Курсовая с практикой на тему Использование сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с различными профессиями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы использования сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с различными профессиями 4
1.1. Задачи и средства трудового воспитания дошкольников 5
1.2. Характеристика сюжетно-ролевых игр дошкольников 8
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство ознакомления детей с различными профессиями 11
Глава 2. Проектирование деятельности по использованию сюжетно- 14
ролевых игр в процессе знакомства детей с различными профессиями 14
2.1. Анализ методик для диагностики уровня знаний дошкольников о профессиях 15
2.2. Планирование сюжетно-ролевых игр для ознакомления детей с различными профессиями 20
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
Огромную роль в становлении личности играет трудовое воспитание, рассматриваемое с одной стороны как процесс формирования необходимых жизненных навыков, таких как умение ставить цели, осознавать их и достигать результата; а с другой – как процесс знакомства с разнообразным миром профессий. Благоприятным периодом для формирования данных качеств является дошкольный возраст, когда происходит зарождение и развитие личностных качеств ребенка.
В настоящее время на законодательном уровне сделан акцент на трудовом воспитании дошкольников. Так, согласно ФГОС ДО важнейшим направлением в дошкольных образовательных учреждениях выступает трудовое воспитание, обеспечивающее развитие личности.
Неизменным спутником дошкольника является игра, в которой происходит основное обучение и воспитание ребенка. В игровой деятельности закладывается фундамент личности, формируются черты характера. Именно поэтому процесс трудового воспитания дошкольника должен быть неразрывно связан с игровой деятельностью.
Трудовое воспитание как важное средство развития личности находит отражение в трудах многих знаменитых ученых-педагогов. Проблема трудового воспитания в сюжетно-ролевой игре получила распространение в исследованиях Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Т. В. Алексеевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Поздняковой и др. Теории трудовой деятельности рассматривали В.Г. Нечаева, В.А. Поляков, В.С. Безрукова, Р.С. Буре, К.Д. Ушинский и др.
Актуальность анализируемой проблемы определила тему исследования: «Использование сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с различными профессиями».
Основная проблема обусловлена тем, что практически у каждого ребенка, посещающего детский сад, закладываются основы элементарных трудовых действий, необходимых навыков самообслуживания. В домашних условиях они также могут выполнять простые трудовые действия, оказывая помощь родителям. Но, к сожалению, современные дети мало осведомлены о разнообразии мира профессий, их характеристиками, трудовыми действиями и оборудованием, а потому процесс знакомства с ним наиболее значим для дошкольника. Удовлетворить познавательный интерес к профессиям, возможно в процессе сюжетно-ролевой игры, являющейся эффективным средством воспитания, в том числе трудового.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему использования сюжетно-ролевой игры в процессе знакомства детей дошкольного возраста с профессиями.
Объект исследования: процесс знакомства детей дошкольного возраста с профессиями.
Предмет исследования: процесс ознакомления дошкольников с различными профессиями в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра является ведущей в процессе знакомства детей дошкольного возраста с профессиями.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Рассмотреть теоретические основы изучения проблемы использования сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с различными профессиями.
3. Осуществить проектирование деятельности по использованию сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с различными профессиями.
В исследовании использовались теоретические методы — изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, представленной 2 главами, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 25 источников, приложения. Общий объем работы составляет 40 страниц.
Заключение:
В результате теоретического анализа изучаемой проблемы было рассмотрено понятие «трудовое воспитание», определены основные задачи и средства трудового воспитания у детей дошкольного возраста. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что под трудовым воспитанием подразумевается специально организованный процесс воспитания, позволяющий формировать положительное отношение, уважение к трудовой деятельности, мотивацию к проявлению элементарных навыков сотрудничества, ответственность за результат своего труда.
Благоприятным периодом для формирования этих качеств является дошкольный возраст, когда происходит становление личности, а потому важно, чтобы истоки трудового воспитания начинались в этот возрастной период.
В соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из приоритетных направлений работы является трудовое воспитание, которое предполагает реализацию следующих задач:
— воспитание сознательного и ответственного отношения к труду как к необходимому элементу жизнедеятельности человека;
— формирование удовлетворенности самим процессом труда и его результатами;
— формирование основ трудолюбия и стойкой привычки к трудовой деятельности.
На реализацию данных задач направлены средства трудового воспитания, наиболее характерные для детей дошкольного возраста: собственная трудовая деятельность, ознакомление с трудом взрослых и художественные средства трудового воспитания.
Планирование процесса трудового воспитания дошкольников необходимо начинать с диагностики, позволяющей определить уровень сформированности знаний дошкольников о профессиях.
