Уголовно-процессуальное право Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании: сравнительно-правовой анализ уголовно-процессуального законодательства государств постсоветского пространства.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Результаты ОРД, как средство доказывания в государствах постсоветского пространства 6
2. Процессуальные особенности использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам 7
Заключение 8
Список использованной литературы 9

 

  

Введение:

 

В уголовном процессе использование результатов оперативно-розыскной деятельности занимает очень важное место. Оперативно-розыскная деятельность обеспечивает стабильное функционирование государства и его органов и учреждений, что затрагивает абсолютно все сферы жизни современного общества. Для безопасности государства оперативно-розыскная деятельность является одним из ключевых институтов.
По этой причине любое государство всеми необходимыми способами и методами на уровне законодательной и исполнительной и судебной власти обеспечивает организацию института оперативно-розыскной деятельности. К сожалению, чем больше с течением времени развивается система оперативно-розыскной деятельности, тем больше находится участников правоотношений, которые стремятся скрыть следы преступлений или уйти от ответственности. Часто недобросовестные участники правоотношений находят таким способом возможность удовлетворять свои потребности, иногда прибегая к нечестным методам.
Вполне обоснованно государственные органы и учреждения выявляют, пресекают правонарушения, а также привлекают к ответственности виновных лиц. Помимо превентивных мер для предотвращения нарушения законодательства и возмещения причиненного вреда установлены нормы, предусматривающие уголовную ответственность за совершение преступлений.
Вопросы использования результатов оперативно-розыскной деятельности всегда являются актуальными. Результаты оперативно-розыскной деятельности всегда отличаются своими характерными особенностями, в том числе и с той стороны, что они затрагивают несколько областей права: уголовное право, уголовно-процессуальное право, а также смежные отрасли права, например, налоговое право.
В последнее время в юридической науке использование результатов оперативно-розыскной деятельности обсуждается в связи с некоторыми изменениями в законодательстве. Часто поднимаются вопросы проблемы квалификации действий лиц и организаций в данной сфере, различные процессуальные и уголовно-правовые аспекты, а также актуальные проблемы. Эти и другие важные положения будут рассмотрены в данном курсовом исследовании.
Целью исследования является определение основных процессуальных и гражданско-правовых особенностей результатов оперативно-розыскной деятельности в России и других странах постсоветского пространства.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи исследования:
— Определить понятие оперативно-розыскной деятельности;
— Изучить криминалистические особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности;
— Исследовать зарубежное правовое регулирование использования результатов оперативно-розыскной деятельности;
— Исследовать процессуальные особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в России.
Объектом исследования являются правоотношения в сфере использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании деяний, за которые предусмотрена ответственность уголовным законодательством. Предмет исследования – это институт оперативно-розыскной деятельности, особый порядок действий уполномоченных лиц с момента появления необходимости оперативно-розыскной деятельности до момента наступления определенных последствий и достижения целей такой деятельности.
В процессе исследования были применены следующие общенаучные и специальные юридические методы исследования: метод системного анализа; исторический метод познания; сравнительно-правовой метод; структурно-системный метод исследования.
Работа, в соответствии с выделенными задачами исследования, структурно состоит из двух глав: «Результаты ОРД, как средство доказывания в государствах постсоветского пространства» и «Процессуальные особенности использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам», введения, заключения и библиографического списка.
Нормативную базу составили Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составляют исследования таких ученых-цивилистов, как А.Ю. Бежецкий, Б.М. Гонгало, И.А. Иванчак, В.А. Микрюков и Г.А. Микрюкова, А.И. Рарог, В.А. Цветков, которые являются авторами научных и учебных работ по проблемам, связанным с данной правовой областью.
Несмотря на широкую освещенность темы в юридической литературе, в сфере расследования преступлений есть много актуальных проблем, требующих разрешения. Проблемы возникают как на этапе квалификации действий лиц, так и на различных стадиях расследования. Например, часто могут возникать проблемы с применением определенного метода исследования или выбора конкретного следственного действия, например, выемки или обыска. В данной работе будут исследованы основные отличительные черты по обозначенным выше вопросам и сделаны важные выводы, которые могут быть применимы на практике.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В курсовом исследовании была рассмотрена тема: «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании: сравнительно-правовой анализ уголовно-процессуального законодательства государств постсоветского пространства».
Была достигнута цель работы – определены и классифицированы основные особенности результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании в уголовном процессе.
В курсовом исследовании было установлено следующее:
Порядок получения результатов оперативно-розыскной деятельности и их использования закреплен в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ и Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».
Проанализированы основные особенности оперативно-розыскной деятельности и использования результатов оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и некоторых странах постсоветского пространства.
В зависимости от использования результатов оперативно-розыскной деятельности можно классифицировать различные государства по степени разработанности донной области уголовного права. Классификация в первую очередь основана на фактах, (имеются ли отдельные нормы или законы, регламентирующие использование результатов оперативно-розыскной деятельности в каждой отдельно взятой стране СНГ. Мы выделим три группы государств: к первой группе относятся государства, в которых законодательно закреплено и легализовано использование результатов оперативно-розыскной деятельности; ко второй группе относятся государства, законодательством которых допускается использование результатов оперативно-розыскной деятельности но при определенных условиях как в Российской Федерации; в третью группу входят государства, в которых законодательно не закреплено и плохо развито использование результатов оперативно-розыскной деятельности.
К первой группе относятся государства – Латвия, Литва, Эстония – в данных государствах законодательно закреплено и легализовано использование результатов оперативно-розыскной деятельности на уровне специальных законов, регламентация близка к европейской модели.
Ко второй группе относятся государства, законодательством которых допускается использование результатов оперативно-розыскной деятельности но при определенных условиях – это Российская Федерация, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан.
Как указывалось выше, в третью группу входят государства Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Туркменистан, в которых законодательно не закреплено и плохо развито использование результатов оперативно-розыскной деятельности. Единственным актом, регулирующим использование результатов оперативно-розыскной деятельности, является национальный уголовно-процессуальный кодекс каждой из рассматриваемых стран.
Были рассмотрены особенности получения и использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам.

