Курсовая с практикой на тему Использование проблемных ситуаций при изучении величин в начальном курсе математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения величин в начальной школе 4
1.1. История возникновения величин 4
1.2. Методика ознакомления младших школьников с величинами и их измерением 7
1.3. Психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста 15
Глава 2. Экспериментальное исследование, направленное на освоение младшими школьниками проблемных ситуаций в процессе измерения величин 20
2.1. Анализ работы учителя, направленной на развитие мыслительной деятельности и всестороннее развитие сферы личности путем проблемного обучения 20
2.2. Формирование навыка освоения младшими школьниками проблемных ситуаций в процессе измерения величин 25
Заключение 36
Список литературы 39
Приложение 42
Введение:
Начальный курс математики — это интегрированный курс, в ко¬тором объединены арифметический, алгебраический, геометрический материалы, а также величины и их измерения. Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения школьников этому предмету и смежных с ним .
Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, внимание учителя должно быть направлено на приемы организации познавательной деятельности младших школьников.
Обучение математике является важнейшей частью начального образования. Начальный курс математики является интегрированным курсом и объединяет в себе арифметические, алгебраические и геометрические основы. Через весь этот материал единой линией проходит изучение величин. Понятие «величины», наряду с понятием «числа» является важнейшим понятием курса математики в начальной школе.
Несмотря на теоретическую разработанность рассматриваемой нами темы, в практике обучения, в частности младшей школы, существует немало недостатков. По мнению Махмутова М.И., основные трудности связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, а также недостаточной подготовленностью педагога к организации проблемного обучения.
Все вышесказанное позволило определить тему курсовой работы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: методические особенности обучения младших школьников основным величинам и их измерению.
Цель исследования: выявить особенности методики обучения младших школьников основным величинам и их измерению.
Гипотеза исследования: обучение младших школьников основным величинам и их измерению будет проходить наиболее эффективно, если учитель будет использовать разнообразные формы, методы и приемы работы с величинами.
Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы были опре-делены следующие задачи:
1. Подобрать и изучить методическую и психологическую литературу по данной теме.
2. Раскрыть понятие «величина», рассмотреть виды величин, изучаемых в начальной школе.
3. Выявить основные проблемы, возникающие у учащихся в процессе изучения данной темы.
4. Раскрыть особенности методики работы с величинами в начальной школе.
Для написания работы использовалась методическая, психологическая литература и периодика.
Заключение:
Само понятие «Величина» в начальном курсе «Математика» дается без определения. Оно раскрывается только на конкретных примерах через практические действия детей.
В начальной школе величина рассматривается как некоторое свойства предметов и явлений .
Изучение величин имеет прикладной характер. Дети непосредственно учатся измерять длину отрезков с помощью линейки, рулетки; с помощью весов определяют массу тел; используя термометр измеряют температуру воздуха, учатся по часам определять время; по календарю – даты; с помощью жидкости-вместимость емкостей; палеткой измеряют площадь.
Цель изучения величин и начальной школе — дать учащимся конкретные представления о наиболее часто встречающихся в окружающей жизни величинах и их измерении.
Задачи изучения величин в начальной школе:
1) сформировать конкретные представления школьников о длине, массе, объеме, времени, площади и других величинах;
2) познакомить учащихся начальной школы с единицами измерения величин;
3) создать условия для овладения учащимися умениями измерять величины и выражать результаты измерения к различных единицах;
4) научить младших школьников выполнять арифметические действия над величинами .
Таким образом, можно сказать, что в период младшего школьного детства действительно формируется особое детское миропонимание, в которое входит некоторое общее представление о мире, отношение к нему и отношение к себе в этом мире.
ФГОС представляет собой совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы, которая направлена на содействие становлению интересующейся личности, способной к дальнейшему самообразованию и саморазвитию, использующей свои таланты для пользы социуму, сознающей образование как универсальную ценность.
ФГОС фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.
В ФГОС начального общего образования установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включающие и описание его целевых установок.
Для начального образования это формирующаяся в сфере личностных УУД «внутренняя позиция школьника», включающая:
— положительное отношение к школе,
— чувство необходимости учения,
— предпочтение уроков «школьного типа урокам «дошкольного типа»,
— предпочтение классных занятий индивидуальным,
— предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения,
— способность адекватно судить о причинах своего успеха (или неуспеха) в учёбе, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Обучение математике является важнейшей частью начального образования. Начальный курс математики является интегрированным курсом и объединяет в себе арифметические, алгебраические и геометрические основы. Через весь этот материал единой линией проходит изучение величин. Понятие «величины», наряду с понятием «числа» является важнейшим понятием курса математики в начальной школе.
Величины тесно связаны с понятием измерения. Наряду со счетом отдельных предметов различных дискретных величин (примерами которых могут служить множества) уже на первых ступенях человеческой культуры такие практические потребности, как необходимость измерять расстояния, определять нужное для посева количество семян, обусловили возникновение простейших способов измерения таких величин как длина, поверхность (площадь), объем, время, температура.
Если при измерении данная величина непосредственно сравнивается с единицей измерения (мерой), то такой тип измерения называется прямым. Однако в большинстве случаев измерение, в частности физических величин, не может быть выполнено непосредственно и находится с помощью вычислений по определенной формуле (например, площадь треугольника). Такое измерение называется косвенным . Область косвенных измерений шире и разнообразней, чем область прямых измерений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения величин в начальной школе
1.1. История возникновения величин
В учебном процессе совершается систематическое и последовательное формирование тех личностных образований, которые подводят школьника к активной позиции в учебной деятельности. Ученик проявляет активность, самостоятельность в учении, познавательный интерес, обладающий значительными побудительными регулятивными возможностями и активности, и самостоятельности. Весь комплекс этих личностных образований условно можно считать механизмом становления активной позиции школьника в учебной деятельности.
Каждый объект имеет много различных свойств, которые отра¬жены в соответствующих величинах. Например, свойству инертно¬сти соответствует величина, называемая массой, свойству простран¬ственной протяженности — длина, свойству проводника препятство¬вать прохождению электрического тока — сопротивление и так далее .
С одной стороны, величины не существуют сами по себе, как некие субстанции, оторванные от материальных объектов и их свойств. С другой стороны, величины в некоторой степени идеализи¬руют свойства объектов и явлений. В процессе абстракции всегда происходит огрубление действи-тельности, отвлечение от ряда об¬стоятельств. Поэтому величины — это не сама реальность, а лишь ее отображение. Тем не менее практика показывает. что величины верно отражают свойства окружающей действительности. В самой природе нет сил, скоростей, импульсов и так далее; величины вводят в ходе позна¬ния для описания явлений природы .
Величины тесно связаны с понятием измерения. Наряду со сче¬том отдельных предметов различных дискретных величин (примера¬ми которых могут служить множества) уже на первых ступенях чело¬веческой культуры такие практические потребности, как необходи¬мость измерять расстояния, определять нужное для посева количество семян, обусловили возникновение простейших способов из¬мерения таких величин как длина, поверхность (площадь), объем, время, температура.
Результат измерения выражается числовым значением величи¬ны. Измерения являются одним из путей познания природы челове¬ком, объединяющим теорию с практической деятельностью человека. Роль и значение измерений в процессе развития сстестьенных и тех¬нических наук непрерывно возрастает, так как растет число И качест¬во различных измерений величин.
Если при измерении данная величина непосредственно сравни¬вается с единицей измерения (мерой), то такой тип измерения назы¬вается прямым. Однако в большинстве случаев измерение, в частно¬сти физических величин, не может быть выполнено непосредственно и находится с помощью вычислений по определенной формуле (на¬пример, площадь треугольника). Такое измерение называется кос¬венным . Область косвенных измерений шире и разнообразней, чем область прямых измерений.
Однако, не каждое свойство объектов, явлений мы сможем изме¬рить. Примерами могут служить многие понятия в психологии, педаго¬гике, биологии, экономике (воля, смелость, вкус и т. д.). Иногда такие по¬нятия также называют величинами, но в отличие от привычных — величи¬нами латентными. Сравнение таких величин возможно лишь из некото¬рой интуитивной основе. Если говорят, что этот человек более волевой, чем другой, то о степени качества «воля» судят только через систему по-ступков, поведение человека. В этих случаях говорят об условных зна-чениях величин или об условных мерах. Оценивать такие величины чис-лами представляется искусственным. «Надо помнить, — писал академик А. П. Крылов, — что есть множество «величин», то есть, того, к чему приложе¬ны понятия «больше» и «меньше», но величин точно не измеримых, на¬пример, ум и глупость, красота и безобразие, храбрость и трусость, на¬ходчивость и тупость и т. д. Для измерения этих величин нет единиц, эти величины не могут быть выражены числами…» .
Таким образом, величины позволяют перейти от описательного к количественному изучению свойств объектов, то есть, математизировать знания о природе.
Понятие величины а математике возникло в результате абстра-гирования от качественных особенностей свойств реальных объектов, чтобы выделить только количественные отношения. А для этого, как указывает Ф. Энгельс, «… необходимо совершенно отделить их от содержания, оставить это последнее в стороне как нечто безразлич¬ное: таким путем мы получаем точки, лишенные измерений, линии, лишенные толщины и ширины, разные а и b, x и у, постоянные и пе¬ременные величины …» .
Говоря о важности понятия величины для математики, нельзя не вспомнить слова Ф. Энгельса: «Математика — это наука о величинах; она исходит из понятия величины» .
Иногда считают, что понятие величины не является специаль-ным математическим понятием, так как в конечном итоге, как прави¬ло, обращаются с числовыми значениями величин или просто с чис¬лами. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, «…более радикальным и правильным решением представляется вполне тради-ционный пучь, восходящий к Евклиду: общие свойства скалярных ве-личин предпосылаются систематическому курсу геометрии …» .
Предметно-практическая деятельность предметного содержания достигается:
— отбором наиболее актуальных для этого этапа обучения знаний, формирующих не только предметные, но и межпредметные знания, умения и навыки, что может обеспечить развитие учебной мотивации и интереса к учению и школе;
— содержанием образования младшего школьника, которое будет направлено на достижение цели формирования его ведущей деятельности, возрастных потребностей и способностей;
— разноуровневым представлением знаний. Это позволяет учитывать индивидуальные качества ребенка и в дальнейшем строить обучение в «зоне ближайшего развития».
Начальное образование в настоящее время имеет свои особенности, которые значительно отличают его от всех последующих этапов школьного образования.