География Курсовая с практикой Естественные науки

Курсовая с практикой на тему Использование сравнительного метода на уроках географии при изучении природных условий полуостровов (на примере Скандинавского и Чукотского)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Краткая история развития сравнительного метода 5
Глава 2. Сравнительный обзор природных условий полуостровов 7
2.1. Особенности географического положения 7
2.2. Геологическое строение и рельеф 9
2.3. Климатические условия 11
2.4. Внутренние воды 12
2.5. Почвенный покров 13
2.6. Растительность 13
2.7. Животный мир 14
Глава 3. Использование материала работы на уроках географии 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Анализ литературных источников разрешает сделать вывод о том, что в отечественной географической науке сравнительный метод в первый раз был применен М. В. Ломоносовым. Позже им пользовались в своих учениях К. И. Арсеньев, П. П. Семенов-Тян-Шанский, И. М. Пржевальский, А. И. Воейков, В. В. Докучаев и прочие классики отечественной географической науки.
В нынешних программах по географии, собранных на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, уделяется внимание целям обучения географии, ее вкладу в решение главных педагогических задач, результатам обучения. Исследование школьного курса географии играет значимую роль в формировании всесторонне образованной личности, владеющей системой нынешних деологических взглядов, ценностных ориентаций, культурных и моральных норм поведения.
Развитие научного миропонимания – процесс трудный, целеустремленный, захватывающий все звенья учебно-воспитательной работы, начиная с младшего подросткового возраста и оканчивая ранне-юношеским. Обучение школьников географии содействует столь значимому процессу последовательно, поднимая школьников на все более высокую умственную ступень овладения знаниями, умениями, опытом созидательной деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.
Цель исследования: показать возможность использования сравнительного метода на уроках географии при изучении природных условий Скандинавского и Чукотского полуостровов.
Объект исследования: сравнительный метод на уроках географии.
Предмет исследования: использование сравнительного метода на уроках географии при изучении природных условий Скандинавского и Чукотского полуостровов.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить краткую историю развития сравнительного метода.
2. Провести сравнительный обзор природных условий полуостровов.
3. Проанализировать использование материала работы на уроках географии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического и практического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 34 страницы. Количество литературных источников – 23.
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Скандинавский полуостров – самый крупный полуостров Европы, находящийся с северо-западной стороны и имеющий достаточно большую связь с материком. А Чукотский полуостров расположен на крайнем северо-востоке азиатской части России. Здесь расположена крайняя восточная точка материковой части России – мыс Дежнева.
По своему строению Скандинавский полуостров — огромная каменная глыба, состоящая из гранита и гнейса. Большая часть этой территории относится к Балтийскому кристаллическому щиту, где на поверхность выступает докембрийский фундамент, а более молодые осадочные породы почти полностью отсутствуют. На западе, главным образом в Норвегии, простираются каледонские складчатые структуры. А в основании Чукотского полуострова находится срединный массив, ограниченный мезозойскими складчатыми структурами, и только южная часть относится к окраинному вулканическому поясу области кайнозойской складчатости.
В целом, рельеф обоих полуостровов чрезвычайно разнообразен. Различие состоит в большей расчлененности рельефа Скандинавского полуострова.
Климат Чукотки суровый, субарктический, на побережьях – морской, во внутренних районах – континентальный. А на Скандинавском полуострове господствует умеренный климат.
По Скандинавскому и Чукотскому полуострову протекает много коротких и полноводных рек.
Для районов, прилегающих к Северному и Балтийскому морям, характерно распространение дерново-подзолистых почв, а южнее и западнее — бурых лесных почв, содержащих до 6 % гумуса, имеющих хорошую структуру, близкую к нейтральной реакцию и обладающих значительным плодородием. А на Чукотском полуострове преобладают горно-тундровые почвы.
Растительный оазис Скандинавии отличается многообразием. Немногим более 40 % Скандинавского полуострова занято лесными массивами. А вот Чукотка – это край тундры и арктических пустынь. Преобладает тундровая, низкостелющаяся растительность.
