Курсовая с практикой на тему Использование ситуаций при презентации лексики на уроках иностранного языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты использования ситуаций на уроках иностранного языка 6
1.1. Основные приемы презентации лексики на уроке английского языка 6
1.2. Использование ситуаций на уроке английского языка 14
2. Использование ситуаций при презентации и отработке лексики на уроках английского языка в начальной школе 19
2.1. Анализ опыта учителей по презентации и отработке новой лексики на уроках иностранного языка в начальной школе 19
2.2. Упражнения для обучения лексике на уроке иностранного языка посредством ситуаций 22
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Введение:
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновационных методик ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить учащихся не только знаниями, но и умениями, развить познавательную самостоятельность обучающихся. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание. Радикальные изменения происходят, в том числе, и в методах обучения (с объяснительного на деятельностный), и в изменении оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов). В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический, системно-деятельностный подход к образованию обучающихся [24]. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.
В новом образовательном стандарте акценты смещены с минимума содержания на требования к результату образования. Большое внимание уделяется дальнейшему развитию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, составляющих психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Достичь этого помогает правильная организация обучения.
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку на сегодня признан одним из самых эффективных и целесообразных, одним из таких, которые способствуют выполнению требований современного социума к воспитанию и образованию современного конкурентоспособного человека. Использование речевых ситуаций в рамках коммуникативного подхода на уроках английского языка в средней школе будет способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции.
Степень разработанности проблемы. Коммуникативный метод обучения иностранному языку описан в трудах многих авторов, таких как, Е.А. Захарова [9], Е.И. Пассов [19], В.Л. Скалкин [22] и др.). Данный метод развивался на основе идей лингвистов, психологов и методистов (В.А. Артемов [3], И.Л. Бим [6], И.А. Зимняя [11], С.Ф. Шатилов [26]). Анализ этих исследований показывает, что проблеме активизации процесса обучения иностранной речи средством коммуникативного метода уделяется значительное внимание на протяжении многих лет. Однако вопрос использования ситуаций при презентации лексики является менее изученным, чем и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.
Цель исследования состоит в выявлении возможностей ситуаций при презентации лексики на уроках английского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Описать основные приемы презентации лексики на уроке английского языка.
2. Дать характеристику использования ситуаций на уроке английского языка.
3. Выявить возможности ситуаций при презентации лексики на уроках английского языка в начальной школе.
4. Разработать комплекс упражнений при обучении лексике на уроке иностранного языка посредством ситуаций.
Методы научного исследования:
− анализ теоретической литературы;
− синтез и обобщение;
− наблюдение;
− педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщена информация относительно использования ситуаций на уроках иностранного языка в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; разработанный комплекс упражнений может быть использован на уроках английского языка в начальной школе с целью презентации лексического материала.
Структура курсовой работы обусловливается целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающий 27 наименований.
Заключение:
Одной из важных задач, которая ставится перед учащимися при изучении иностранного языка, является овладение лексической стороной иноязычной речи, поскольку она является составной частью коммуникативной компетенции обучающихся. Под лексической стороной речи подразумеваем лексические знания, а также способность использовать языковой словарный запас в речи.
Современный урок иностранного языка – это системное сотрудничество педагога и обучающихся при котором последние в ситуации проблемы решают учебные задачи, находят пути применения решений этих задач, выделяют новые способы работы в процессе учебной деятельности.
Коммуникативный подход к обучению языкам дает возможность научить обучающихся моделировать речевые взаимодействия, понимать интенции коммуникантов, использовать язык как средство социального действия и взаимодействия в условиях конкретных ситуаций общения.
Современный коммуникативный метод является гармоничным сочетанием многих способов обучения иностранным языкам, и обладает, несомненно, большими потенциальными возможностями для повышения качества обучения и интенсификации учебного процесса.
Ситуации на уроках иностранного языка в начальной школе обладают методической значимостью для эффективного формирования лексических навыков, поскольку обладают большими возможностям в качестве средства презентации лексики.
Правильное употребление лексики и насыщенный словарный запас – это ключ к свободному иноязычному общению. Считаем, что выбор того или иного средства презентации новых лексических единиц обусловлен характером лексической единицы, содержанием понятия, которое она передает, этапом обучения, уровнем речевой подготовки учащихся. При презентации новых слов наглядность применяется для конкретизации словесных представлений. Также внимание должно уделяться осмыслению учащимися лексических единиц. Для достижения поставленной цели используют наглядность, догадку за ситуацией, объяснения на английском языке и перевод.
Исследованный материал показал, что использование ситуаций при презентации и отработке лексики на уроках иностранного языка в начальной школе является эффективным средством обучения.
Был разработан комплекс упражнений для обучения лексике на уроке иностранного языка посредством ситуаций.
Методы научного исследования:
− анализ теоретической литературы;
− синтез и обобщение;
− наблюдение;
− педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщена информация относительно использования ситуаций на уроках иностранного языка в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; разработанный комплекс упражнений может быть использован на уроках английского языка в начальной школе с целью презентации лексического материала.
Структура курсовой работы обусловливается целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающий 27 наименований.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты использования ситуаций на уроках иностранного языка
Сегодня приоритетным в обучении иностранному языку является коммуникативный метод обучения, поскольку основной функцией языка является именно коммуникативная. Современный коммуникативный метод представляет собой гармоничное сочетание многих способов обучения иностранным языкам, и обладает, несомненно, большими потенциальными возможностями для повышения качества обучения и интенсификации учебного процесса. Именно поэтому целесообразно использовать различные ситуации на уроках иностранного языка.
