Курсовая с практикой на тему Использование проектно-целевого подхода в управлении региона
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
1 Основы использования проектно-целевого подхода в
управлении региона. 6
1.1 Понятие, сущность проектно-целевого подхода в
управлении. 6
1.2 Правовые основы проектно-целевого подхода в управлении. 9
2 Анализ использования проектно-целевого подхода в
разработке и реализации целевых программ в Оренбургской области. 13
2.1 Краткая социально-экономическая характеристика
Оренбургской области 13
2.2 Оценка
использования проектно-целевого подхода в разработке и реализации целевых
программ в Оренбургской области. 17
3 Рекомендации по совершенствованию проектно-целевого
подхода в управлении Оренбургской области. 26
Заключение. 30
Список
использованных источников. 32
Введение:
В социально-экономической
жизни современного общества местное самоуправление играет важную роль. Это
видно из действий, связанных с личными интересами, а также для решения местных
проблем в структуре повышения уровня жизни граждан государства. Интерес местных
органов власти такой же.
Для решения важных
общественных вопросов структурируются официальные полномочия органов местного
самоуправления, поэтому существует проблема, касающаяся актуальности оценки
эффективности работы муниципальных служащих. Спецификацией деятельности
муниципальных служащих являются мероприятия по удовлетворению общественных
потребностей граждан в таких задачах, как организация здравоохранения и
образования на местах, обеспечение населения связью и т. д.
Для оценки степени
удовлетворенности населения качеством и количеством получаемых услуг
используется система социально-экономических показателей, которая
характеризуется эффективностью органов местного самоуправления. Для оценки
эффективности государственного управления необходимо систематическое изучение
проблемных областей, а также анализ текущего социально-экономического статуса.
Такие проблемы являются характеристиками нынешней ситуации и позволяют нам
прогнозировать будущую ситуацию развития региона. Исследование общественного
мнения предоставит возможность, как определить общественные потребности, а
также отреагировать на обращение граждан, проконтролировать реализацию проекта.
Оценка результативности проектно-целевого
подхода в управлении необходима, прежде всего, для общества, а уже потом для
самого государства. Тем самым общество
осуществляет проверку качества деятельности местного самоуправления. Для
руководителей и муниципальных служащих оценка необходима для организации
самоконтроля, совершенствования процесса управления, все это подтверждает
актуальность выбранной темы исследования.
Проектное управление во всем
мире становится все более востребованным. Многие компании нуждаются в
высокопрофессиональных управленцах, способных не только руководить
традиционными методами, но также генерировать перспективные идеи и воплощать их
в жизнь.
При построении
проектно-ориентированной системы управления в государственном управлении важным
становится вопрос создания Проектного офиса (Project Management Office,
PMO, Офис управления проектами).
Проектный офис –
подразделение, отвечающее за методологическое и
организационное обеспечение проектного управления в организации, планирование
и контроль портфеля проектов, внедрение и развитие информационной системы
планирования и мониторинга проектов, формирование сводной отчетности по
программам/проектам. Цель курсовой
работы – изучить систему оценки эффективности проектно-целевого подхода в
управлении на примере Оренбургской области и дать рекомендаций по ее
совершенствованию на основе программно-целевого подхода.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить понятие программно-целевого
управления и его роль в управлении муниципальным образованием;
— проанализировать
разнообразные подходы к оценке эффективности проектно-целевого подхода в
управлении;
— дать краткую социально-экономическую
характеристику Оренбургской области;
— проанализировать
показатели эффективности проектного управления Оренбургской области;
— разработать и предложить мероприятия по
улучшению системы оценки эффективности проектно-целевого подхода в управлении
на основе программно-целевого подхода.
Объект
исследования – деятельность органов местного самоуправления и ее эффективность.
Предмет исследования – оценка эффективности проектно-целевого подхода в
управлении на основе программно-целевого подхода.
Методическая
основа исследования – логические методы исследования (аналитические таблицы,
детализация, отбор системы показателей) и формализованные приемы (традиционные
статистические способы обработки данных).
Структурно
работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной
литературы.
Заключение:
Основная функция местного
самоуправления заключается в предоставлении населению высококачественных,
финансово обоснованных услуг, в то же время строго придерживаясь принципов
действующего законодательства, справедливости и разумности. Муниципальным
чиновникам необходимо эффективно работать, чтобы управлять процессами и
ресурсами, которые входят в его потенциал.
Органы местного
самоуправления наделены полномочиями в области административной и экономической
деятельности, однако методы, используемые для оценки деятельности органов
местного самоуправления, требуют изменения некоторых положений и их адаптации в
современных условиях. Это причина того, что проблема определения показателей
эффективности и критериев эффективности в настоящее время является важной.
В структуре показателей и
критериев эффективности муниципального управления мы выделяем следующие
критерии оценки управления на муниципальном уровне: эффективность, качество,
результативность, соотношение затрат и выгод, удовлетворенность работой и
инновации.
Измерение эффективности
муниципального управления применяется на основе использования комбинации
нескольких методологических подходов. Эффективность каждого из этих подходов
означает его качество материала. В каждом конкретном случае необходима
правильная разработка системы показателей и норм, которая соответствует
структуре полного контроля по своей структуре. С учетом личных и местных норм,
которые отражают аспекты и уровни управления, требуются интегрированные
показатели эффективности и общие критерии.
Деятельность Правительства
Оренбургской области сосредоточена на реализации полномочий органов местного
самоуправления, предусмотренных Федеральным законом 131 — ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местное самоуправление
является формой способности людей использовать свою власть. Он предоставляется
в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами, и основан на интересах населения через обязанности федеральных
законов, территориальных законов, населения или через обязанности органов
местного самоуправления. Принимая во внимание, местные и исторические традиции,
связанные с важностью, это установлено.
Оренбургская область – один
из крупнейших регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского
федерального округа РФ. Территория — 124 тыс. кв. км, население — 2033,1 тыс.
чел.
Область расположена на стыке
двух частей света – Европы и Азии, имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном
и Челябинской областью на севере, с Казахстаном — на востоке и юге, Самарской
областью – на западе.
Деятельность по введению проектного управления в
органах власти началась с принятия постановления Правительства Российской
Федерации от 15 октября 2016 года «Об организации проектной деятельности в
Правительстве Российской Федерации», которое в настоящее время утратило силу в
связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября
2018 года № 1288, утвердившего новое положение и функциональную структуру
проектной деятельности в Российской Федерации.
Внедрение проектного управления в органах власти по
всей стране является масштабным проектом, в связи, с чем необходимо
систематически преобразовывать правовое регулирование данного процесса. Для
того, чтобы более подробно рассмотреть динамику в процессе регулирования
внедрения проектного управления в органах исполнительной власти необходимо
рассмотреть основные отличия указанных выше нормативных правовых документов.
Сегодня существуют некоторые особенности проектного
управления, свойственные исключительно органам государственной власти и
отличающий их от реализации инициатив бизнес-структурами. Такими особенностями
являются работа в жестко ограниченном правовом поле, привлечение финансового
ресурса государственного и местных бюджетов, подотчетность органам власти более
высокого уровня в соответствии с иерархией, общественный контроль и публичная
отчетность, масштабность, важность и многогранность замыслов, направленность не
на финансовую прибыль, а на социальный эффект. Однако в настоящее время
очевидным является тот факт, что применение нового более современного вида
управленческой деятельности способно дать заметный экономический эффект в виде
улучшения качества и оперативности работ, повышения инвестиционной
привлекательности государства в целом и его регионов, создания рабочих мест.
Чтобы
создать благоприятную среду для инвестиций в область в течение определенного
периода времени, необходимо реализовать несколько мер, которые будут направлены
на снижение административных барьеров для инвесторов; Оценка муниципальных
правил, которые влияют на степень привлечения инвестиций, для определения
положений, которые непреднамеренно препятствуют инвестициям и инвестициям в области
инвестиционных компаний в области инвестиционного совета; Поддержка организаций
и инвестиционных процессов на постоянной основе, которые имеют большое
социально-экономическое значение для развития Оренбургской области; Вести
реестр инвестиционных проектов.
Фрагмент текста работы:
1 Основы использования
проектно-целевого подхода в управлении региона 1.1 Понятие, сущность проектно-целевого подхода в
управлении Целевые программы являются
одним из основных средств реализации задач государства по социально-экономическому
развитию и направлены на реализацию самых базовых программ для государства,
направленных на решение основных вопросов, входящих в компетенцию
исполнительных органов.
Целевые программы могут
включать несколько подпрограмм, направленных на решение определенных задач в
этих программах. Разделение целевой программы на подпрограммы обусловлено
масштабами и сложностью решаемых проблем и необходимостью рациональной
организации их решения.
В соответствии с методом
финансирования целевые программы можно разделить на две части: финансирование
объема услуг и конкретные целевые программы. Второй разделен на промышленность
и услуги. В отраслевых программах финансирование сосредоточено на конкретной
теме бюджетных расходов, в комплексных программах это многосекторальное
финансирование. В этих случаях финансирование направляется либо непосредственно
исполнителю, либо через министерство. Перечень долгосрочных целевых программ
осуществляется исполнительным органом, исполнительным органом местного самоуправления
в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской
Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующего
субъекта Российской Федерации или муниципального образования и преференций,
созданных на основе этих прогнозов [12, c.30].
Проектно-целевой подход
используется в управлении социально-экономической сферой, в форме отраслевых
программ (ориентированных только на одну или несколько отраслей) и комплексных,
связанных со всеми областями региональной экономики. В то же время существует
неверное толкование метода программного управления региональной экономикой на
уровне субъектов Российской Федерации. Они рассматриваются только как средство
привлечения бюджетного финансирования, а не как средство стимулирования экономического
роста и привлечения собственных экономических ресурсов региона.
Правительственные органы Российской Федерации часто называют программы
федеральных органов власти частью деятельности местных органов власти, что не
совсем соответствует программно-ориентированному методу.
Проектно-целевой подход
реализует интеграцию и обобщение основных принципов управления и планирования:
цель (фокус на конечный результат), сложность, взаимосвязь целей и ресурсов,
специфика, целостность секторального и пространственного планирования. Важность
использования программно-целевого подхода заключается в достижении
максимального результата с минимальными затратами [15, c.71].
Методы управления целями
программы в разных контекстах и ситуациях могут иметь различное значение, не
противоречащее пониманию руководящих принципов этого типа контроля. При
рассмотрении любого аспекта некоторые общие и существенные характеристики не
меняются [7, c.89]:
— системное понимание
объекта;
— конечный результат;
— комплексный анализ проблем;
— комплексный подход к
выбору целей и средств их достижения;
— связывание целей и
ресурсов;
— составление конкретного
документа для этой ассоциации — целевой программы;
— достижение максимального
эффекта от достижения целей при минимальном использовании ресурсов;
— объединение сил управления
отраслевым и пространственным планированием.
Подготовка целевых программ
— это творческий процесс. Программы, безусловно, будут направлены на выполнение
определенного набора обязательных требований. Требования к программам, таким
как документы, перечислены в литературе, использование которой увеличивает
вероятность их успешной реализации и ставит под сомнение нарушение этих
требований. Программы должны включать определенные функции: актуальность,
сложность, практичность, контроль.
В области образования
существуют задачи, требующие использования методов управления целевыми
программами, поскольку использование других методов не обеспечивает столь
эффективного решения.
Главной особенностью
программы управления большинством исследователей является наличие цели и
программы для ее достижения.
В то же время, однако,
каждая управленческая деятельность определяется наличием цели и созданием
контрольных мероприятий для ее достижения. Это дает понять, что
программно-ориентированное управление не является чем-то принципиально новым
[9, c.11].
На основе анализа
характеристик программы управления существует два подхода к определению этой
концепции: широко распространенный и узкий. Целевым программным управлением в
более широком смысле является «влияние субъекта управления на объект
управления, созданный методом системного анализа». В то же время эти цели и
охват всех этапов производственного процесса определяют пути достижения целей
управления.
Из этого определения
следует, что на этапе разработки управленческой деятельности характер
системного анализа и характер программно-ориентированного управления
практически совпадают. Однако управление программами и целями, в отличие от
системного анализа, предполагает реализацию принятых решений. Цель системного
анализа состоит только в том, чтобы дать руководителю рекомендации по
подготовке любого решения.
В строгом смысле «сущность
управления целевыми программами ограничивается разработкой и внедрением целевых
интегрированных программ разных типов, которые являются одним документом
планирования, отражающим все особенности этого подхода». В современной теории
образования отражены два основных типа программ. Это программы развития системы
образования и образовательные программы, которые могут выступать в качестве
целевых.
Основой для организации и
осуществления социально-экономического развития муниципалитета является
управленческая деятельность, которая должна быть направлена на достижение как
текущих, так и стратегических целей. Для стратегического планирования
муниципалитет должен иметь свою собственную стратегию развития, которая должна
соответствовать национальным приоритетам. Стратегия социально-экономического
развития муниципального образования является одним из основных документов стратегического
планирования, который определяет долгосрочные цели и их соответствующие роли в
управлении муниципалитетом и его социально-экономическом развитии.
В дополнение к стратегии, в
стратегическом планировании муниципалитета существуют следующие типы документов:
план действий по реализации стратегии, прогноз долгосрочного и среднесрочного
развития, прогноз бюджета и муниципальные программы. Стратегия муниципального
развития является наиболее важным элементом управления, который должен зависеть
от действий всех муниципалитетов. Стратегия разрабатывается в течение
длительного периода 15-20 лет и предназначена для решения ключевых задач и
соответствующих задач муниципалитета в достижении прогрессивного развития
сообщества. Стратегический план должен предусматривать изменения во внешней и внутренней
среде муниципалитета. В идеале стратегия должна связывать приоритеты местных
органов власти, местных жителей и общественных организаций [16, c.21].
Разработчиками стратегии
могут быть отделы экономики и инвестиций, отделы планирования городской
администрации. Руководителями будут специальные местные органы власти:
финансовые; строительство и будущее развитие; здравоохранение, образование,
культура, физкультура и спорт и т.д.
Стратегия должна быть ясной,
понятной, последовательной, последовательной и иметь следующую приблизительную
структуру.
Определение целей и
направлений развития сообщества, которые должны быть:
— сбалансированы по объему
материальных и финансовых ресурсов;
— соотнесены со стандартами
Конституции Российской Федерации, Федерального закона N 131-ФЗ,
законодательства субъекта Российской Федерации и устава самого муниципального
образования;
— направлены на обеспечение
необходимого уровня жизни населения.
Определение системы задач,
соответствующих цели. Основными задачами являются: экономическое развитие,
сокращение числа безработных, повышение инвестиционной привлекательности,
развитие финансовой системы, жилищно-коммунальное строительство, социальная
защита, ремонт дорог и социально значимых учреждений и т. д. [18, c.96].
Анализ текущей ситуации
муниципалитета, выявление проблем и перспектив развития, дальнейшее усиление
позитивных аспектов и ослабление негативного состояния;
Разработка программных
мероприятий, сочетающих проблемы, перспективы и задачи стратегии, которые
приведут к достижению целей, поставленных в стратегии;
Установление
социально-экономических показателей для мониторинга реализации стратегии.
Преимущество реализации
стратегии сообщества заключается в том, что:
— обосновать цель привлечения
средств, тем самым увеличивая вероятность привлечения средств для
стратегической деятельности из бюджетов на более высоком уровне;
— повышает
конкурентоспособность территории и ее инвестиционную привлекательность;
— координирует интересы всех
уровней: государственного, регионального, местного, общественного уровня;
— это позволяет жителям
отслеживать тенденции и приоритеты развития своего муниципалитета;
— создает систематическое
расходование местных ресурсов;
— повышает уровень
самоорганизации деятельности местного самоуправления.
Следует отметить, что на
муниципальном уровне все еще есть несколько вопросов на стратегическом уровне,
в том числе [6, c.54]:
— отсутствие единого
стандарта для составления стратегических планов, в результате чего муниципалитеты
разрабатывают план стратегического развития на основе своих собственных идей и
компетенций;
— малые муниципалитеты не
уделяют достаточного внимания разработке собственных стратегий развития по ряду
причин, а лишь корректируют стратегии других муниципалитетов, что приводит к
неэффективному применению стратегического планирования в данной области.
В результате экономического
кризиса многие муниципалитеты стали не в состоянии соответствовать показателям,
изложенным в их стратегиях развития, разработанных ранее.