Курсовая с практикой на тему Использование технологии диалогового обучения на уроках литературного чтения как средства повышения познавательной мотивации младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы использования технологии диалогового обучения на уроках
литературного чтения как средства повышения познавательной мотивации младших
школьников. 6
1.1. Сущность понятия диалогового обучения. 6
1.2. Особенности
познавательной мотивации младших школьников. 11
1.3. Возможности
технологии диалогового обучения на уроках литературного чтения при повышении
познавательной мотивации младших школьников. 16
Выводы по 1 главе. 21
Глава 2. Методика реализации технологии диалогового обучения
на уроках литературного чтения как средства повышения познавательной мотивации
младших школьников. 22
2.1. Диагностика уровня познавательной мотивации
младших школьников. 22
2.2. Содержание работы
по повышению познавательной мотивации младших школьников с использованием
технологии диалогового обучения на уроках литературного чтения. 27
2.3. Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы. 30
Выводы
по 2 главе. 33
Заключение. 35
Литература. 37
Приложение. 40
Приложение 1. 40
Приложение 2. 42
Приложение
3. 43
Введение:
Актуальность
исследования. Мотивация имеет важную роль в жизни
человека, так как под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних
движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы
деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на
достижение определенных целей.
Вопрос
о познавательной мотивации является центральным в современном образовательном
учреждении, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию
побуждения и смыслообразования. Особенно важно изучать мотивацию у обучающихся
старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст благоприятен для
того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает
самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет
успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к
снижению успеваемости, деградации личности.
Данной
проблеме посвящены работы отечественных (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В.
Матюхина, Н.Г. Морозова, Д.Н. Узнадзе и др.), и зарубежных авторов (Й. Лингарт,
А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Г. Холл и др.).
Данные,
полученные в некоторых исследованиях из области педагогической психологии,
свидетельствуют о том, что высокая позитивная познавательная мотивация может
играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких способностей
или недостаточного запаса у обучающихся требуемых знаний, умений и навыков.
Таким образом, правильно построенная работа по коррекции и развитию
познавательной мотивации обучающихся начальной школы позволит повысить успешность
их учебной деятельности.
Проблема
исследования: являются ли технологии диалогового
обучения на уроках литературного чтения эффективным средством повышения
познавательной мотивации младших школьников.
Цель
исследования – теоретически обосновать и проверить
опытно-экспериментальным путем эффективность использования технологии
диалогового обучения на уроках литературного чтения как средства повышения
познавательной мотивации младших школьников.
Объект
исследования – использование технологии диалогового
обучения на уроках литературного чтения.
Предмет
исследования – использование технологии диалогового
обучения на уроках литературного чтения как средства повышения познавательной
мотивации младших школьников.
Гипотеза
исследования: использование технологии диалогового
обучения на уроках литературного чтения является эффективным средством
повышения познавательной мотивации младших школьников.
Задачи
исследования:
1. Изучить сущность понятия диалогового
обучения.
2. Рассмотреть особенности познавательной
мотивации младших школьников.
3. Изучить возможности технологии диалогового
обучения на уроках литературного чтения при повышении познавательной мотивации
младших школьников.
4. Провести диагностику уровня познавательной
мотивации младших школьников.
5. Представить содержание работы по повышению
познавательной мотивации младших школьников с использованием технологии
диалогового обучения на уроках литературного чтения.
6. Сделать анализ результатов
опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая
база исследования: концептуальные подходы к определению
понятий «мотивы» и «мотивация» в трудах отечественных и зарубежных психологов
(Л.И. Божович, Е.Л. Виноградова, Е.П. Ильин, В.И. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, А.К.
Маркова и другие); исследования классификация мотивов, способствующих
формированию познавательной активности, их функции, характеристики в трудах
отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Е.Л. Виноградова, Е.П.
Ильин, А.К. Маркова, А. Маслоу, М.В. Матюхина, Д.Б. Эльконин, М.П. Якобсон);
исследование организации условий формирования познавательной мотивации в трудах
отечественных и зарубежных психологов (В.В. Давыдов, К. Левин, А. Маслоу, Ж.
Пиаже, Б.Ф. Скиннер, Э. Трондайк, В.Ф. Шаталов, Д.Б. Эльконин и другие).
Методы
исследования: анализ и обобщение учебно-методической,
научной и психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез,
систематизация, обобщение, классификация, анализ результатов
опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальная
база исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 18» города Дзержинск
Нижегородской области.
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы.
Заключение:
Технология диалогового обучения позволяет
учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное
описание диалоговых методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и
средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку
определяют выбор форм и средств обучения.
Принимаем
мотив – как внутреннее психологическое побуждение к деятельности, которое может
быть осознано и вербализовано, мотивация – как система мотивов. Исходя из
анализа понятий, можно составить определение познавательной мотивации.
Познавательная мотивация – это комплекс внутренних и внешних мотивов индивида,
побуждающих его к приобретению знаний об окружающем мире, формирующих его
познавательную активность.
Опытно-экспериментальная
работа проводилась с учащимися 3 класса. Экспериментальная база исследования:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 18»
города Дзержинск Нижегородской области. В работе принимало участие 18 учеников.
Опытно-экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий,
контрольный.
Для
достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были использованы
следующие методики: методика «Лесенка побуждений» Н.В. Елфимовой; методика
исследования познавательной активности А.А. Горчинской; «методика с конвертами»
Г.И. Щукиной.
Проанализировав
все данные, которые были получены в итоге констатирующего этапа эксперимента,
можно сделать вывод, что уровень познавательной мотивации у учащихся на среднем
уровне. Достигнутые в ходе выполнения методик результаты послужили основой для
дальнейшей работы по повышению познавательной мотивации младших школьников с
использованием технологии диалогового обучения на уроках литературного чтения.
С
учетом результатов, полученных во время констатирующего этапа, нами был
разработан формирующий этап эксперимента по развитию познавательной мотивации
младших школьников с использованием технологии диалогового обучения на уроках
литературного чтения.
Цель
контрольного этапа работы – проверить эффективность проведенной работы по
повышению познавательной мотивации младших школьников с использованием
технологии диалогового обучения на уроках литературного чтения и провести
повторную диагностику познавательной мотивации младших школьников, обобщить
результаты. Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были
использованы методики констатирующего этапа.
Проанализировав
все данные, которые были получены в результате эксперимента, можно прийти к
выводу, что уровень познавательной мотивации младших школьников стал выше. Их
творческая активность повысилась, повысилась и исполнительная активность, стало
меньше детей, которые находятся на низком уровне. Соответственно, можно
отметить, что работа на основе использования технологии диалогового обучения на
уроках литературного чтения является эффективным средством повышения
познавательной мотивации младших школьников. Гипотеза подтверждена.
Итак,
цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования
технологии диалогового обучения на уроках литературного чтения как средства
повышения познавательной мотивации младших школьников
1.1. Сущность понятия диалогового обучения
Средством взаимодействия между учащимися
является диалог. Следует отметить, что диалог рассматривается как особая,
уникальная социокультурная среда, которая создаёт условия, содействующие
принятию личностью нового опыта, переработке ряда укоренившихся в сознании
смыслов. Диалог ориентирован на гуманизацию образования, следовательно, на
личность ученика. Предмет диалога всегда
связан с личностно-значимыми целями,
интересами собеседников.
По
Г.М. Андреевой, в ходе диалога учащиеся развивают свою культуру диалогического
взаимодействия на различных уровнях [2, с.120].
В
первую очередь как диалог с собственным Я, как общение с самим собой,
собственным разумом – личностный уровень.
Следующим
уровнем является понимание диалога как процесса взаимодействия различных
субъектов (Я и другой) – межличностный уровень.
Третий
уровень – мультидиалог – параллельный
диалог, возникающий при обсуждении проблемы в малых.
Диалог
начинается тогда, когда ученик произносит фразы «я хочу сказать», «если я
правильно понимаю», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения».
Целью диалога — создание межличностного диалогического взаимодействия, в
котором учащиеся абстрагируются от окружающих условностей (нахождение на уроке,
общение с преподавателем, выставление оценки). Эти условности могут помешать
проявить себя на личностном и межличностном уровнях.
В теории диалогового
общения следует рассмотреть идеи, раскрытые в исследованиях К. Роджерса [23,
с.106]. Преподаватель должен уметь