1.1 Основные приемы презентации лексики на уроке английского языка
Обучение лексике играет важную роль в процессе обучения английскому языку. Лексическая правильность речи определяется постоянством лексических умений и навыков. Условия обучения, широкий тематический спектр вызывают необходимость отбора соответствующего лексического минимума, который должен соответствовать целям обучения иностранному языку.
Знание иностранного языка бесспорно связано со знанием лексики этого языка. Без целенаправленного изучения лексического материала, настойчивого и систематического накопления обучающимися лексических знаний, навыков и умений успешное овладение иностранным языком невозможно.
По мнению Н.К. Скляренко, при обучении лексике следует обратить внимание на следующее:
Обучающиеся должны получать такие задания, которые помогали бы им строить ассоциативные связи, чем больше – тем лучше.
Обучающийся должен помнить, что, начиная изучать новую лексику, обучающиеся обязательно сталкиваются с трудностями понимания новой лексики.
Лексику нужно представить в ее обычном контексте, чтобы обучающиеся могли почувствовать ее значение, регистр, синтаксическое окружение и тому подобное.
Во время обучения следует акцентировать внимание на звучании новых слов (особенно на ударении).
Ориентировать обучающихся на скорейшее построение словаря рубежного уровня около 3000 лексических единиц.
Привлекать обучающихся к активному изучению новой лексики.
Предоставлять обучающимся возможности многократной встречи с новой лексикой и постоянного воспроизводства этой лексики в памяти.
Обучающиеся должны иметь возможность формировать собственное отношение по использованию новой лексики.
Можно повысить мотивацию обучающихся к запоминанию новой лексики, если она будет персонализированная.
Обучающихся нужно учить использовать реальную коммуникацию для усвоения новой лексики [23; c. 3-7].
Березенська Л.В. отмечает, что, реализуя разноплановый подход к активизации лексики на уроках английского языка, ученые предлагают ученикам такие упражнения, как Roundtable (group work) или Your choice [5; c. 44-46].
Презентация нового материала – ознакомление учащихся с новыми лексическими единицами. Как отмечает Л.Н. Кравчук, отбор лексических минимумов проводится составителями программ и авторами учебников, которые и определяют количество лексических единиц и их отнесение к активному или пассивному минимуму. Учитель имеет дело только с результатами отбора, работая в соответствии с требованиями действующей программы и с определенным учебником [14; c. 43-48].
На ознакомляющем этапе обеспечивается первичное изучение всех аспектов иностранного слова, которое вводится: его звучания, графической формы, произношения, написания, смысла и значения (то есть его содержательного аспекта) [13; c. 2-3].
При презентации нового лексического материала широко используется наглядность – один из принципов обучения, который предусматривает непосредственное восприятия обучающимися явлений, процессов, средств воздействия или их изображений.
Ф.Г. Хабибуллина и др. отмечают, что специфика обучения иностранному языку в школе определяется тем, что школьникам приходится его изучать его в искусственных условиях, когда необходимо широкое использование средств наглядности, которая реализует разные функции на уроках иностранного языка:
− является опорой для понимания материала воспринятого на слух;
– обеспечивает правильное осмысление изучаемого материала на этапе ознакомления;
− создает условия для активного использования материала в речи, лучшего его понимания [25].
На начальном этапе обучения лексике усваивается в основном конкретный словарный материал. Обозначаемые им предметы можно легко продемонстрировать через показ самого предмета, действия или картинки. Предметы, действия или картинки, которые показывают, выступают источником восприятия. При такой демонстрации зрительное восприятие, соединяясь со слуховым, способствует правильному восприятию нового слова и прочному закреплению его в сознании обучающихся.
Для презентации лексических единиц особое значение имеют средства наглядной иллюстрации (рисунки, картинки, схемы, таблицы, фотографии и т.д.), которые помогают учителю на всех этапах работы над языковым материалом развивать у обучающихся нужные языковые умения и навыки. При этом обучающиеся имеют возможность наглядно представить то, о чем говорится в той или иной ситуации.
На уроках иностранного языка могут быть использованы учебные фильмы как специальные (созданные для демонстрации на уроках иностранного языка), так и не специальные (подготовленные для демонстрации на других уроках, но которые могут быть использованы для показа на уроке иностранного языка). Такие фильмы озвучиваются учителем на основе заранее подготовленного дикторского текста на иностранном языке.
По мнению А.С. Козачинер, формирование лексической компетенции происходит постепенно. Упражнения и методы, используемые при презентации лексики, отличаются в зависимости от этапа обучения лексике. Надо обрабатывать лексический материал по алгоритму, который учитывает цели обучения на каждом из этапов и предусматривает выполнение соответствующих языковых и речевых упражнений. На подготовительном этапе учителю надо проанализировать отобранный материал по социокультурному компоненту и согласовать последовательность его использования на уроке в соответствии с этапами формирования лингвистической компетенции. На этапе семантизации лексического материала нужно активизировать фоновые знания учащихся, их опыт с целью успешного усвоения формы и значения лексических единиц [13; c. 2-3].
Образцами заданий, по мнению Л.В. Березенська, на этапе семантизации могут быть следующие:
pair up and define …;
group up and discuss …;
work with pictures and match them with the word …;
look at the pictures and name the words …
Этап рецептивно-репродуктивной тренировки предусматривает создание стереотипов употребления лексики социокультурного содержания на уровне фразы.