Животный мир Чукотки разнообразен, он принадлежит типичному «арктическому комплексу» с центром в Аляске и достаточно уникален для Российского Севера, поскольку многие виды арктической фауны дальше Чукотки на запад не распространяются. В лесах Скандинавского полуострова обитают лось и косуля, лисица и волк, бурые медведи, редкие зайцы и рыси. Много белок. Северные территории обжиты белыми оленями и леммингами.
Материал данной работы может быть успешно применен в школьном курсе «География материков и океанов» 7 класса при изучении материка Евразия, на уроках, построенных на сравнении двух регионов («Евразия. Природа. Географическое положение». «Особенности рельефа, его развитие. Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых». «Климат». «Внутренние воды». «Природные зоны». «Народы Евразии»). Также в курсе социально-экономической географии (10 класс) материал работы может быть использован при изучении следующих тем: «Региональная характеристика мира. Мы «открываем» Россию». Материал данной работы может быть успешно применен в школьном курсе программы 8 класс «География» («Особенности рельефа России: равнины и горные системы», «Растительный и животный мир России: характерные черты»).
Нами также разработан элективный курс по географии «Путешествие на северо-запад и северо-восток Евразии». Данный курс даст возможность расширить и систематизировать знания учащихся о географическом положении, рельефе, климате, флоре, фауне и т. д.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Краткая история развития сравнительного метода

Сравнение – это логический прием, необходимый во всякой познавательной деятельности, на различных ее этапах и уровнях, вне зависимости от ее объекта. Сравнительный метод – более узкое понятие. В качестве особого метода исследования сравнение может выступать только в том случае, когда процедура сопоставления требует – для эффективного ее проведения – специальной подготовки и организации.
Такая необходимость возникает обычно при сравнении сложных объектов и явлений, которые описываются большим набором широко варьирующих признаков. Высокая оценка роли сравнительного метода в развитии науки содержится в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Уже в «Немецкой идеологии» основоположники марксизма четко разграничивают элементарное сравнение и метод наук, в которых «сравнение приобретает общезначимый характер»; отмечают большие успехи, достигнутые благодаря этому методу сравнительной анатомией, ботаникой, языкознанием [7].
Позднее, при анализе истории естествознания Ф. Энгельс рассматривает использование сравнительного метода в качестве одной из важнейших предпосылок формирования эволюционной теории в биологиии диалектического взгляда на природу в целом. Успех этого метода был обусловлен прежде всего его ролью в обобщении большого объема фактических данных.
Сравнительное исследование делят на несколько этапов:
– первый этап определяет объекты сравнения и обосновывает, что изучаемые явления однородны с учетом их характеристик;
– второй этап позволяет разработать критерии сравнения объектов, на нем вводятся параметры и характеристики, на основе которых будет производиться сопоставление [10];
– третий этап формирует и накапливает информационную базу сравнения. При этом происходит выявление и анализ тех или иных источников, и делается вывод, насколько эти источники способны дать исследователю не только достоверную, но и сопоставимую информацию;
– четвертый этап выявляет сущность и характеристику исследуемых специалистами объектов через осознание и понимание имеющихся различий, и анализ их причин.
На начальном этапе сравнительный анализ выявляет прежде всего сходства, используя при этом приемы типологии и периодизации, и лишь потом происходит выявление и определение имеющихся различий и анализ их причин.
Сравнительно-географический метод – введен Александром Гумбольд-том и Карлом Риттером. Александр Гумбольдт сравнительный метод характеризует следующим образом: что сравнивать между собой отличительные особенности отдельных стран и представить в кратких чертах результаты этих сравнений – благодарная, хотя и трудная задача общего землеведения («Картины природы»). Данный метод в социально-экономической географии применяется при характеристике стран, районов, городов, ТПК и других территориальных единиц.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы