Курсовая с практикой на тему Использование приёма языковой игры на уроках русского языка в средней школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Игровая деятельность как средство формирования знаний и умений в процессе обучения русскому языку в средних класах 6
1.2. Интеллектуальные языковые игры на уроках русского языка в средней школе 13
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 17
2.1. Особенности применения дидактических игр на уроках русского языка 17
2.2. Языковые лексические игры 21
2.3. Языковые фонетические игры 27
2.4. Языковые грамматические и синтаксические игры 29
2.5. Опыт использования лингвистических игр в работе преподавателей на уроках русского языка в 7 – 8 классах 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Актуальность работы. Современная психолого-педагогическая наука признает игру важной формой жизнедеятельности, которая охватывает все периоды жизни человека. Игра не является возрастным признаком; в течение жизни она сопровождает каждого, меняются только ее мотивы, содержание, правила, формы, степень серьезности восприятия и проявления эмоций. Интеллектуальное развитие учащихся невозможно представить без мотивационной силы игры, благодаря чему она возбуждает интерес к реалиям жизни, актуальным событиям, глубинным связям с важнейшими отраслями человеческой деятельности: культурой, наукой, искусством. Такую систему связей не установить без игровых технологий обучения, в которых ученик активно действует, мыслит, строит, комбинирует, моделирует мир отношений средствами языка. Игра воспроизводит мировоззренческие установки, идеалы, взгляды, убеждения как результат освоения ребенком определенной ступени социального мира теми языковыми средствами, которыми он владеет на уровне своего умственного развития. Игровые технологии обучения языку основаны на системном изучении языкового материала, на знании единиц языка, норм их использования и способов творческой интерпретации.
Вся наша жизнь – это игровая площадка, где приходится постоянно играть в игры: детские, спортивные, развлекательные, учебные – разные. Возникновение игр связывают со своеобразной репетицией трудовых процессов и общественных отношений. Игровая деятельность ребенка как одна из ведущих форм становления и развития его личности давно получила философское и психолого-педагогическое обоснование. Игру называют пространством внутренней социализации ребенка, средством усвоения социальных установок, утверждается, что это особая форма детской жизни, выработанная обществом для управления развитием детей. Большой вклад в теорию игры сделали известные психологи и педагоги Б. Г. Ананьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, А. Я. Савченко, Д. Бех, Г. С. Костюк, А. Н. Хорошковская, М. Монтессори.
С эволюцией человечества игра не сдает своих позиций, а лишь приобретает другой статус. Однако иногда универсальное средство народной педагогики называют несерьезным занятием, забавой для досуга. Игру считают привилегией детства, тогда как ведущими видами деятельности в школьной и взрослой жизни – обучение и труд. Четкое разграничение видов деятельности по возрастному признаку отражено в схеме: в детском саду дети играют, в школе и вузе – учатся, чтобы подготовиться к жизни, после получения образования – работают. Место пребывания человека как узаконило в сознании педагогов односторонность поведенческой и познавательной сфер школьника. Поэтому среди широкой общественности учителей-языковедов и представителей лингводидактической науки длительное время оставалось непоколебимым мнение об использовании игр как фрагментарного, почти развлекательного метода, методично необоснованного и нецелесообразного на уроке. Преимущества игровой деятельности обычно освещались на фоне проведения внеклассной работы по языку.
Вместе с этим, дидактические возможности игры издавна являются объектом внимания отечественных и зарубежных теоретиков и практиков педагогики и психологии. Они отмечают такие ее функции:
мотивационная функция (игра стимулирует «серьезные» виды деятельности);
развивающая функция, в ходе осуществления которой у ученика вырабатывается изобретательность, способность к абстрактному мышлению;
образовательная функция (игра способствует лучшему усвоению материала, формированию навыков и умений);
увлекающая функция (игра вызывает положительные эмоции в деятельности);
развлекательная функция (игра позволяет организовать эффективный отдых);
социальная функция (игра помогает формированию коллектива),
психотехническая функция (игра готовит к определенным видам деятельности), терапевтическая функция и др.
Все вышеперечисленные преимущества языковых игр обуславливают их актуальность и дальнейшее использование на уроках русского языка.
Цель работы – исследование возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в средней школе.
Цель работы предполагает выполнение следующих задач:
1) охарактеризовать сущность и значение игровой деятельности в учебных условиях;
2) проанализировать структуру и специфику дидактической игры на уроке русского языка;
3) исследовать арсенал языковых игр и опыт их применения на уроках русского языка.
Объектом исследования являются языковые игры.
Предмет исследования: особенности их использования на уроках русского языка.
Методы исследования: общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение; проблемный анализ литературы по методике преподавания русского языка для определения теоретических основ исследования; наблюдение за опытом работы учителей словесников.
Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Исследование позволило многопланово взглянуть на проблему не только квалификации понятия языковой игры, но и на вопрос о.
Учебная игра представляет собой средство оптимизации учебного процесса в целом и интеллектуальной активности в частности.
Использование игры как педагогического средства коммуникации основывается на том, что она в учебном процессе выполняет роль творческого задания и функцию носителя учебной проблемы.
Игра и игровая ситуация считается одним из самых эффективных методов обучения языку. Это обусловлено следующими основными факторами:
— коммуникативный подход к обучению языку;
— интересы школьников;
— естественная потребность учащихся в игре.
Разумное применение игровых приемов на занятиях в сочетании с другими методическими приемами способствует эффективному и качественному усвоению материала и делает привлекательным процесс познания, становится потребностью.
Языковые игры предназначены для формирования речевых, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на этапе овладения языком.
Применение дидактических игр дает возможность:
формировать языковую, речевую компетентность;
проводить системную работу по развитию речи;
концентрировать внимание на существенном в учебном материале;
выявлять, констатировать наличие или отсутствие качеств, необходимых для определенных видов деятельности – скорости мышления, внимательности, собранности и прочее;
уметь работать в группах, поддерживать друг друга;
создавать ситуации, при которых ученик должен творчески применять полученные знания на практике;
обеспечивать самостоятельность принятия умственных решений.
Внедрение языковых игр в опыт работы учителя среднего звена позволит убедиться в том, что рядом с пояснительно-иллюстративными приемами учитель должен применять новые, в которых усилен творчески деятельностный компонент. Только в этом случае учащиеся под руководством учителя получат действительно необходимые знания, умения, навыки. И начинать такую работу необходимо уже с 5 класса, потому что именно в этом возрасте у детей исчезает безусловная мотивация к обучению, и учителю необходимо вызвать и усилить у школьников собственные полезные мотивы в обучении, вызвать интерес, способствовать лучшему усвоению и запоминанию информации о языке.
Изучая опыт использования на уроках данных технологий, мы проследили определенную закономерность: учащиеся не только усваивают знания, но и понимают, учатся их применять, анализировать, синтезировать, оценивать. А учителю это позволяет дифференцировать, индивидуализировать процесс обучения, развивать аналитическое мышление учащихся, формировать у них навыки самооценки, самоконтроля учебной деятельности, способствовать развитию творческого мышления, культуры общения, воспитывать активную личность, которая умеет видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.
Таким образом, в работе охарактеризована сущность, значение, возможности, диапазон, структура, специфика языковой игры, освещены особенности организации учебной игровой деятельности на уроках русского языка в средней школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Игровая деятельность как средство формирования знаний и умений в процессе обучения русскому языку в средних классах
Современная психолого-педагогическая наука признает игру важной формой жизнедеятельности, охватывает все периоды жизни человека. Игра не является возрастным признаком; в течение жизни она сопровождает каждого, меняются только ее мотивы, содержание, правила, формы, степень серьезности восприятия и проявления эмоций.
Разработкой теории игр, выяснение роли, структуры и их значение для воспитания и обучения детей занимался ряд ученых: психологи (Л. Выговский, А. Леонтьев, Эльконин), педагоги (А. Макаренко, В. Сухомлинский, Н. Кудикина, В. Крутой, А. Савченко и другие). В современной лингводидактике игровая деятельность в центре исследований А. Богуша, М. Вашуленка и др. Следовательно, В. Сухомлинский писал: «Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливаются животворный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигает огонек любознательности и любви к знаниям» [8, 95].
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но для каждой возрастной группы игра имеет свои особенности. В возрастной периодизации детей особая роль принадлежит ведущей деятельности: для дошкольников – это игра. Содержание детских игр – предметная деятельность, сфера отношений между людьми.
Все последующие возрастные периоды не вытесняют игру, включают ее в процесс социальных отношений. Эти методологические основы позволяют педагогу объективно подойти к проблеме экстраполяции игры на учебу. Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования последних лет, «с помощью игры ученики усваивают учебную информацию на 70%, что значительно эффективнее по сравнению с такими методами, как лекция (5%) или чтения (10%)» [4, с. 61].
Известно, что дети, которые постоянно находятся в систематической, интенсивной, разнообразной игровой деятельности, имеют более высокий уровень интеллекта по сравнению со своими сверстниками, которые работают в условиях однообразного стандарта. Игра учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, в яркие тона окрашивает эмоциональный фон урока, формирует познавательную самостоятельность, активность и интересы детей, демонстрирует уникальное единство словесных, наглядных и практических методов обучения, позволяет рационально использовать время, при правильном структурировании материала, имеет обычно прикладной характер, что способствует развитию основных жизненных компетентностей школьников. Диапазон дидактических игр позволяет разноаспектных деятельность по развитию мышления, речи, фантазии, внимания, логики, творческих способностей. Особенность учебной игры заключается в том, что она достигает своей цели незаметно для детей и не требует никаких способов насилия над личностью.
Методически и филологически ориентированное мнение В. Л. Федоренко об игре как наиболее эмоциональной форме получения знаний, дает радость ребенку, создает стабильную ситуацию успеха и одновременно полнейшее обеспечивает речевое развитие, пробуждая стремление обогащать свой интеллектуальный достояние в лингвистической сфере. Идея разнообразия учебных форм требует от учителя творческого подхода к своей работе, «чтобы ученики получали прочные лингвистические знания в форме доступных, интересных методических модусов» [3, с. 6].
В лингвистике существуют разные взгляды на языковую игру.
Лингводидактику, вслед за Г.И. Богиным, Н. Мурзиным и др., мы понимаем, как продолжение лингвистики. Ее предметом является язык, функционирующий в сознании языковой личности, овладевающей родным языком. Языковая игра, в этом плане, трактуется как собственно языковой феномен. Это особое состояние языка, в котором актуализируются его асимметрические особенности, а использование ее в дидактических целях обусловлено тем обстоятельством, что в таком состоянии особенности устройства и функционирования языка, скрытые при обычном, повседневном употреблении языка, как бы открываются ученику, и это дает возможности учителю направить его внимание в нужную сторону. Разумеется, языковая игра является частным случаем игры, а обучение и формирование сознания с помощью языковой игры – частным случаем использования игры вообще в учебных и воспитательных целях.
С точки зрения Матвеевой Т.В., языковая игра – речевое поведение с установкой на достижение дополнительных эффектов взаимодействия коммуникантов, обычно с целью развлечения, забавы. Осуществляется с помощью контекстного преобразования использованных языковых средств. В языковой игре знаки осознанно выводятся за пределы их обычного использования, они подвергаются тем или иным преобразованиям, чтобы создавался эффект необычности, а в результате – усиленного воздействия на речевого партнера. Чаще всего такое воздействие носит эстетический, а в его пределах – комический характер. Объемом преобразований, как правило, выступает форма знака (звуковая или словообразовательная). Языковая игра разрушает ассоциативные стереотипы восприятия языковых знаков с помощью включения знака в новый ассоциативный контекст. При этом используется ассоциативный потенциал языкового знака. В конкретном игровом акте контекст должен строится на актуализации того или иного потенциального компонента ключевого знака. Творческий процесс создания такого контекста требует и творческого адресата по его расшифровке, языковая игра – это обоюдное творчество речевых партнеров [26, с. 5].
Другие взгляды на языковую игру представлены в работах Санникова В.З., Нормана Б.Ю., Гридиной Т.А., Булыгиной Т.В., Шмелева А.Д. и других ученых. Санников В.З. так определяет языковую игру: «Языковая игра – это языковая неправильность (необычность, неточность), которая намеренно допущена говорящим человеком, и именно так и понимается слушающим [31].
В своей книге «Язык: знакомый незнакомец» Б.Ю. Норманн дает такое определение: «Языковая игра (в максимально широком понимании термина) — это нетрадиционное, неканоническое использование языка, это творчество в языке, это ориентация на скрытые эстетические возможности языкового знака » [8, с. 35].Любой человек при использовании языка прибегает к каким-то элементам игры – и не только в расчете на то, что его усилия по достоинству оценит собеседник, но иногда и «просто так», для собственного удовольствия.
Под языковой игрой могут пониматься все явления такого рода, «когда, говорящий «играет» с формой речи, когда свободное отношение к форме речи получает эстетическое задание, пусть даже самое скромное. Это может быть и незатейливая шутка, и более или менее удачная острота, и каламбур, и разные виды тропов (сравнения, метафоры, перифразы и т.п.)» [9, с. 64].
На близких авторам монографии позициях стоят и некоторые другие исследователи, например, Николина Н.А. и Агеева Е.А., которые полагают, что языковая игра в современном художественном тексте не отличается от языковой игры в современной русской разговорной речи. Эти авторы отмечают, что в современной (главным образом постмодернистской) прозе ведущими принципами языковой игры становятся «выдвижение на первый план звуковой организации контекста (аллитерации, ассонансы, повторы, словотворчество и др.) и высокая степень интертекстуальности произведения». С точки зрения функциональной специфики языковой игры в постмодернистской прозе, отмечено, что она становится знаком непринужденного ведения речи и моделирует неофициальность повествования; знаменует собой особый тип повествования, для которого характерно « вытеснение субъективно-речевого плана персонажа субъективно-речевым планом повествователя» [19].
В «Словаре-справочнике по методике русского языка» М. Р. Львов так определяет игры по русскому языку – это вид дидактического материала, используемого на уроках и внеклассных занятиях с целью повышения познавательных интересов учащихся. Содержат не только развлекательный материал, но и обогащают учащихся новыми знаниями, умениями. Примеры игр: викторины, ребусы, кроссворды, загадки, логогрифы, анаграммы. Также это игры в слова («отгадай слово!», «продолжай начатое слово!», «подберите слова на букву!»), словесное лото, каламбуры, эпиграммы и пр. Каждая игра может быть определена, например анаграмма – игра-задача на перестановку букв в этом слове, обычно – в стихах;
Географию со мной
Изучают в школе дети.
Дай порядок букв иной –
И найдешь меня в буфете. (Атлас – салат.) [22].
Сегодня известны различные классификации игр: предметные, настольно-печатные, словесные. К словесным входят ролевые, диалогические, интеллектуальные. В исследованиях методистов, учителей-практиков имеют место фонетические, лексические и другие игры.
По виду деятельности игры делятся на такие виды: физические (двигательные) интеллектуальные (умственные) трудовые; социальные.
По характеру игровой методики игры можно разделить на следующие виды: предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игры-драматизации.
Языковые игры: фонетические, лексические, грамматические, орфографические.
Коммуникативные игры: аудитивные, монологические, диалогические.
Остановимся детально на языковых играх. Фонетические игры используются для ознакомления и закрепления знаний о звуках речи, выделение слов с конкретным звуком из ряда других, составление схем звуковой структуры слов.
Графические игры — направлены на графическое изображение букв, составление и чтение слогов, слов и предложений.
Синтаксические игры — закрепляют умение строить предложения и словосочетания.
Грамматические игры имеют целью научить детей распознавать грамматические категории частей речи, которые изучаются в начальной школе.
Игры для развития устной речи способствуют выработке умения четко, логично и последовательно излагать свои мысли, а также практическом и творческом применению приобретенных ранее речевых навыков и развитию коммуникабельности. К таким играм относятся ролевые, драматические игры, игры-театрализации.
Лексические игры способствуют обогащению и уточнению активного словарного запаса детей, формированию лексической компетенции. Именно благодаря лексическим играм ученики могут в доступной форме овладеть самыми распространенными понятиями лексикологии, развивать устную речь, формировать элементарные аналитико-синтетические умения в работе над текстом, предложением, словом.
Применение различных типов и видов игр в разнообразных комбинациях помогает учителю бороться с шаблоном в работе. Педагогическая целенаправленность игр осуществляется помощью их системы, составленной в соответствии с ролью и местом игры в процессе обучения. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. Кроме того, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различаются игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификация игр согласно их роли в процессе обучения русскому языку как неродному в средней школе возможна лишь при условии выделения основной цели каждой игры. Поскольку основная цель в зависимости от потребностей учебного процесса меняется, то и сама система игр должна быть подвижной, динамичной. К этому же выводу приводит нас и тот факт, что один и тот же тип игры может быть использован при обучении различным аспектам языковых знаний и при развитии разных видов умений и навыков.
Общеизвестный лозунг «Знание – это сила, власть, капитал» не теряет сегодня своей актуальности. Чем больше в основании детской подсознания будет готовых схем, программ, отработанных методик, игровых ситуаций и комбинаций, стереотипов и стандартов, тем выше будет уровень интеллектуальной мобильности личности. Переключаясь на новые виды игр, ученики подсознательно вступают в большое количество новых ассоциативных связей. Поэтому популярные сейчас такие ассоциативные игры, как цепь, нить, куст, дерево ассоциаций. Ассоциативная аналогия продуктивна для развития мышления и речи детей. Например, учитель начинает такую бесконечную цепочку: буква к букве – слог. Ученики продолжают: слог в слог – слово, слово к слову – предложение, книга к книге – библиотека, травинка к травинке – лужайка, зернышко к зернышку – колосок.
В последнее время обновление методической палитры, связанное с реализацией комуникативно-деятельностного принципа, побудило к активизации поиска игровых технологий обучения языку, призванных, прежде всего, оживить урок, стимулировать познавательный интерес школьников к изучению родного языка, совместить в едином языковом пространстве учебно-познавательную, игровую и речевую деятельность, сделать учебный процесс интересным, а предмет – любимым. Такая методическая активность вызвана размышлениями на страницах педагогической периодики о традиционном преподавании русского языка, напоминает «препарированного соловья». Дети изучают когти, пищевод, клюв, перья, крылья, мышцы и другие физиологические подробности. Тогда как волшебное пение птицы (главное) остается без внимания [3, с. 24].
Преодолеть недостатки традиционной системы обучения призвана интеллектуальная игра. Удивительная красота и обаяние, сложность и требовательность русского языка, суровые законы и правила компетентного словоупотребления, а также смелая языкотворчество находят себя в игре. Дидактическая игра – это тот уникальный и не единственный случай, когда игра переходит в область науки. Интеллектуальное развлечение превращается в чрезвычайно удачное и поэтому подходящее учителям-языковедам методическое средство, которое систематически и целенаправленно используется на уроке в форме игровой ситуации, приема, упражнения, задачи и получает индивидуально окрашенную собственным почерком учителя методическую презентацию.
Центральной функционально-структурной единицей языка является слово. Все остальные элементы языка существуют или для слова и в слове (звуки и морфемы), или благодаря нему (предложения). Слово изучаем в различных аспектах: фонетическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Какой из них важнее, можно определить? Лексика или грамматика? Рассуждения на тему возможен ли вывод, что язык – это, прежде всего лексика, которая имеет свою грамматику. Есть ли связь между лексическим запасом и интеллектом? Конечно, она тесная и неразрывная, ведь человек тоньше воспринимает мир, глубже мыслит, лучше описывает действительность. Итак, вокруг слова вращается вся методика, как традиционная, так и инновационная. Игра позволяет изучать язык и говорить о языке, обеспечивает содержательную и речевую нагрузки урока с широким привлечением фоновых знаний. Интеллектуальная игра – не дань моде; смысл проведения каждой игры – коэффициент полезного действия, направленный на результат – коммуникативную компетенцию. Игровые технологии обучения языку основаны на изучении языкового материала, на знании системных единиц языка, норм их использования и способов творческой интерпретации. Таким образом, феномен игры позволяет сосредоточить внимание на тех неразрывных органических связках, которые соединяют язык и литературу в искусство искусств – словесность, представляющей общественную, культурную, духовную сознание и ментальность народа. Если в детских играх свободная игровая деятельность предстает преимущественно как самоцель, то в дидактических играх она специально планируется, приспосабливается к учебным задачам. Существенный признак дидактической игры – четко поставленная цель обучения с ориентацией на соответствующий результат.