 

Фрагмент текста работы:

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ДОКАЗЫВАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В России результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД) — это сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно — розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Уголовно-процессуальным законодательством РФ запрещено использование в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.
Итак, в первую очередь, под результатами оперативно-розыскной деятельностью следует понимать информацию, которую уполномоченный орган получает в результате деятельности своих сотрудников, прямо направленной на получение, собирание и фиксирование таких данных.
Деятельность сотрудников можно назвать оперативно–розыскными мероприятиями. Мероприятия бывают следующих видов:
1. Стратегические мероприятия – в основном включают в себя планирование, разработку определенных методик деятельности с целью их реализации; рассмотрение больше общей, а не частной информации – данные о характере определенных преступлений, личностях, связанных с преступлениями, особенности территории;
2. Тактические мероприятия – это целевые конкретные действия, часто индивидуально-определенные, которые позволяют получить информацию о конкретном лице.
Порядок получения результатов оперативно-розыскной деятельности и их использования закреплен в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ и Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» .
Проанализируем основные особенности оперативно-розыскной деятельности и использования результатов оперативно-розыскной деятельности в России и некоторых странах постсоветского пространства.
Различные виды оперативно-розыскной информации — результатов оперативно-розыскной деятельности побудили законодателя предусмотреть различные варианты ее использования. Аналогичный подход прослеживается в странах СНГ и Балтии.
Правовая природа оперативно-розыскной информации указывает на необходимость ее использования только в сфере оперативно-розыскной деятельности для осуществления иных оперативно-розыскных мероприятий. Это вполне закономерно, так как содержание результатов оперативно-розыскной деятельности может указывать на потребность в дополнительной информации. Поэтому законодатель, например, в Литве, Латвии соответственно предусмотрел формы отработки оперативной информации, а также определенные стадии оперативно-розыскного процесса.
Оперативно-розыскная информация тактического характера может быть использована и для привлечения объектов оперативно-розыскной деятельности к ответственности, адекватной содеянному. В этом случае законодатель предусматривает целый ряд возможностей для применения оперативно-розыскных данных в уголовном процессе.
Так, в законе установлено, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут применяться в качестве превентивной меры для недопущения совершения преступлений. По сути, под этим подразумевается, что некоторые действия сотрудников (наблюдение, проверочная закупка, оперативный эксперимент, контролируемая поставка) или предоставленные им на законодательном уровне ключевые компетенции, могут использоваться для собирания информации и даже ее непосредственного применения даже если уголовное дело еще не возбуждено. Однако возбуждение уголовного дела необходимо, так как, все-таки для получения доказательств необходимо проведение именно следственных действий, а не просто оперативно-розыскных мероприятий. Тогда по решению руководителя органа дознания дело возбуждается, производится неотложное собирание доказательств, и только потом дело передается в следственный орган.
Помимо указанного существует и иной вариант использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела. Речь идет о том, что результаты оперативно-розыскной деятельности, указывающие на достаточные данные о наличии признаков преступления, подтвержденные проверочными оперативно-розыскными мероприятиями, могут представляться для ознакомления, как правило, следователю с тем, чтобы именно он принял решение о возбуждении уголовного дела. Характерной в этом плане является норма, предусмотренная ч.IV ст.24 Закона об оперативной деятельности Латвии, согласно которой в подобного рода ситуации со всей полученной в процессе оперативной деятельности информацией должно быть ознакомлено лицо, руководящее ходом уголовного процесса. Это правило действует и в том случае, когда осуществляется оперативно-розыскное сопровождение оперативного следствия по возбужденному уголовному делу.
В последнем случае речь идет о таких направлениях использования результатов оперативно-розыскной деятельности, как:
а) оперативно-розыскное обеспечение следственных действий, в том числе в интересах доказывания по уголовным делам;
б) оперативно-розыскное обеспечение отдельных судебных действий в интересах справедливого разбирательства дела в суде на различных его этапах, прежде всего на этапе судебного следствия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы