Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Использование русских народных подвижных игр в развитии творчества старших дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3

1 Теоретические основы использования русских народных подвижных игр в развитии творчества старших дошкольников 6

1.1 Характеристика творческих способностей детей дошкольного возраста 6

1.2 Особенности русских народных подвижных игр 10

1.3 Русские народные подвижные игры как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста 16

2 Опытно-экспериментальная работа по использованию русских народных подвижных игр в развитии творчества старших дошкольников 22

2.1 Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 22

2.2 Содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью русских народных подвижных игр 28

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 34

Заключение 36

Список использованных источников 39

  

Введение:

 

Актуальность исследования. К числу наиболее значимых вопросов педагогики в современных условиях относится вопрос развития творческих способностей. Перед системой образования стоит задача, связанная с воспитанием в детях таких черт, как творческий подход к окружающему, самостоятельность, активность познавательной деятельности, способных обеспечить впоследствии, с переходом детей во взрослый возраст, значительные позитивные изменения в обществе.

Формирование творческих способностей – важная составляющая многогранного развития личности маленького человека. В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая его миром человеческих ценностей. Вопросы развития творчества детей с позиции различных аспектов подробно исследовали известные ученые: Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, Т.С. Комарова, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин и др.

Исследование влияния творческих процессов на игровую, и учебную деятельность детей, и факторы их гармоничного личностного развития, отражены в работах отечественных авторов традиционной психологической мысли, а также в исследованиях в области педагогики и психологии, выполненных в последние годы (А.В. Быков, В.Е. Дружинин, Е.А.Пуртова, А.Г. Асмолов, В.А. Иванова, Е.П. Ильин, Ю.А. Васильева, Т.И. Шульга).

Задачи развития игровой деятельности в сочетании с развитием творческих способностей детей рассматриваются в качестве важнейших в современной дошкольной педагогике. В тоже время, при работе с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги отдают приоритет развитию элементов учебной деятельности, не используя весь потенциал игровой деятельности для развития творческих способностей детей. Часто воспитатели в старшей группе не выделяют необходимого времени для игр, не заботятся о создании соответствующей среды. В итоге, игровая деятельность старших дошкольников становится фрагментарной, однообразной, что не способствует развитию творческих способностей детей.

Проблема исследования: каковы возможности русских народных подвижных игр в развитии творчества старших дошкольников.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – использование русских народных подвижных игр в развитии творчества старших дошкольников.

Цель исследования – выявление возможностей русских народных подвижных игр в развитии творчества старших дошкольников.

Гипотеза исследования: использование русских народных подвижных игр будет способствовать развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить характеристику творческих способностей детей дошкольного возраста .

2. Рассмотреть особенности русских народных подвижных игр.

3. Изучить русские народные подвижные игры как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести диагностику творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

5. Организовать и представить содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью русских народных подвижных игр.

6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования: изучение литературных источников (методических, психологических, педагогических), анализ, синтез, сравнение, систематизация, наблюдения, эксперимент, изучение опыта, математические методы обработки количественных результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе выполнения работы была разработана обоснованная и экспериментально проверенная методика развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием русских народных подвижных игр.

Практическая значимость исследования состоит в проведении экспериментальной работы по разработке и апробации методики развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием русских народных подвижных игр.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ №147 г. Владивосток. В экспериментальной работе приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Было выявлено, что творческие способности являются человеческими способностями, которые рождают что-то абсолютно новое по качеству. Это также и личностные характеристики человека, которые устанавливают успешность исполнения творческой деятельности разного рода. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Эта может быть новое значение, предмет, способ деятельности. Исходя из этого, способности определяются не только своей связью с определенными видами деятельности. Они связываются также и с личностными психическими свойствами, обусловленными индивидуальными своеобразием склада личности.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей дошкольников. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются качества личности, а на их базе — способности и склонности.

Народная подвижная игра пришла к нам от далеких предков. Она ценна для детей в педагогическом отношении, развивает нравственные качества, физически укрепляет, воспитывает характер и волю. Как мы видим, четкой классификации народных подвижных игр нет, но проанализировав предложенные классификации, мы заметили, что игры в основном делятся по характеру проведения, по интенсивности, по сложности проведения. Среди большого количества игр народные игры занимают особое место, поскольку они обладают рядом характерных особенностей. К основным особенностям можно отнести следующие:

 народные игры являются средством педагогики;

 народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольника;

 народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку;

 народные игры расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире;

 народные игры способствуют совершенствованию психических процессов.

Включение в воспитательно-образовательный процесс подвижных русских народных игр, является одним из основных условий формирования и развития творческой активности детей. Так как творческая активность – это динамическое, постоянно развивающееся качество личности, то для того, чтобы стимулировать развитие этого качества, необходимо использовать игры и игровые приемы, помогающие включить ребенка в творческую деятельность. Творческая активность у детей проявляется и развивается на основе игровой деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Экспериментальная работа проходила на базе МБДОУ №147 г. Владивосток. В экспериментальной работе приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Основная цель экспериментальной работы – выявить влияние русских народных подвижных игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровней развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, нами были конкретизированы следующие критерии и показатели на основе модифицированной методики Е.П. Торренса, а также модификации О.М. Дьяченко.

Результат проведенного констатирующего этапа показал, что большая часть детей имеет средний уровень развития творческих способностей. У большинства детей не достаточно проявляются творческие способности, частично справляются с заданием с помощью педагога. Тем не менее, в своих рисунках ребята показали соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям, сумели отразить в рисунке сюжет и его элементы.

Цель формирующего этапа – представить и реализовать содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью русских народных подвижных игр.

Вся практическая работа была организована на основании следующих условий:

1) гарантия самостоятельности и свободы в игре дошкольника в условиях педагогического руководства ею;

2) создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

3) специальная проводимая взрослым работа по развитию творческих способностей старших дошкольников в игровой деятельности.

Цель контрольного этапа эксперимента – провести повторную диагностику уровня сформированности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

За период экспериментальной работы уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста значительно повысился: количество детей обладающих высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось на 10% по первой и второй методике Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 15% по первой и второй методике.

Полученные результаты подтверждают, что использование нетрадиционных техник рисования является эффективным средством в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, цель, поставленная в работе, была достигнута. Задачи решены. Гипотеза подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы использования русских народных подвижных игр в развитии творчества старших дошкольников

1.1 Характеристика творческих способностей детей дошкольного возраста

В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческого потенциала подрастающей личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека [21].

Исследование вопроса развития творческих способностей в значительной мере зависит от того, каким является подход к определению содержания понятия указанных способностей. Достаточно часто творческие способности рассматриваются в качестве способностей к осуществлению различных разновидностей художественной деятельности (к красивому рисованию, сочинению стихов, красивому пению и т.д.).

Содержание термина «творчество» является дискуссионным. Подходы различных авторов к трактовке данного термина существенно отличаются.

Творчество может рассматриваться в виде свойства, присущего материи в целом, либо лишь человеку. Первый подход предполагает широкое представление о законах, которые управляют действительностью, основывается на общности эволюции природы.

По мнению П.К. Энгельмейкера, творчество человека является определенным этапом развития жизни, представляющим собой, в свою очередь, продолжение творчества природы [23].

Т.В. Полежаева рассматривает творчество как основание процесса эволюции вселенной в целом. Соответственно, подобный подход рассматривает творчество как качество, которым обладает и неживая природа, и живая природа, в т.ч. человек, и человеческий социум [15].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы