Курсовая с практикой на тему использование средств стабилографии в коррекции двигательных функций учащихся с нарушением речевого развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДА
СТАБИЛОГРАФИИ В КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ.. 5
1.1. Характеристика
двигательных функций у школьников с нарушениями речевого развития. 5
1.2. Влияние метода стабилографии на развитие и коррекции
двигательных функций учащихся с нарушением речевого развития. 9
Выводы по главе 1. 13
ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА СТАБИЛОГРАФИИ
В КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.. 14
2.1. Условия
использования методов стабилографии. 14
2.2. Методические рекомендации по развитию двигательных
функций у школьников с нарушением речевого развития. 23
Выводы по главе 2. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
На сегодняшний день современное общество переживает
непростой период в развитии. Такие явления в мире как: экологические проблемы,
наследственные заболевания, повлияли на темпы развития детей и их поведение в социуме. Согласно оценкам, в 2019
г., в мире умерло 5,2 миллиона детей, детское население сократилось на 13%, по
прогнозам ученых количество здоровых детей будет сокращаться, уже сейчас
увеличивается процент детей с врожденными патологиями центральной нервной
системы. Одним из ведущих симптомов при перинатальных поражениях ЦНС являются
речевые нарушения.
Особенностью ХХI века по сравнению с предыдущим
100-летним периодом является замедление темпа физического и психического
развития детей (так называемая децелерация), одним из проявлений которой является
ряд нарушений речи и задержки психо-речевого развития различного генеза. Речевые трудности могут негативно повлиять на
все сферы жизни детей (в т.ч. на психическое развитие), предопределяя их низкую
познавательную активность и плохую успеваемость в школе, недостаточную
ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность и
примитивизм содержания коммуникативной и игровой деятельности. Нарушения речи,
ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности
уже взрослеющего человека.
Поэтому проблема поиска эффективных методов профилактики
и коррекции нарушений психо-речевого развития детей является весьма актуальной
для специалистов в области педагогики, психологии и медицины.
Объект исследования: закономерности коррекции
двигательных функций учащихся с нарушением речевого развития.
Предмет исследования: использование средств стабилографии
в коррекции двигательных функций учащихся с нарушением речевого развития.
Цель исследования: исследование эффективности
использования средств стабилографии в коррекции двигательных функций учащихся с
нарушением речевого развития.
Поставленная цель обусловливает необходимость решения
следующих задач исследования:
1. Охарактеризовать особенности развития двигательных
функций у школьников с нарушениями речевого развития;
2. Рассмотреть влияние метода стабилографии на развитие и
коррекцию двигательных функций учащихся с нарушениями речевого развития;
3. Организовать экспериментальное исследование и
проанализировать его результаты;
4. Разработать методические рекомендации по развитию
двигательных функций у школьников с нарушениями речевого развития.
Гипотеза исследования: использование метода стабилографии
будет способствовать успешному осуществлению развития и коррекции двигательных
функций учащихся с нарушениями речевого развития.
Методологической
основой исследования является теория познания; основные положения системного
подхода как методологического способа познания педагогических фактов, явлений и
процессов; личностно деятельностный и личностно ориентированный подходы к
рассмотрению функционирования системы «учитель – ученик»; ведущие идеи
философии и психологии, образования и воспитания, идеи семейной педагогики.
В
процессе исследования использовался комплекс взаимосвязанных методов: изучение
и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
теоретическое осмысление и обобщение педагогического опыта.
Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в
учебно-воспитательном процессе начальной школы, при написании научных работ,
посвященных проблематике.
Структура
работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы
Заключение:
Речевое развитие является результатом комплексной работы слуха,
артикуляционного аппарата, коры головного мозга и речевого окружения. Нарушения
речи происходят по ряду различных причин, обусловленных сложным механизмом. Особенности речевого развития детей с
речевыми нарушениями заключаются в сложности формирования двигательных
процессов, нуждающихся в коррекционной работе.
Одним из важнейших аспектов развития современной
педагогики коррекционной направленности представляется вопрос, связанный с
особенностями двигательной координации у детей, страдающих от общего
недоразвития речи. Для движений таких детей характерным является наличие
неловкости, плохой координированности, чрезмерной замедленности или, напротив,
излишней импульсивности. Именно поэтому дети, страдающие от общего недоразвития
речи, с большим трудом осуществляют познание простейших умений и навыков
самообслуживания, овладение которыми представляет собой жизненную
необходимость.
Использование метода стабилографии в развитии общей
моторики у детей с ОНР является эффективным, но недостаточно разработанным в
данное время. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания
по диагностике и коррекции, так как они являются очень красочными и
увлекательными.
Анализ теоретических данных позволил разработать методические рекомендации
по формированию моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Коррекция
недоразвития психомоторики младшего школьника – система
социально-педагогических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и
закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций и возможностей
человека, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений. Это
специфический вид социальной деятельности, в процессе которого происходит
удовлетворение физических и духовных потребностей.
Основными
средствами реабилитации, диагностики и обучения являются стабилографические
игры, в процессе которых выполняются двигательные действия, дыхательные упражнения. Именно в процессе игры ребенок учится
произвольно управлять положением собственного тела, говорить без запинок.
Во время участия в стабилографической игре ребенок максимально свободен в
своих действиях, у него формируется двигательная культура. Педагогика
расценивает подвижную игру в качестве важнейшего средства, способствующего
всестороннему детскому развитию. Подвижные игры также характеризуются глубоким
смыслом, полноценной ролью в формировании личности ребенка, способствующей
развитию у ребенка умственных и физических способностей, познанию норм
нравственности, поведенческих норм, ценностей, связанных с этикой и
общественным порядком.
Активное
участие в стабилографических играх играх способствует тому, что двигательная
культура ребенка развивается. Во время их проведения происходит осмысление и
познание окружающего мира, развитие интеллекта ребенка, его фантазии,
воображения, формирование социальных качеств. Благодаря стабилографическим
играм дети развиваются творчески, проявляют свою естественную двигательную
ловкость, учатся решать поставленные задачи, вырабатывают способность не только
к познанию окружающего мира, но и к его преображению.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДА СТАБИЛОГРАФИИ В КОРРЕКЦИИ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 1.1. Характеристика
двигательных функций у школьников с нарушениями речевого развития Развитие речевой регуляции моторных функций составляет центральную проблему
физиологии и психологии произвольных движений человека. Лишь благодаря слову
эти движения могут приобрести тот преднамеренный и сознательный характер,
который качественно отличает их от так называемых произвольных движений
животных.
Как компоненты действий, движения становятся функцией от очень сложных
психических процессов — восприятия ситуации, осмысливания действия, предвидения
его результатов и зависимой составной частью направленного на предмет и им
обусловленного действия [40]. «Просто стоять, поддерживая определенную позу, —
значит тоже совершать определенные движения» [3]. М. Сеченов писал, что к
мышечному движению можно свести всё разнообразие мозговой активности.
В свою очередь мозг является субстратом психической деятельности,
следовательно, в мышечном действии происходит отражение психической активности
[41]. Именно такое определение даёт В.В.Никандров психомоторике, обозначая этот
термин как «объективизацию всех форм психического отражения через мышечное
действие» [34]. Таким образом, психомоторикой можно назвать взаимосвязь
психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых с движением.
Речевое развитие — результат комплексной работы слуха, артикуляционного
аппарата, коры головного мозга и речевого окружения. Нарушения речи происходят
по ряду различных причин, обусловленных сложным механизмом.