Курсовая с практикой на тему Использование разнообразных средств в воспитании детей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы понимания понятия «средства воспитание» 5
1.1 Общее понятие о средствах воспитания 5
1.2 Анализ воспитательных методик 9
1.3 Глоссарий 17
Выводы по 1 главе 18
Глава 2 Характеристика педагогического опыта по применению средств воспитания для формирования нравственных представлений старших дошкольников 19
2.1. Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента 19
2.2 Средства воспитания, применяемые для формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 26
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента 30
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список литературы 36
Введение:
Современная система воспитания в дошкольном образовательном учреждении направлена, в первую очередь, на формирование разносторонне развитой и гармоничной личности. Основой для разработки разнообразных современных методик воспитания выступает гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика. В связи с этим педагогу необходимо ориентироваться в современных методиках, методах, технологиях и средствах воспитания, грамотно отбирать оптимальные средства, методы и приемы, оптимально подходящие для развития той или иной сферы личности, знаний и умений дошкольников.
Следует понимать, что средства воспитания – это как специально созданные объекты и спланированные ситуации, целенаправленно организованные условия для работы дошкольников, так и стихийно протекающие события, спонтанно возникающая деятельность детей, природные объекты и др. В связи с этим педагогу следует четко представлять какие средства воспитания воздействуют на ребенка в конкретной ситуации и как их использовать максимально грамотно и эффективно. Например, это можно отметить в отношении педагогического общения: то, как общается воспитатель, как он себя ведет, как взаимодействует с детьми и взрослыми, является мощным средством воспитания, соответственно, необходимо полностью контролировать собственный процесс коммуникации с детьми и др.
Одной из наиболее значимых сфер развития личности ребенка является сфера нравственных установок: это обусловлено тем, что именно понимание и владение нравственными нормами позволяет ребенку эффективно социализироваться и адаптироваться в конкретном социуме, принадлежащем к определенной культуре. Соответственно, вопрос отбора средств воспитания, причем достаточно разнообразных, позволяющих реализовывать данное направление эффективно, максимально подходящих для реализации нравственного воспитания старшего дошкольника, является достаточно актуальным в современном дошкольном образовании.
Цель исследования: рассмотреть эффективность применения разнообразных средств воспитания в работе с дошкольниками.
Объект исследования: средства воспитания.
Предмет исследование: эффективность применения разнообразных средств воспитания в формировании нравственных представлений старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать общее понятие «средства воспитания»;
2. Проанализировать различные методики воспитания в историческом развитии;
3. Проанализировать практический опыт педагога ДОУ в использовании разнообразных средств воспитания в нравственном развитии личности старшего дошкольника;
4. Охарактеризовать эффективность рассмотренного опыта.
Гипотеза: применение разнообразных средств воспитания позволяет достигать эффективных результатов в процессе формирования нравственных качеств личности дошкольников.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, анализ педагогического опыта, методики «Незаконченные истории» Г. А. Урунтаевой, модификация Л. Ю. Соломиной, «Сюжетные картинки» Г. А. Урунтаевой, Ю. Л. Афонькиной, качественный и количественный анализ данных.
.
Заключение:
Средства воспитания представляют собой те предметы, объекты и формы деятельности, которые используются в воспитательной деятельности. Следует отметить, что средства воспитания – это не только какие-либо специально организованные условия, предметы и объекты. В качестве таких средств могут выступать стихийно возникшие ситуации, которые обсуждаются педагогом, природные объекты, непосредственно формы поведения педагога и др.
Развития методик воспитания происходило в течение достаточно длительного времени, и параллельно с методиками происходило преобразование средств воспитания. В течение XX – начала XXI века произошел переход от религиозного подхода к воспитанию до концепции гуманистического, личностно-ориентированного воспитания. В современной педагогике применяется большое количество воспитательных средства. Для дошкольников большое значение имеют игровая деятельность, трудовая деятельность, ознакомление с художественной литературой, беседы, общение.
Нами был рассмотрен педагогический опыт по формированию нравственных качеств личности дошкольников с помощью разнообразных средств воспитания. Так, было выяснено, что в процессе нравственного воспитания активно применяются игровые методы, театрализованная деятельность и драматизация, ознакомление с художественной литературой, рассказывание по сюжетным картинам, беседы и др. Также важным средством воспитания является планирование данного направления работы, в том числе объема и частоты использования остальных средств воспитания. Такой подход позволяет достичь высокой эффективности в формировании нравственной сферы старших дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы понимания понятия «средства воспитание»
1.1 Общее понятие о средствах воспитания
Средство воспитания — это педагогически независимый источник социального опыта. В качестве средства воспитания может рассматриваться все то, что становится источником воспитательного воздействия на ребенка и позволяет решить поставленные воспитательные задачи. Средством воспитания может оказаться любой предмет окружающей реальности: вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и др. Средства воспитания оказывают определенное влияние на воспитанника сами по себе, кроме того, в соответствии с той или иной целью может специально отбирать педагог [7].
Выбор средств детерминируется методом воспитания. Определенные средства наглядно демонстрируют разнообразные феномены реальности, побуждают воспитанников к активным действиям, выполняют роль материально-технических ресурсов, оптимизируют психологический климат, могут использоваться как инструменты деятельности и т. д.
Средства воспитания должны соответствовать ряду требований: гигиенических, эстетических, экономических, этических, правовых.
Средства воспитания – это элемент развивающей среды или ситуации действительности, которая целенаправленно используется в воспитательном процессе. К средствам воспитания могут быть причислены также разнообразные формы воспитательной деятельности: учение, игра, труд, общение, художественная и научная литература, кино, театр, музей, досуговая деятельность, предметы культуры и природы. Они могут рассматриваться, как средство воспитания, если имеют определенную социальную ценность.
Любой объект материальной или духовной культуры реализует функцию средства воспитания, если он несет в себе определенную информацию, которая позволяет развиваться внутреннему миру ребенка. Данная информация дифференцируется как предмет усвоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; объект совместно с содержащейся в нем информацией участвует в процессе общения и совместной деятельности различных форм, согласно представлениями П. И. Пидкасистого.
Общению в качестве средства воспитания подробно рассматривается в работах С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Согласно их практическим наблюдениям, решение образовательных и воспитательных задач осуществляется в процессе педагогического общения. К. Роджерс говорит о том, что итогом оценочного общения выступает формирование и представления о себе, и представления об окружающих, и самооценки. Педагогическое общение в качестве средства воспитания анализируется в двух аспектах: личностном и функционально-ролевом, за счет которых происходит передача не только общественного опыта и знаний, но и личностных, индивидуальных знаний и ценностей педагога, согласно Н.М. Борытко [10].
Игра как средство воспитания имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Целью игровой деятельности в статусе воспитательного средства выступает, в первую очередь, формирование позитивных характеристик личности. При этом игра только внешне, формообразующе представляет собой коллективную деятельности, тогда как в действительности она позволяет раскрывать личностные смыслы воспитанников в процессе реализации определенных ролевых задач. Итогом совместной игровой деятельности при распределении роли и места в игре отдельной личности выступает последовательное увеличение объема образовательного продукта. То есть количество совместных усилий группы (коллектива) приводит к формированию качественного результата каждого конкретного ребенка.
Труд как средство воспитания – это деятельность, целью которой является трансформация окружающей среды с целью удовлетворения различных потребностей субъекта. Труд непосредственно соотносится с учением, игрой и общением и представляет собой одно из наиболее значимых средств воспитания по той причине, что:
-предоставляет воспитанникам практические представления, умения и навыки, содействует в осознании важности осваиваемых представлений;
— психологически и практически подготавливает основу для предстоящего профессионального самоопределения и трудовой деятельности в будущем;
— совершенствует сенсорно-моторные навыки воспитанников. Большое значение в воспитательной деятельности имеет физический труд, интеллектуальный, душевный [2].
Художественная литература и искусство как средства воспитания направлены на духовную сферу субъекта, их целью является совершенствование внутренних установок и представлений ребенка. Рассматриваемые средства воспитания дают возможность достичь не только расширения спектра знаний и представлений ребенка, но, что является главным, открыть для восприятия и осознания научных и художественных ценностей, стимулировать возникновение эстетических и нравственных чувств и эмоций, интерес к творческому поиску в собственной деятельности, согласно представлениям Г.И. Щукиной.