Курсовая с практикой на тему Использование речевых разминок в работе с дошкольниками.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 5
1.1. Понятия коммуникативно-речевая и игровая
деятельность. Особенности развития в условиях онтогенеза. 5
1.2. Процесс
коммуникативно-речевой деятельности дошкольников. 7
Глава 2. Исследование речи дошкольников. 10
2.1. Методики и проведение констатирующего этапа
эксперимента. 10
2.2. Этапы речевой разминки. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ.. 30
Введение:
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство
коммуникации. Умения детей сравнивать, классифицировать, систематизировать,
обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь, и проявляется
так же в речевой деятельности. Логическая четкая, доказательная, образная
устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.
Речь человека обогащается и совершенствуется на
протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период
детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, пополнение и
активизация словарного запаса, постижение тайн письма и чтения.
Психолог — лингвист Н.И. Жинкин писал: « Речь — это канал
развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут
усваиваться знания».
Таким образом, перед учителем стоит серьезная и важная
задача- научить детей пользоваться даром слова, раскрыть загадки, тайны и
возможности родного языка.
Это обусловило создание системы специальных упражнений по
обогащению и развитию речи младших школьников на уроках чтения- речевых
разминок. Речевые разминки должны стать эффективным средством познания детьми
русского языка.
Цель речевой разминки: настроить детей на работу, привить определенную
культуру пользования речевым аппаратом, воспитать у детей чувство
ответственности и за то, что они говорят, и за то, как они произносят речь.
Задачи речевой разминки: совершенствовать четкость произношения, развитие
дикции, правильного дыхания; способствовать формированию выразительности речи,
развитию основных приемов выразительного чтения.
Целью работы является анализ использования речевых
разминок в работе с дошкольниками.
Задачи:
1. Проанализировать понятия коммуникативно-речевая и
игровая деятельность. Особенности развития в условиях онтогенеза.
2. Выделить особенности процесса коммуникативно-речевой деятельности
дошкольников.
3. Выбрать методики и провести констатирующий этап эксперимента.
4. Охарактеризовать этапы речевой разминки.
Объект исследования: речевые разминки в работе с
дошкольниками.
Предмет исследования: анализ использования речевых
разминок в работе с дошкольниками.
Методы исследования: анализ литературы по
теме исследования, эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложения.
Заключение:
Упражнения по технике речи необходимы практически всем детям: одним они
помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее
навыки, всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к
говорению.
Задачи речевой разминки:
— совершенствование четкости произношения;
— развитие дикции, правильного дыхания;
— установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами
слогов и слов («что вижу, то и читаю»);
— дифференциация сходных единиц чтения (сходных звуков по артикуляции);
— накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного
чтения;
— слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова;
— совершенствование произносительных навыков, так как прочтение слогов
предполагает четкость их артикулирования .
Кроме этого, речевые разминки помогают преодолевать дошкольникам
неуверенность в своих возможностях.
Замкнутые, мало общительные дети в
совместной деятельности ведут себя более расковано, свободно. Регулярное
проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности,
связанные с чтением, могут быть преодолены .
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты исследования 1.1. Понятия коммуникативно-речевая и
игровая деятельность. Особенности развития в условиях онтогенеза Одним из важнейших периодов формирования личности человека является период
дошкольного взросления. В эти прекрасные годы малыш получает первоначальные
впечатления и знания об окружающем мире. В это время он уже формирует свое
отношение к людям, животным и очень важно, чтобы рядом находились люди, которые
направляли, помогали принять правильное решение. Родители и воспитатели, вот
главные учителя детей дошкольного возраста. А для того чтобы ребенок легко
воспринимал и перерабатывал получаемую информацию существует такой вид
деятельности как игра [32,с.55].
Игровая деятельность является эффективным средством становления личности
детей дошкольного возраста. Во время игр дошкольники в непринуждённой
обстановке получают информацию о семейных и профессиональных ролях,
взаимоотношениях в обществе. Знакомство с окружающим миром у детей начинается с
освоения разнообразных игрушек, которые могут издавать звуки, иметь разные
формы, состояния и цвета. Играя, дети дошкольного возраста, развивают речевые,
физические и умственные навыки.
Когда дети играют друг с другом или с игрушками, то они примеряют на себя
роли: доктор-пациент, мама-дочка, полицейский-водитель. Воспитатель должен
находиться рядом, чтобы наблюдать за игрой и если необходимо, то вмешаться в
нее [26, с.76].
В зависимости от участия воспитателя в игровой деятельности детей
дошкольного возраста можно выделить две группы игр :
— «Пассивный» воспитатель;
Когда воспитатель принимает косвенное участие в проведение игры, а всю
активную, творческую работу берут на себя дети, благодаря чему и формируется их
самостоятельность.
— «Активный» воспитатель.
Когда воспитатель является главным в игре : он рассказывает правила, этапы
проведения и конечный результат.
Благодаря дидактическим играм дети, играя, не замещают что обучаются, все
происходит в игровой форме. Дидактические игры могут быть словесными, с предметами
или настольные. Правила являются главным составляющим таких игр, выполняя
которые дети организуют процесс работы. Большое значение имеет то, чтобы малыши
радовались полученному результату.
Для того чтобы развивалась детская моторика были придуманы простейшие и
увлекательные пальчиковые игры. Вы знаете, что между развитием моторики и
развитием мышления у ребенка существует прочная связь? Важной особенностью
таких игр является налаживание контакта между взрослым и ребенком. Пальчиковые
игры очень нравятся детям дошкольного возраста.
У малышей энергия бьет ключом, поэтому самые любимые игры детей – подвижные
игры. Основными элементами таких игр является бег, прыжки, подскоки и для их
проведения необходим так же инвентарь : мячи, скакалки, кегли [12,с.87].
Для развития у дошкольников мышления, воображения, творческих способностей,
существует огромное количество развивающих игр, которые являются неотъемлемой
часть на занятиях. Важная особенность состоит в том, что малышей не надо
заставлять заниматься, они, видя яркие пособия, сами с удовольствием
втягиваются в игру.
Интересным и увлекательным видом игровой деятельности детей дошкольного
возраста является сюжетно-ролевые игры. Для того чтобы игра была яркой и
запоминающейся воспитателю желательно подготовить необходимые атрибуты,
продумать сценарий. Проигрывая свои роли дети проявляют такие качества как :
самостоятельность, активность, увлеченность, творческий подход к ситуации.
Одним из лучших средств развития творческой личности у дошкольников
является коммуникативно-речевая деятельность. Она способствует эстетическому
воспитанию детей, развивает умение видеть, слышать, понимать красоту слова,
действия, приобщает их к творчеству.
Формирование знаний по коммуникативно — речевому развитию проводят в
соответствии с требованиями программы развития ребенка дошкольного возраста.