого определения групповой формы обучения. Общим считается то, что большинство ученых под групповой работой понимают работу малых групп внутри класса.

Чередов И.М. называет групповой работой форму организации обучения, при которой педагог управляет деятельностью групп обучающихся в классе. Подчеркнем, что данное определение не дает представления о характере взаимоотношений учеников в группах. Что является важным, ведь если при выполнении задания ученики не общаются между собой, тогда речь идет не о групповой, а об индивидуальной работе.

Огородников И.Т. групповыми занятиями называл дифференцированные занятия с группами учеников, которые обладают различной подготовкуой. Отмечается, что работа в группах может вестись коллективно и индивидуально с последующим обсуждением в группах. Полагаем, что данное определение недостаточно, ведь оно не охватывает всего многообразия групповых форм организации учебной деятельности учащихся.

Котов В.В. полагает, что групповая работа – это форма коллективной учебной деятельности, и называет ее способом организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи в составе группы. Эта трактовка не отображает характер взаимоотношений педагога и учеников при организации групповой работы. Однако, именно в особенностях данных отношений, которые должны быть опосредованными и обязательно гуманными кроется педагогическая эффективность групповой работы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы