Курсовая с практикой на тему Использование технических средств при изучении детей с умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Технические средства и их роль в
образовании. 7
1.2. Использование технических
средств в процессе обучения детей с умственной отсталостью.. 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ… 22
2.1. Описание констатирующего этапа исследования. 22
2.2. Структура
коррекционно-педагогической работы по обучению дошкольников с умственной
отсталостью с использованием технических средств. 28
2.3. Анализ и обобщение результатов
использования технических средств обучения детей с умственной отсталостью.. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Введение:
Технические средства обучения уже довольно
давно вошли в наши образовательные учреждения и в течение второй половины XX в.
получили широкое распространение. Накоплен интересный практический опыт,
разработаны научные основы их применения. Широкое использование ЭВМ становится
все более необходимым в жизни общества. Информационно-компьютерные технологии
(ИКТ) не только облегчают жизнь современного человека, но способствуют
перестройке мышления, стимулируют и развивают познавательную активность,
расширяют горизонты познавательных возможностей и реализации замыслов.
С начала 90-х годов XX века технических
средств начинают применять и дошкольном образовании. Проводятся исследования по
изучению оптимальных способов использования компьютера в дошкольных учреждениях
с целью совершенствования педагогического процесса (Л.Н. Вахрушева, Ю. Горвиц,
Е. Зворыгина, Е. Иванова, С.С., Новоселова, Н. Тарловская и др.).
К числу основных направлений, которые
развиваются наиболее интенсивно, можно отнести разработку классификации
компьютерных игр (Е. Зворыгина, О. Тараканова и др.), особенности
компьютеризации дошкольного образования за рубежом С.К. Барыкин, А. Бенедек и
др.), экологические и гигиенические требования к организации обучения с помощью
электронно-вычислительной техники С.Е. Глушкова, Л. Чайнова и др.), возможности
использования компьютеров в детском саду (Ю. Горвиц, Е. Зворыгина, Е. Иванова и
др.).
Информационно-компьютерные технологии,
постепенно проникают практически во все сферы жизни и деятельности современного
человека, вносят свои коррективы в подходы к образованию детей старшего
дошкольного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использованию
компьютера в работе с детьми дошкольного возраста убедительно доказывают не
только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в
развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С.Новоселова, Г. Петку, И.
Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.)
В результате исследований было выявлено,
что основной целью использования информационных компьютерных технологий в
дошкольном образовании является всестороннее развитие ребенка, его подготовка к
жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т. е. формирование у
него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как
помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и
возможностей для достижения поставленных целей.
Компьютер, обладая огромным потенциалом
игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на детей
дошкольного возраста с умственной отсталостью, но, как и любая техника, он не
самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно
достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой
воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет и то воздействие,
которое оказывают информационные технологии на ребенка.
Важно, что компьютер, являясь самым
современным инструментом для получения и обработки информации, может служить и
мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в
воспитании, обучении и развитии дошкольников.
Современные технические средства передают
информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет
запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
В современный период, кроме электронных
игр для детей дошкольного возраста, появилось большое разнообразие видов
информационно-компьютерных технологий, применяемых в образовательном процессе:
мультимедийные учебные пособия, компьютерные презентации, учебные CD и DVD
фильмы, электронные аудиокниги и др. Особо следует выделить среди них
мультимедийные презентации, которые носят интегративный характер и имеют
неоспоримое преимущество в отношении всех ранее используемых видов наглядности.
Они могут комплексно воздействовать на чувства ребенка, обеспечивая единство
зрительного и звукового ряда информации. Имеют возможность показать
малодоступные для наблюдения объекты, как в статике, так и динамике, обладают
интерактивностью. Дидактический материал можно легко менять в зависимости от
учебной ситуации, уровня усвоения материала детьми. Картинки, задания можно при
необходимости распечатать. Дети могут сами стать участниками создания
компьютерной презентации путем подбора иллюстраций, фотографий, изготовления
рисунков, схем и т.п. Такие большие возможности применения мультимедийной
презентации, открывают большие перспективы для совершенствования
образовательного процесса в ДОУ и семье. Однако вопрос их применения в
дошкольном образовании с целью обучения детей с умственной отсталостью исследован
в настоящее время незначительно.
Объект
исследования – технические средства обучения.
Предмет
исследования – особенности использования технических
средств в процессе обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Гипотеза
исследования: предполагаем, что процесс обучения детей старшего
дошкольного возраста посредством технических средств будет эффективным при
следующих педагогических условиях:
•определении требований к отбору технических
средств, учитывающих особенности развития детей дошкольного возраста с
умственной отсталостью;
•использование игровых возможностей ИКТ в
сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации,
обеспечение обратной связи между презентацией и ребенком, поощрение правильных
действий и т.д.);
•создание эмоционально-положительного
отношения к выполнению заданий, представленных технических средств обучения.
Задачи
исследования:
1. Изучить теоретические основы использования
технических в процессе обучения.
2. Рассмотреть особенности использование
технических средств в процессе обучения детей с умственной отсталостью.
3. Разработать структуру
коррекционно-педагогической работы по обучению дошкольников с умственной
отсталостью с использованием технических средств.
4. Проанализировать результаты
использования технических средств обучения детей с умственной отсталостью.
Методы исследования:
изучение психолого-педагогической литературы по проблеме; педагогический
эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы;
количественная и качественная обработка результатов экспериментальной работы.
Теоретическое значение
— данная работа вносит вклад в разработку теоретических аспектов методики обучения
детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Практическая
значимость исследования — изучение, отбор и систематизация
современных цифровых методов и приемов, нацеленных на развитие познавательной
активности у детей с умственной отсталостью, будут востребованы учителями-дефектологом
в их практической деятельности.
Структура курсовой работы: работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В результате исследования было выявлено, чтобы
добиться эффективных образовательных результатов, и быть способным к овладению
новыми технологиями деятельности отвечающих запросам общества, нужны средства и
построенные на их основе новые технологии обучения. В настоящее время одной из
распространенных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста является
использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерных
игровых средств (КИС).
Воспитание детей с отклонениями в развитии
отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в
неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических
навыков и умений.
Особенности воспитания конкретного ребенка
зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от степени выраженности
нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и
компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического
воздействия и др.
Методические цели, реализующиеся с помощью
информационных и коммуникационных технологий – это гармоничное развитие
личности, усиление мотивации обучения за счет решения игровых ситуаций,
развитие наглядно-образного и теоретического мышления, умение принимать
оптимальное или вариативное решение.
Отметим педагогическую целесообразность
при использовании информационных и коммуникационных технологий:
индивидуализация и дифференциация, осуществление тренировки в процессе освоения
материала, компьютерная визуализация информации (наглядное представление
материала на экране), моделирование изучаемых или исследуемых объектов.
В настоящее время педагоги имеют свободный
доступ к распределенному информационному ресурсу образовательного назначения.
Например, в России есть Федеральная целевая программа информатизации
образования, которая содержит девять электронных образовательных порталов, они
объединены в консорциум, возглавляет который Федеральный портал «Российское
образование». Получать информацию педагоги, а также психологи могут на сайтах
порталов сети Интернет, тематика которых связана с образованием, в том числе с
дошкольным — «Образование детей дошкольного возраста», электронный журнал «Дошколенок».
В результате исследования были разработаны
методические рекомендации по обучению чтению первоклассников с использованием
цифровых технологий. Обучение чтению посредствам цифровых технологий– это
организация обучения детей с умственной отсталостью, с использованием
электронных средств обучения: компьютерных обучающих игр, обучающих цифровых
средств, он-лайн игр, специализированных сайтов и порталов. Оно требует
соответствующей адаптации способов руководства учебно-воспитательным процессом
(методы, приемы, формы, средства), корректировка длительности обучения в
соответствии с индивидуальными особенностями детей (специальные знания, умения
и навыки; характерологические черты).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОСТАЛОСТЬЮ 1.1.
Технические средства и их роль в образовании
Развитие временных представлений у
дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая
окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом (Л.С.
Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Т.Д. Рихтерман, Е.И.
Щербакова и др.). Основными особенностями восприятия дошкольниками времени как
объективной реальности являются опосредованность, смешение
пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения
данных категорий. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в
одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя
задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда
сомневаются в его существовании [23, 25].
Задача накопления, обработки и обмена
информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех
сферах деятельности, в частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи
с этим создается информационное обеспечение процесса обучения — система форм и
методов его отображения на каком-то носителе информации.
В настоящее время формы взаимодействия
человека с компьютером стали составной частью образования.
Компьютер может использоваться на всех
этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала,
закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребёнка он выполняет
различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,
сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.
В настоящее время выбор компьютерных
игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению,
большинство из них не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому их
можно использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития внимания,
памяти, мышления. Любой этап занятия можно оживить внедрением новых технических
средств. Включение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволяет воспитателю
организовать разные формы учебно-познавательной деятельности, сделать эту
деятельность активной и целенаправленной, а главное интересной и
познавательной.
В разных видах деятельности «чувство
времени» выступает, то как чувство темпа, то как чувство ритма, то как чувство
скорости. По мнению Ф. Фребеля, первые временные представления ребенок должен
усвоить в процессе деятельности, в играх и занятиях с дидактическим материалом.
Т.Д. Рихтерман выделяет по меньшей степени
три различных аспекта временных представлений:
•адекватность отражения временных
промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою
деятельность во времени);
•понимание обозначающих время слов (от
более простых «вчера-сегодня-завтра» до более сложных
«прошлое-настоящее-будущее» и т.д.);
•понимание последовательности событий,
действий, явлений [20].
Труд воспитателя, затраченный на
управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ оправдывает себя
во всех отношениях:
•повышает качество знаний;
•продвигает ребёнка в общем развитии;
•создаёт благоприятные условия для лучшего
взаимопонимания воспитателя и воспитанников.
Информационно-коммуникационные технологии
уже сейчас прочно входят во все сферы жизни человека. Система дошкольного
образования также предъявляет новые требования к воспитательно-образовательной
работе, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене
традиционных методов, а расширению и укреплению их возможностей. Использование
ИК технологий пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя
они делают проведение занятий более интересными для дошкольников. На занятиях в
ДОУ использование ИКТ позволяет поднять процесс обучения и воспитания на
качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать
информацию именно в такой форме, ребенком она запоминается намного быстрее,
нежели обычным монотонным рассказом воспитателя.
Дошкольный уровень образования переживает
время перемен. Научная психология (З. Фрейд, А.В. Запорожец) сегодня уже ясно
говорит о зависимости будущего каждого человека от качества, прожитого детства.
Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана, прежде всего,
с обновлением научной, методической и материальной базы воспитания и обучения
на всех уровнях образования, и на дошкольном в первую очередь.
Важнейшим условием такого обновления
является использование новых информационных технологий (НИТ). Большинство
специалистов и неспециалистов понимают под НИТ в первую очередь компьютеры и
всё, что с ним связано: программное обеспечение, инструкции, другие технические
устройства. НИТ еще определяют как «программно-технические системы.
Обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в
закодированном виде информации различного характера, а также способы (методы)
использования таких систем». Эти определения – общего характера и не относятся
к какой-либо области применения [11].