С этой целью сделана подборка и проведен анализ авторских диагностических методик, которые направлены на определение уровня представлений дошкольников о мире профессий, знаний о предметах и основных процессах труда. Данные методики позволят воспитателю определить зону образовательных потребностей ребенка и в соответствии с полученными данными осуществлять планирование образовательного процесса.
С целью систематизации сюжетно-ролевых игр при планировании процесса трудового воспитания, была составлена картотека сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование представлений дошкольников о профессиях, в которой игры классифицируются в зависимости от игрового сюжета и возраста детей. В картотеку включены сюжетно-ролевые игры:
— бытовой направленности;
— деловой направленности;
— гражданско-патриотической направленности;
— игры на основе литературно-художественного сюжета.
Картотека имеет высокую практическую значимость и может быть полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений при планировании процесса трудового воспитания.
Таким образом, все задачи, поставленные в начале исследования, решены, цель работы достигнута. Гипотеза о том, что сюжетно-ролевая игра является ведущей в процессе знакомства детей дошкольного возраста с профессиями подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы использования сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с различными профессиями
1.1. Задачи и средства трудового воспитания дошкольников
Роль труда как основополагающего фактора развития личности дошкольника находит отражение в трудах многих знаменитых ученых-педагогов. Так, по мнению Я. З. Неверович, Т. А. Марковой трудовая деятельность дошкольника – это потребность в оказании помощи взрослым. В. И. Глотова, Л. В. Загик, С. М. Котлярова изучали этапы становления и развития трудовой деятельности детей. Согласно концепции Е.И. Радиной важно не только обучать детей трудовым действиям, но и воспитывать у них положительное отношение к труду. Результативность применения разнообразных методов и приемов трудового воспитания показаны в исследованиях Л. Н. Воронецкой, С. В.Коротаевой, О. И. Митрош Л. И.Куликовой, Л. А.Ступиной. Роль сюжетно-ролевой игры в процессе приобщения детей к труду исследовалась Т. В. Алексеевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Поздняковой и др. [7; 25].
В данном исследовании сделан акцент на следующем определении: под трудовым воспитанием детей дошкольного возраста подразумевается специально организованный процесс воспитания, позволяющий формировать положительное отношение, уважение к трудовой деятельности, мотивацию к проявлению элементарных навыков сотрудничества, ответственность за результат труда [25].
Сенситивным периодом формирования этих качеств является дошкольный возраст, а их несформированность создает серьезные препятствия как в учебной, так и в последующей трудовой деятельности. Именно поэтому важно, чтобы истоки трудового воспитания начинались уже с детского сада [22; 23].
В соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования и ФЗ «Об образовании» одним из приоритетных направлений дошкольной работы является трудовое воспитание, которое предполагает реализацию следующих задач:
— воспитание сознательного и ответственного отношения к труду как к необходимому элементу жизнедеятельности человека;
— формирование удовлетворенности самим процессом труда и его результатами;
— формирование основ трудолюбия и стойкой привычки к трудовой деятельности [21].
Известный российский педагог, доктор педагогических наук Р. С. Буре [2; 5]. занималась изучением трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Согласно ее теории, основными задачами трудового воспитания в детском саду являются:
— воспитание уважения к труду, его результатам и общественной значимости;
— развитие элементарных трудовых умений, навыков организации деятельности, контроля и самоконтроля;
— воспитание нравственно-волевых качеств личности – целеустремленности, настойчивости, упорства, ответственности;
— формирование мотивов, побуждающих к трудовой деятельности, а как следствие получения удовлетворения за результат труда;
— развитие навыков совместной деятельности, инициативности, осознания себя членом коллектива.
В соответствии с теорией Л. В. Куцаковой [16] основная цель трудового воспитания состоит в формировании положительного отношения к труду как к социально значимому явлению. Автором выделяются три группы задач, на которые должно быть направлено трудовое воспитание:
1. формирование предпосылок трудовой деятельности: трудовых навыков; компонентов деятельности и общественных мотивов;
2. воспитание положительного отношения к труду: интереса, уважения и стремления оказывать помощь;
3. воспитание личностных и социальных качеств личности, необходимых в процессе трудовой деятельности: самостоятельности, ответственности, инициативности, трудолюбия, взаимопомощи, эмпатии.
Бабанским Ю. К. и Нечаевой В. Г. выделяются две группы задач трудового воспитания [5]:
— оказание помощи дошкольнику в овладении навыков трудовой деятельности;
— развитие личностных качеств ребенка.
Таким образом, мы выяснили что под трудовым воспитанием понимается специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанников, целью которого является формирование общетрудовых навыков и умений, а также личностных качеств, необходимых в последующей трудовой деятельности.