Методы психологической коррекции Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование сказок в психологической работе с подростками и старшеклассниками

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Теоретический анализ литературы по использованию метода сказкотерапии для подростков и старшеклассников 5

1.1. Сказкотерапия в современном образовании, с учетом реализации федерального государственного образовательного стандарта 5

1.2. Актуальность использования метода сказкотерапии для подростков и старшеклассников 10

1.3. Особенности подросткового периода и учащихся старших классов 13

2. Практическая часть (эксперимент) Влияние сказкотерапии на снижение уровня тревожности подростков и старшеклассников. 22

2.1. Психокоррекция тревожности и страхов детей с использованием коррекционных сказок и оборудования сенсорной комнаты 22

Заключение 32

Список использованных источников 33

Приложение 35

Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил 35

  

Введение:

 

Сегодня, в период социального неблагополучия в нашем обществе, все больше взрослых и детей нуждаются в психологической помощи. Сре-ди направлений психотерапии и психокоррекционного лечения сказкоте-рапия является одним из современных направлений, которое получает все более широкое признание. Это происходит в результате осмысления тра-диционных ценностей, накопленных человечеством, а также опыта изуче-ния влияния литературы на человека. Это связано с большей готовностью современных людей к восприятию этих ценностей, чем в прежние времена, в результате их более широкого образования и образа жизни.

Другая сторона чтения литературы и, в частности, сказок также свя-зана с целительным поиском смысла жизни при чтении и осмыслении про-читанного. Терапия чтением в глубоком философском смысле — это тера-пия, связанная с поиском смысла жизни, себя и своего места в обществе.

Многие люди, в том числе и великие, искали смысл жизни, обраща-ясь к философским, психологическим и религиозным трудам представите-лей различных мировоззренческих систем ориентации.

Сказка — это удивительное средство работы с внутренним миром ре-бенка и мощный инструмент развития. Соответственно, в рамках совре-менной системы образования необходимо использовать не только народ-ные или авторские сказки, которыми богата литература, но и специально созданные сказки, предназначенные для использования в деятельности школьного психолога.

Интерес психолого-педагогического сообщества к сказкам существу-ет давно. Однако только в последние годы возникло и сразу же приобрело огромную популярность такое самостоятельное направление практической психологии, как сказкотерапия. Сказкотерапия — одно из направлений пси-хотерапии, в котором для достижения терапевтического эффекта исполь-зуются придуманные истории (сказки). Слушая сказку, ребенок проводит аналогии с ситуациями, в которых он испытывает страх. Идентифицируя себя с героем сказки, ребенок учится справляться со своими страхами и тревогами на примере переживаний и действий сказочных героев. Сказка предлагает ребенку модель поведения в психотравмирующей ситуации и способы выхода из нее.

Сегодня ученые рассматривают сказкотерапию как научную дисци-плину и практический метод лечебно-коррекционной работы, находящий-ся на стыке литературоведения и психотерапии.

Принимая во внимание, что именно сказка выступает важным сред-ством терапии не только у детей, но и взрослых, мы полагаем, что исполь-зование сказкотерапии в работе с подростками и старшеклассниками будет не менее актуальным в современном образовательном процессе.

Объект исследования: сказкотерапия.

Предмет исследования: сказкотерапия в работе с подростками и старшеклассниками.

Цель исследования: изучение использования сказок в работе с под-ростками и старшеклассниками.

Задачи исследования:

1. Определить роль сказкотерапии в современном образовании, с учетом реализации федерального государственного образовательного стандарта.

2. Выявить актуальность использования метода сказкотерапии для подростков и старшеклассников

3. Изучить особенности подросткового периода и учащихся старших классов.

4. Составить психологический тренинг по психокоррекции тревож-ности и страхов детей с использованием коррекционных сказок, и обору-дования сенсорной комнаты.

Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка источников литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Метод сказкотерапии самый древний в человеческой цивилизации, насчитывающий не одно тысячелетие, но при этом и один из самых моло-дых методов в современной научной практике. И надо сказать, что процесс по её развитию и формированию идёт до сих пор.

Сказкотерапия — это метод не для всех старшеклассников, а только для тех, кто находит в нем отражение своего мировоззрения. Он может не подойти детям, которые выбирают более активные способы получения ин-формации. Кроме того, специалист, выбирающий сказку в качестве метода воздействия, должен видеть многогранность сюжета, быть готовым к лю-бым высказываниям детей и уметь подвести их к необходимому выводу. Несмотря на эти тонкости, сказкотерапия позволяет расширить арсенал методов и приемов, которые психологи и классные руководители могут использовать в своей работе. Она является не только коррекционно-развивающей, но и хорошим диагностическим средством, помогает специ-алисту лучше узнать и понять детей и выстроить дальнейшую работу.

Сказкотерапию могут использовать как работники школы, так и ро-дители. Первый вариант подходит для тех случаев, когда ребенок испыты-вает трудности в отношениях с мамой и папой и не получает от них внима-ния. Школьные психологи могут проводить занятия как индивидуально, так и в форме тренинга. Но стоит заранее знать, что коллективный метод больше подходит для профилактики подростковых проблем.

Используя различные техники сказкотерапии, можно помочь под-ростку прожить множество ситуаций, с аналогами которых он столкнется в жизни. Также с помощью сказкотерапии можно значительно расширить мировоззрение подростка и его способы взаимодействия с миром и други-ми людьми.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретический анализ литературы по использованию метода сказкотерапии для подростков и старшеклассников

1.1. Сказкотерапия в современном образовании, с учетом реали-зации федерального государственного образовательного стандарта

Согласно ФГОС ООО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процес-са, а также обучение и воспитание через игровую деятельность, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаи-модействия обеспечивает успешную её адаптацию в современном социо-культурном пространстве.

Сказки имеют большое познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, нравственных качеств чело-века. М. Горький утверждал, что через сказку необходимо учить детей че-ловечности, героизму, любви, справедливости, честности.

Сказка — это сокровищница народной мудрости, неисчерпаемый ис-точник народной педагогической мысли. Общение через сказку — лучший способ установить доверительные отношения со взрослым, повлиять на мировоззрение детей, их эмоции и поведение. В сказочных образах и ситу-ациях детям легче найти ответы на свои проблемы и вопросы. Тексты ска-зок вызывают сильный эмоциональный отклик как у детей, так и у взрос-лых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уров-ням — сознательному и подсознательному, что дает особые возможности для общения. Это особенно важно для коррекционной работы, когда необходимо создать эффективную ситуацию общения в сложной эмоцио-нальной ситуации.

Сказка создает условия для максимальной реализации потенциала человека. Сказка особенно возбуждает активность ребенка, потому что настраивает его на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно прохо-дит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое про-тивопоставление добра и зла, фантастические и очень конкретные по своей сути причинно-следственные связи явлений, понятные ребенку, результаты различных характерных действий, повторы — все это делает сказку особен-но интересной и увлекательной для детей. Сказка активизирует воображе-ние ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне сочувствовать геро-ям, и в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но, главное, новое отношение к людям, предметам и явлениям.

Сказкотерапия — это направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развивать самосознание и выстраивать особые уровни взаимодействия друг с дру-гом, что создает условия для формирования их субъектности. [11]

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия во-ображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком соб-ственных эмоциональных состояний.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагоги-ческим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков пере-давались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается спо-соб передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации че-ловека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной систе-мой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказко-терапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Любая деятельность способствует возникновению личностных ново-образований по мере того, как человек становится ее членом. Освоение по-зиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности реагировать на предлагае-мой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений [2].

Сегодня словосочетание «сказкотерапия» уже не вызывает недоумен-ных взглядов и уточняющих вопросов у практических психологов. Это слово знакомо и часто употребляется. Сказкотерапевтов можно встретить в детских садах и психологических центрах, в хосписах и больницах. В обычных общеобразовательных школах также немало практикующих психологов, занимающихся сказкотерапией. Однако до сих пор это заво-раживающее слово «сказкотерапия» понимается психологами очень по-разному, и вкладываемые в него смыслы отличаются порой не меньше, чем, скажем, бытовые сказки и небылицы.

Основателем сказкотерапии как метода в России считается Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева – доктор психологии и практик, дирек-тор Санкт-Петербургского института сказкотерапии, автор ряда публика-ций по сказкотерапии. Официальной датой основания Института сказкоте-рапии в России считается 1998 год.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, под сказкотерапией понимает «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность». Она определяет сказкотерапию как совокупность способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитатель-ную систему, соответствующую духовной природе человека [6].

Она пишет, что сказкотерапия — это и открытие знаний, живущих в душе и являющихся в настоящее время психотерапевтическими, и процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе отношений в нем, и процесс формирования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, и процесс объективизации проблемных ситуаций, и процесс активизации ресурсов и потенциала личности, и процесс экологи-ческого воспитания и образования ребенка, и терапия в среде, специальной среде, в которой могут быть показаны сказки.

Врач-сказкотерапевт А.В. Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии процесс воспитания Внутреннего ребенка, развитие души, повышение уровня осознания происходящих событий, приобретение зна-ний о законах жизни и способах социального проявления творческой со-зидательной силы. Кроме того, он подчеркивает, что «сказкотерапия — это еще и процесс «вспоминания» и возвращения подростка и взрослого к гармоничному мировосприятию». Сказкотерапия — достойный инструмент в арсенале педагога-психолога. И его следует использовать как можно эф-фективнее [4].

Сказкотерапия — это инновационный метод в работе с детьми, кото-рый позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка с помощью сказки, решая самые разные проблемы. Преимущество сказок состоит в том что:

• В сказках нет нравоучений и назиданий.

• Через образы сказок ребенок знакомится с жизненным опытом многих поколений.

• Торжество добра в сказках — это психологическая безопасность: какие бы события ни происходили в сказке — все заканчивается хорошо.

• Главный герой — это собирательный образ, и ребенку легче со-отнести себя с героем сказки и стать участником сказочных со-бытий [4].

Классификация типов сказок разработана Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Автор выделяет следующие типы сказок:

— Художественные (к ним автор относит авторские и народные сказ-ки),

— дидактические, предназначенные для обучения детей дошкольного возраста (например, сказки о буквах и цифрах, сказки о микробах, живу-щих во рту и т.д.)

— медитативные (направлены на расслабление, восполнение недостат-ка родительской заботы, снятие тревоги, успокоение),

— психотерапевтические,

— психокоррекционные [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы