Курсовая с практикой на тему Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения грамматики на уроке иностранного языка 5
1.1. Теоретические аспекты обучения грамматики 5
1.2. Роль грамматики в обучении иностранного языка 16
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Методика использования ИКТ в обучении грамматике иностранного языка 20
2.1. Компьютер в обучении грамматике иностранного языка 20
2.2. Примеры заданий для формирования грамматического навыка с использованием ИКТ 24
Выводы по 2 главе 28
Заключение 30
Список литературы 32
Введение:
На сегодняшний день современное общество рассматривает оптимальные пути для организации учебно-воспитательного процесса и вариантов содержания обучения, его структуры. Более важными проблемами современного образования являются переориентация и преобразование целей обучения иностранным языкам и содержания обучения.
При внедрении компьютерных технологий в учебный процесс повышается эффективность освоения материала учащимися. Ученики в средних классах, используя информационные технологии, могут создавать исследовательские работы, проекты с презентациями и т.д. Педагогический профессионализм базируется на целостности познаний и умений, соответствующих нынешнему уровню формирования науки, техники и их результата – информационных технологий. У учителей открываются новые творческие способности в преподавании иностранного языка при широком использовании ИКТ.
Актуальность исследования заключается в том, что компьютерная технология имеет высокую коммуникативную возможность и активно включает учеников в учебную деятельность, активизирует потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивает грамматический и коммуникативный навыки у школьников. Это содействует адаптации к социальным условиям нынешнего времени, т.к. общество нуждается в людях, которые быстро ориентируются в современном мире, самостоятельных и инициативных, достигающих успеха в своей деятельности. Учебный процесс требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Инновационными формами обучения являются: ИКТ, метод проекта, приемы технологии критического мышления.
Объектом исследования являются особенности формирования грамматических навыков на уроках иностранного языка у учащихся средних классов.
Предметом исследования является использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средних классов.
Целью исследования является изучить особенности применения информационно–компьютерных технологий при формировании грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие «грамматический навык» и этапы его формирования;
• определить роль информационных компьютерных технологий в обучении грамматике английского языка;
• рассмотреть методику использования информационно-компьютерных технологий.
Методологическую базу исследования составляют труды Е.И. Пассова, Е.А. Маслыко, Г.В. Роговой, Ю.С. Масловой, Е.В. Муковниковой и др.
В процессе исследования применялись следующие методы: изучение и анализ методической и педагогической литературы по различным вопросам обучения грамматической стороне речи и использования современных информационных технологий на уроках иностранного языка.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования современных компьютерных технологий при формировании грамматических способностей у учащихся средних классов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Проведенное исследование по теме «Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы» показало, что современные компьютерные технологии эффективны при обучении грамматике.
В процессе работы были решены поставленные задачи:
— рассмотрено понятие «грамматический навык», изучены этапы его формирования;
— определена роль информационных компьютерных технологий в обучении грамматике английского языка;
— проанализированы особенности использования информационно-компьютерных технологий на уроках иностранного языка.
Спроектированные уроки с использованием информационных компьютерных технологий решили ряд задач, а именно:
— повысили активность учащихся на уроке;
— мотивировали учащихся к освоению той или иной грамматической темы;
— создали условия для самостоятельной работы;
— обеспечили комфортную атмосферу обучения;
— позволили индивидуализировать обучение;
— выработали интеллектуальные умения и навыки работы с компьютером.
В общем и целом, можно констатировать, что использование компьютерных технологий на уроках английского языка способствует повышению у старшеклассников уровня владения грамматическими навыками и познавательного интереса. Наиболее продуктивными формами учебно-познавательной деятельности учащихся старших классов с применением компьютерных технологий являются обучение в сотрудничестве и в группе. Повышению познавательного интереса старшеклассников способствует использование на уроках английского языка современных компьютерных технологий. Оптимальным типом организации процесса обучения старшеклассников английскому языку является использование на уроках мобильных технологий в качестве поддержки традиционного процесса обучения учащихся. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка в старших классах предполагает тщательную подготовку учителя и их систематическое использование для поддержания языковой мотивации обучающихся.
