Курсовая с практикой на тему Использование сказкотерапии как метода психокоррекции агрессивности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения особенностей проявления агрессии в поведении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 6
1.1.Психолого-педагогическая характеристика развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР 6
1.2. Проявления агрессивности дошкольниками с ЗПР 9
1.3.Сказкотерапия как метод психокоррекции агрессивности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
Глава 2. Экспериментальное исследование проявлений агрессивности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 22
2.1.Описание методик исследования особенностей проявления агрессивности детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития 22
2.2.Анализ результатов исследования особенностей проявления агрессивности детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития 23
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения 41
Введение:
Актуальность. Чтение сказок — одно из самых любимых детских занятий, с помощью которого оказывается воздействие на психику, корректируется поведение, устраняются психосоматические расстройства.
Коррекция поведения, эмоций требует полноценного сотрудничества родителей, ребенка и психолога. Ребенку трудно описывать словами ощущения, формулировать проблему из-за небольшого опыта взаимодействия с социумом. Он имеет в арсенале крик, истерики, сопротивление, агрессию, плач, ревность, грусть, что пугает родителей, заставляет задумываться о решении проблемы.
В качестве метода работы с ребенком используется сказкотерапия — в психологии этот способ отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Метод часто совмещают с творчеством — рисование или лепка героев рассказа, сказки. Для детей младшего возраста 3–4 лет подбирают рассказы о животных, детям 5–6 лет нравятся сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.
Сказкотерапия, как метод психологической коррекции представляет особую ценность, поскольку позволяет ребенку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Решение поведенческой или другой проблемы происходит внутренне.
Сказкотерапия является хорошим методом предотвращения агрессивного поведения.
Цель исследования заключается в анализе использования сказкотерапии как метода психокоррекции агрессивности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Объектом данного исследования выступает агрессивность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предметом исследования является использование сказкотерапии как метода психокоррекции агрессивности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Исходя из поставленной цели, необходимо выделить ряд задач:
1. Изучить понятие агрессивности в научно-психологической литературе.
2. Рассмотреть функции и механизмы агрессивности.
3. Изучить виды агрессивности.
4. Проанализировать возрастные и половые особенности проявления агрессивности у детей в дошкольном возрасте.
5. Рассмотреть понятие статуса в психологии.
6. Изучить особенности группового статуса старшего дошкольника.
7. Выделить методы исследования агрессивности и группового статуса старшего дошкольника.
8. Проанализировать результаты исследования.
9. Выделить особенности психологического консультирования по проблеме агрессивности старшего дошкольника.
Гипотеза исследования заключается в том, что метод сказкотерапии позволит предотвратить агрессивное поведение у старших дошкольников с ЗПР.
Теоретическая значимость Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что сформулированные выводы и рекомендации могут быть использованы в целях совершенствования методических основ работы с проявлениями агрессивности детьми старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методики по диагностике агрессивности старших дошкольников с ЗПР в группе сверстников могут служить эффективным инструментом определения агрессивных проявлений в группе старших дошкольников с ЗПР .
Методы, используемые в данном исследовании:
1. Анализ научно-психологической литературы по феномену агрессивности.
2. Наблюдение.
3. Эксперимент.
4. Тестирование по методикам «Нарисуй человека», «Кактус», «Капитан корабля».
5. Социометрия.
6. Метод проектов.
База исследования: детский сад №228. В исследовании участвовало 34 ребенка: 17 детей экспериментальной и 14 детей контрольной групп старших дошкольников с ЗПР.
Методики, применяемые в исследовании: «Нарисуй человека», «Кактус», «Капитан корабля».
Структура данной работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе решения первой задачи было изучено понятие агрессивности в научно-психологической литературе. Было выявлено, что авторы по-разному относятся к определению данного феномена, однако, анализ исследований дал возможность выделить собственное определение агрессивности – это любая форма поведения, которая ориентирована на оскорбление или причинение вреда какому-либо субъекту общественных отношений.
В ходе решения второй задачи были рассмотрены функции и механизмы агрессивности. Было выяснено, что одна из основных функций агрессивности заключается в психологической защите вследствие внутреннего конфликта. Механизмы агрессивности основываются, в первую очередь, на демонстративности (желании ребенка выделится, повысить свой групповой статус посредством привлечения внимания), деструктивности (отсутствии рациональности), защите (ответная реакция на агрессивные выпады в свою сторону).
В ходе решения третьей задачи были изучены виды агрессивности. Так, в работе рассматривается физическая агрессивность, противопоставляемая вербальной, активная агрессивность, противопоставляемая пассивной, прямая агрессивность, противопоставляемая скрытой. Притом, физическая агрессивность предполагает физическое насилие, вербальная демонстрирует словесную форму, косвенная агрессия проявляется в защите стороннего субъекта от обидчика, не влияющего непосредственно на того, кто проявляет эту агрессию, прямая агрессия возникает в случае непосредственного контакта.
В ходе решения четвертой задачи были проанализированы возрастные и половые особенности проявления агрессивности у детей в дошкольном возрасте. Было выяснено, что в дошкольном возрасте принято считать, что проявления агрессивности во многом связаны с процессами полоролевой идентификацией ребенка. Например, игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам (прообраз сверстника), чем игра девочек. Кроме того, пик агрессивности ребенка приходится на 3 года, и, если не скорректировать такое поведение в старшем дошкольном возрасте, в период взросления это будет чрезвычайно трудно.
В ходе решения седьмой задачи были выделены методы исследования агрессивности и группового статуса старшего дошкольника. Для проведения эмпирического исследования были подобраны следующие проективные методики: «Нарисуй человека», «Кактус», «Капитан корабля», а также беседа «Я и телевизор». Данные методики представляют собой рисуночные тесты, которые наиболее полно отражают психологическое напряжение ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР и беседу с включением теста.
В ходе решения восьмой задачи были проанализированы результаты исследования. Было выявлено, что в экспериментальной группе неагрессивных детей больше, чем во второй группе. Соответственно, во второй группе наблюдается большее количество агрессивных детей. Это говорит о наличии взаимосвязи агрессивности и группового статуса ребенка в старшем дошкольном возрасте, что подтверждает гипотезу о том, что в старшем дошкольном возрасте агрессивность связана с групповым статусом.
В ходе решения девятой задачи были выделены особенности психологического консультирования по проблеме агрессивности старшего дошкольника.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута. Гипотеза является подтвержденной.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ изучения особенностей проявления агрессии в поведении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР
Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР[8, с.43].
ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже¬лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ¬ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел¬лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.
Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю¬бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.
Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де-фицита внимания.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.
У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.
Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией) [12, с.98].
Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде¬нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.