Таким образом, при использовании компьютерных технологий меняется характер работы при обучении грамматике, так как роль учителя состоит в том, чтобы поддерживать и направлять развитие личности учащихся, а также научить применять современные компьютерные технологии для самостоятельного изучения той или иной грамматической темы или грамматического явления. Задачи исследования решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения грамматики на уроке иностранного языка
1.1. Теоретические аспекты обучения грамматики
Основной целью обучения грамматике в школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умении говорения, аудирования, чтения, письма. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условии использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении. Соответственно необходим поиск наиболее рациональных путей овладения учащимися грамматическими действиями, составляющими автоматизированные компоненты речевой деятельности, а также пути усвоения того грамматического материала, с которым эти действия производятся (Стуруа М.В. Методика обучения практической грамматике русского языка слушателей полиэтнических групп подготовительных факультетов технических вузов: дис…канд. педаг. наук. – М., 2004. – с. 44).
Г.В. Рогова выделяет три основных компонента содержания обучения:
лингвистический; психологический; методологический (Рогова Г.В. Методика обучения английском языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – с. 38).
Лингвистический компонент содержания обучения иностранной грамматике предполагает отбор необходимого материала, включая морфологию и синтаксис. Владение иноязычным грамматическим материалом предполагает наличие у учащихся умений образовывать формы слов, владеть той или иной синтаксической конструкцией, употреблять ее в контексте. Выполняя действия по изменению форм слов, учащиеся оперируют словами и элементами слов: префиксами, суффиксами, окончаниями. Данные действия производятся для выражения и понимания мысли в иноязычной речи. Разница между носителями и изучающими иностранный язык состоит в степени автоматизации производимых действий: при использовании родного языка речевые действия выполняются мгновенно и неосознанно для участника коммуникации (Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т.П. Леонтьева (и др.); под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. – 2-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – с. 45). Для изучающих иностранный язык некоторые действия остаются не автоматизированными.
В научной литературе все грамматические явления иностранного языка условно разделяют на:
— общие для всех видов речи (предлоги, союзы, наречия, артикли, времена глаголов);
— присущие, в основном, одному виду речи, но употребляемые и в другом (например, пассивные конструкции);
— закрепленные за одним видом речи (например, конструкции разговорного синтаксиса) (Рындина Ю. В., Мартышова Д. А. К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1166-1168).
В методике обучения иностранному языку выделяют пассивную (рецептивную) и активную (продуктивную) грамматику. Активная и пассивная грамматики дифференцируются не только по характеру использования приобретенных знаний в речевой деятельности, но и по своему составу. Под активным грамматическим минимумом понимаются те грамматические явления, которые предназначены для употребления в говорении и письменной речи. Активная грамматика при описании языковых явлений предполагает движение от смысла к форме. При составлении грамматического минимума необходимо строго ограничить материал, отобрав самые употребительные способы выражения смысловых отношений и исключив синонимические. Активный грамматический минимум отбирается на основе следующих принципов:
— принцип распространенности в устной речи;
— принцип образцовости;
— принцип исключения синонимических грамматических явлений.
Отбор грамматического материала для активного грамматического минимума базируется на принципах тематико-ситуативной обусловленности и адекватного преставления грамматической системы языка (Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам. – М.: ВК, 2012). Так, например, учащиеся 5-х классов на уровне морфологии должны овладеть следующим грамматическим материалом для продуктивного усвоения: особыми случаями образования множественного числа существительных; исчисляемыми и неисчисляемыми именами существительными; артиклем и его значимым отсутствием; артиклем перед названиями улиц, городов, стран, континентов; особыми случаями образования степеней сравнения имен прилагательных; неопределенными местоимениями; объектным падежом личных местоимений; глаголом в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах в Past Simple, Future Simple; модальными глаголами; наречиями; предлогами направления движения, места и времени; союзами. На уровне синтаксиса учащиеся 5-х классов овладевают знаниями о порядке слов в предложении; знакомятся со сложносочиненными предложениями с союзами and, but (ФГОС).
Пассивная грамматика используется учащимися для анализа смысла сказанного или написанного. При отборе пассивного грамматического материала принцип исключения синонимических конструкций не может быть использован, так как речевые произведения, которые должен понимать учащийся в процессе обучения, могут содержать грамматические синонимы.
Пассивный грамматический минимум отбирается с учетом принципов: — распространенности в книжно-письменном стиле речи; — многозначности грамматического явления.
Психологический компонент содержания обучения иностранным языкам призван определить те навыки и умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения на данном конкретном этапе и применительно к данным конкретным условиям. Психологический компонент содержания обучения иноязычной грамматике включает в себя:
— учет интересов учащихся, создание у них мотивации к овладению данным аспектом речи и развитию у них специальных способностей;
— формирование у учащихся двух видов грамматических навыков;
— характер взаимодействия грамматических навыков с лексическими и фонетическими.