Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект использования приемов мнемотехники на уроках русского языка 5
1.1. Понятие мнемотехники, ее виды и основные приемы 5
1.2. Педагогические возможности использования приемов мнемотехники на уроках русского языка 9
Вывод по первой главе 17
Глава 2. Методология использования приемов мнемотехники на уроках русского языка 18
2.1. Методические рекомендации по использованию приемов мнемотехники на уроках русского языка при изучении словарных слов 18
2.2. Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в 5-7 классах 22
Вывод по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 32

 

  

Введение:

 

Изучение русского языка зачастую не вызывает у многих учащихся интереса. Многообразие громоздких правил, большое число слов-исключений, немалая доля речеупотреблений, что не поддаются обобщению — все это очень негативно сказывается на изучении предмета, внушая «отвращение и страх», а как результат — ухудшение грамотности учащихся. Когда-то Л. Н. Толстой в своей школе вообще отказался преподавать грамматику по известной причине: у него не получилось заинтересовать ею детей. И на сегодняшний день проблема заинтересованности предметом является злободневной, актуальной, она активно изучается, а также остро нуждается в исследованиях.
Теоретическая часть мнемоники русского языка не изучалась целенаправленно. В журналах встречаются небольшие статьи, но они дают неполные, отрывочные, а иногда и противоречивые представления, а подчас какой-либо занимательный материал выдается за мнемонический.
Наиболее важной задачей педагогической науки выступает совершенствование планирования процесса обучения в целом, а также повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся. Условием успешности, безусловно, является не просто багаж знаний, навыков и умений, способность находить информацию, а также работать с ней, но и креативность, умение подходить к решению той или иной задачи творчески. Поэтому всё больше становятся востребованными развивающие, личностно-ориентированные образовательные технологии, в основу которых положено внимание к субъектности ученика, к развитию его компетентностей.
В педагогике велико стремление овладеть такими технологиями, на основе уже созданных научных обоснований и классификаций выстроить авторские методические лаборатории, в которых нашли бы достойное место нестандартные и традиционные формы работы на уроках и во внеклассной деятельности.
Актуальность темы исследования данной курсовой работы можно объяснить следующими фактами:
1) Достаточно глубоко и детально не представляется возможным исследовать все приемы объяснения нового материала, а также все средства развития интереса;
2) Наличие классов с довольно низким уровнем успеваемости побуждает к тому, чтобы искать приемы объяснения нового материала на более доступном уровне;
3) Данный вопрос нуждается в серьезном, глубоком исследовании, так как недостаточно исследован методистами, учителями и учеными.
Необходимо также отметить теснейшую связь мнемоприема и интереса к уроку, так как внутренние резервы мнемотехники богаты, разнообразны и уникальны (это и смена деятельности, и колоритная образность, и эмоциональный подъем, и яркая ассоциативность, и простота, и доступность и прочее). Зерно успеха заключается в том, что мнемонические приемы не оставляют школьников равнодушными, безучастными, иными словами, делают заинтересованными. Ведь хорошо известно, что знания, которые усвоены без интереса, не становятся активным достоянием человека, а, напротив, ложатся застывшим, мертвым грузом, не пригодным к применению.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что работа на уроках русского языка будет происходить эффективнее при использовании приемов мнемотехники.
Объект исследования: приемы мнемотехники.
Предмет исследование: педагогические условия применения приемов мнемотехники на уроках русского языка.
Целью данного исследования является изучение приемов мнемотехники на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1) Дать определение понятию мнемотехники;
2) Проанализировать методическую литературу и передовой опыт учителей русского языка по использованию на практике приемов мнемотехники;
3) Рассмотреть основные характеристики и особенности использования мнемотехник в процессе обучения русскому языку;
4) Разработать методические рекомендации по использованию мнемотехник в процессе обучения учащихся 5-7 классов на уроках русского языка.
Теоретическая значимость исследования: анализ и систематизация методической литературы и передового опыта учителей русского языка по использованию на практике приемов мнемотехники.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогами при обучении русскому языку учащихся 5-7 классов.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате теоретического анализа проблемы использования приемов мнемотехники на уроках русского языка мы можем сделать следующие выводы:
1) Мнемотехника — это техника запоминания, система способов и приёмов, облегчающих запоминание материала, а также увеличения объёма памяти путём создания искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти головного мозга, позволяет контролировать процесс запоминания, припоминания и хранения информации.
2) К видам мнемотехники относят: народную, классическую, педагогическую, эстрадную, спортивную, современную. Приёмы мнемотехники: ассоциации, созвучие, буквенный код, метод римской комнаты, рифмы.
3) Приемы мнемотехники на уроках русского языка необходимо использовать на абсолютно всех этапах работы со словами:
— в качестве иллюстрации;
— в качестве опоры для того, чтобы создавать высказывания;
— для контроля понимания прочитанного;
— в ходе подготовки связных высказываний на заданную тему;
— для запоминания правил.
Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка является эффективной возможностью повышения интереса учащихся к процессу занятия, к самому учебному предмету, а также уровня знаний школьников.
Нами были рассмотрены приемы мнемотехники для облегчения запоминания словарных слов и для работы со следующими орфограммами: правописание безударных глагольных окончаний, приставки -пре и -при, чередование гласных в корнях -кос и -кас, -раст-ращ-рос, -гор-гар и других.
Целью данного исследования было изучение приемов мнемотехники на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1) Дали определение понятию мнемотехники;
2) Проанализировали методическую литературу и передовой опыт учителей русского языка по использованию на практике приемов мнемотехники;
3) Рассмотрели основные характеристики и особенности использования мнемотехник в процессе обучения русскому языку;
4) Разработали методические рекомендации по использованию мнемотехник в процессе обучения учащихся 5-7 классов на уроках русского языка.
Таким образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический аспект использования приемов мнемотехники на уроках русского языка
1.1. Понятие мнемотехники, ее виды и основные приемы
Мнемотехника — это техника запоминания, система способов и приёмов, облегчающих запоминание материала, а также увеличения объёма памяти путём создания искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти головного мозга, позволяет контролировать процесс запоминания, припоминания и хранения информации [7, с. 6].
Сначала мнемотехника была частью риторики. Ее предназначение заключалось в том, чтобы можно было запоминать длинные речи. Сейчас мнемотехника продвинулась во всех направлениях. На сегодняшний день стало возможным не просто фиксировать в памяти всю последовательность материала, но также правильно и без ошибок запоминать совершенно любую точную информацию, которая представляет трудности для запоминания, а кто-то даже считает, что ее невозможно запомнить: к примеру, номера телефонов, хронологическую последовательность исторических дат, тексты, где много терминологии, таблицы систем исчисления, стихи в прозе и т.п.
Для того, чтобы освоить мнемотехнику, а в последствии освоить и навык, необходимо прикладывать усилия, выполнять определённые упражнения. Только после этого можно использовать мнемотехнику для запоминания. Но никакая информация не станет запоминаться сама по себе. Для ее запоминания необходимо будет использовать уже сформированный навык — то есть последовательность определённых действий, что приведут к фиксированию в мозге той или иной информации.
Длительность хранения какой-либо информации можно контролировать. Информацию можно запомнить и на несколько часов, и на всю жизнь. А также можно контролировать воспринимаемые сведения: их можно осознанно стереть, заполнив при этом их место какой-то новой информацией.
Мнемическую деятельность принято считать человеческим феноменом, поскольку для человека запоминание — это специальная цель, а учение того или иного материала, его запечатление в памяти является сознательной деятельностью. Мнемическая деятельность носит сугубо избирательный характер, потому что человек должен отделить необходимый ему материал от совершенно ненужных ему впечатлений.
Сегодня мнемотехника позволяет накапливать в человеческой памяти большой объем достоверной информации без каких-либо затрат времени, так как мнемотехнический процесс контролируем. К плюсам мнемотехники можно отнести то, что выученную информацию не придётся заучивать заново, поскольку вся информация сохраняется в памяти. Мнемотехника способствует тренировке и развитию мышления, а также повышает обучаемость любым дисциплинам.
К видам мнемотехники относят:
— народную;
— классическую;
— педагогическую;
— эстрадную;
— спортивную;
— современную [21].
В народную мнемотехнику вошли такие приёмы, что прочно влились в нашу жизнь настолько, что мы уже их не замечаем. Это такие приёмы, что были заложены нам в детстве родителями, воспитателями, учителями. Абсолютно каждый человек вырабатывает для себя подсознательно ту или иную технику запоминания. Используемые приёмы этого вида мнемотехники не осознаются, потому что имеют наиболее низкую эффективность. Но, несмотря на это, информация все же запоминается. Каждый человек помнит определённое количество номеров телефона, адресов, дат дней рождений. Всё это запоминается именно благодаря народной мнемотехнике.
Классическая мнемотехника является самой древнейшей, она предлагает запоминать информацию, преобразовав ее заранее в зрительные образы. Такие образы можно разделить на следующие группы:
1) дополнительные образы для фиксирования последовательности;
2) образы, в которых происходит кодирование информацию, необходимую для запоминания.
Классическая мнемотехника сосредоточена на том, что образы можно было не просто запоминать, но также и стирать, то есть данный процесс контролируем.
В педагогической мнемотехнике не используются визуальные образы. Данный вид основывается на «пережёвывании» необходимого к запоминанию материала, на его тщательном разборе. Это зубрение, многократное переписывание, перечитывание, организация учебного процесса в форме игры. Методы педагогической техники широко используются в современной практике школьного обучения.
Особенность цирковой мнемотехники заключается в тщательной разработке кодирования информации. Это могут быть жесты, слова, мимика лица и прочее, что передаются от ассистента к фокуснику (все иллюзии основываются именно на хорошо натренированной памяти).
Спортивная мнемотехника также имеет свои особенности. Не смотря на то, что любой участник соревнования может запомнить достаточно большой объем информации, но, чаще всего, он заостряет внимание лишь на чем-то одном. Некоторые являются рекордсменами в запоминании чисел, а некоторые — чемпионами по запоминанию игральных карт.
Навыком к запоминанию на подобного рода соревнованиях не удивишь никого. Ведь человеку, не умеющему запоминать, делать там нечего.
Мнемонисты в таких соревнованиях соперничают по двум показателям. Первый — это скорость запоминания информации. А второй — объем запоминаемой информации.
Современная мнемотехника также имеет свою отличительную черту — это ее теоретическая основа. На основе теории памяти приёмы запоминания, что были известны ранее, значительно дорабатываются и затем переходят в одну более четкую систему запоминания, что нацелена на решение определённых задач.
К основным приёмам мнемотехники относят следующие:
1) Ассоциации. Впечатляющие ассоциации, которые соединяются с информацией, что необходима для запоминания.
2) Созвучие. Для запоминания тех или иных иностранных слов обычно используют знакомые ранее созвучные словосочетания.
3) Буквенный код. Образование фраз, связанных из начальных букв по смыслу, что связано с информацией, которая необходима для запоминания.
4) Метод римской комнаты. Каждому запоминаемому объекту присваивается определённое место в комнате, которую хорошо знает человек.
5) Рифмы. При использовании данного приема происходит создание рифмованных словосочетаний или же текстов с запоминаемой информацией [14].
Человек мыслит образами. Когда в фантазии он объединяет некоторое число визуальных образов, его мозг укрепляет данную взаимосвязь. Далее, припоминая какой-то один образ, человек вызывает к жизни также и остальные. Наиболее важными для запоминания являются первые минуты — в это время лучше всего произносить вслух информацию либо проговаривать ее про себя. Через час следует произнести еще раз. В дальнейшем рекомендуется повышать промежуток времени, через который нужно повторять информацию.
Приемы мнемотехники дают возможность просто запоминать сложные фамилии людей, даты, огромные тексты, числа, иностранные слова и многое другое. Превосходство их заключается в том, что прикладывать огромных усилий не нужно для того, чтобы извлечь из памяти необходимую информацию, достаточно лишь представить несколько вещей-образов, что сообразно цепочке самостоятельно актуализируют нужные сведения.

1.2. Педагогические возможности использования приемов мнемотехники на уроках русского языка
Самым грандиозным полем деятельности для использования мнемотехники является это школа. Кроме обучения письму, счету, чтению современные школьники получают огромное количество информации в области иных сфер человеческих знаний: географии, ботанике, истории, биологии. Запомнить абсолютно все традиционным способом не удастся даже взрослому человеку, который уже умеет размышлять и анализировать. Ребенка же необходимо готовить заранее к взрослой жизни. И чем это произойдет раньше, тем будет лучше. И мнемотехника вместе с другими традиционными методами обучения может стать весьма полезной.
Память большинства учеников не способна «просто запомина¬ть» многоступенчатые правила или ничего не значащие для них сим¬волы — буквы в словах. Зато эта память очень образная и яркая (в особенности у детей с преобладанием правого полушария головного мозга, по определению И.П. Павлова — так называемый «художественный тип»).
Мнемотехника, пользуясь этим, придумывает для слов и правил свои правила — «неправильные». И делается это при помощи ассоциаций, благо-даря которым начинает работать эмоционально-образная память детей.
Так как мнемотехника является психологическим термином, то в процессе применения мнемонического приема происходит следующее: «Установление связей между запоминаемыми объектами, а также их мысленном размещением в хорошо знакомом, вооб¬ражаемом пространстве, которое разделено по определенно¬му принципу» [1, с. 54].
Занимаясь мнемоникой словарных слов, В.В. Агафонов удачно опи-сал механизм работы данного приема. Сначала необходимо связать необходимое слово с другим, затем обыграть ассоциативную связь, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить необходимую орфограмму. «Чем такая связь между слова¬ми неожиданней, абсурдней и смешней, тем выше будет эффективность запоминания. Данную связь может усилить ритм стихо-творения, его рифма и дополнительные ассоциативные «ниточки», что протягиваются от слова к слову и от образа к образу» [1, с. 56].
Следует еще учитывать также биохимическую природу мнемоприема. Если познавательные процессы проходят на фоне положительных эмоций и естественного позна¬вательного интереса, то вырабатываются в то же время и нейротрансмиттеры (химические вещества) такие, как гамма-аминомасляная кислота, интерферон, интерклейкины и ацетихолин. Они активизируют реорганизацию нервных сетей коры головного мозга и создание, что делает запоминание и мышление более результативным. Поэтому мнемонические приемы оправданы на биохимическом уровне.
Причина, которая заставляет обращаться к мнемотехнике, — ограни-ченные возможности большинства слабых учащихся. Таких школьников «пугают» и отво¬рачивают от предмета и терминология, и громоздкие логические рассуждения, а как следствие этого — потеря интереса к предмету, к уроку. Именно поэтому необходимо говорить о важности применения мнемотехники на уроках.
Уже давно доказано психологами, что слабых учеников страшат и отталкивают многошаговые рассуждения при решении орфографической зада¬чи. Было замечено следующее: если алгоритм рассуждения состоит из более трех шагов, то где-то на третьем этапе ученики начинают скучать, а на четвертом — мысленно машут рукой и начинают действовать наугад. К тому же, где гарантия, что ученики не начнут применять данное рассуждение для проверки другой, похожей, имеющей такой же опознавательный признак орфо¬граммы.

А. А. Мурашов в своей статье «Абсолютная грамотность: риторические стра¬тегии достижения» пишет следующее: «Каждая орфограмма — это сложная задача комби¬наторики; за урок математики не решается более 3-4 задач, в то время как в абсолютно каждом предложении диктанта таких задач хватило бы на два урока. Знаток правил каждое слово должен писать не менее, чем за одну минуту. Дети интуитивно постигают язык в качестве сложной организованной системы; будет ли она размыта деформированной речевой средой и потому личностно чуждыми и несоответствующими с я-концепцией правилами, зависит только от нас» [16, с. 23].
Благодаря своим ассоциативным связям мнемотехника преобразует «личностно чуждый» материал в удобопонятный, уясненный.
Конечно, в задачи учителя-словесника входит и развитие речи, и интеллектуальное развитие детей, и формирование представлений о языке как о системе, а также многое другое, но все же программа-минимум — это гра¬мотное письмо. И в этом плане, казалось бы, не столь важно, на каком именно уровне была осознана тема слабым учеником — на научном или на «бытовом», — главное, чтобы осознанно. Мы не обязаны каждый раз произносить или хотя бы вспоминать какие-то физические и прочие законы, включая утюг или подходя к компью¬теру. Годится и яркая ассоциация, и мнемоприем, если они помогут запомнить, как правильно писать.
Мнемотехника выступает отличной возможностью заставить слабых учащихся не про¬сто прослушать, но также и понять объяснение, это возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.
Также мнемоприем является средством для запоминания неалгоритмизуемых единиц языка.
М.Б.Успенский отмечает: «В русском языке есть множество речеупотреблений, что не поддаются обобщению, по которым невозможно составить алгоритм, которые находятся как бы «вне правил». К ним можно отнести написание не¬проверяемых согласных и гласных, различные исключения из правил, вариативность словоформ, которые употребляются в одном категориальном значении (носков, но чулок; узбеков, таджиков, но туркмен, грузин, татар)» [18, с. 31].
Для неалгоритмизуемых единиц языка можно дать лишь одну рекоменда¬цию: «Это нужно запомнить». И вот тут на помощь учителям-словесникам приходит мнемоника.
Зачастую неалгоритмизуемое правило вызывает затруднения не только у слабых ребят. Школьники с удовольствием воспользуются мнемонической «палочкой-выручалочкой».
К примеру, орфограммы в слове винегрет запомнить довольно непросто, гласные-е и-и можно переставить местами, но стоит лишь кинуть спасательный круг в виде мнемоприема «вино не греют», и ученик уже твердо усвоит написание этой орфограммы.
Так, слово «корабль» имеет этимологическое родство со словами «корыто», «короб», «корка», «коричневый», у них один исторический корень — кор — (от значения кора у дерева). Незначительная, казалось бы, ассоциация — фраза «коричневый корабль-короб, он сделан из коры» объединяет все единицы одного семантического поля, создает, таким образом, внутренние искусственные связи, и тем самым заставляет работать эмоционально-образную память детей.
Нехитрая игра слов сделает свое дело, а обезличенная и неуклюжая фраза «Нужно запомнить» поможет только детям с хорошей зрительной памятью.
Всем известна классическая фраза, которая содержит одни глухие соглас¬ные:
— Степка, хочешь щец?
— Фи!

К ней можно добавить фразу «лимонный рай», в которой все согласные звуки лишь непарные звонкие.
А вот фразы, что помогают запомнить слова-исключения: «Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц, цыпка!» и «Уж замуж невтерпеж».
Смешно представить цыкающего цыгана, но в этом и заключаются странности че¬ловеческой памяти: чем нелепее будет текст, тем легче и охотнее его запомнить.
Рифма так же, как и четкий ритм, облегчает процесс запоминания. Так уж устроен человеческий мозг. Неспроста в далеком прошлом многие трактаты излагались в стихах. Стихи помогают также и при изучении грамматики на современном этапе.
Одной из задач, что стоят перед учителями, является формирование активного лексического запаса школьников, а также одновременно уточнение и расширение значений уже известных слов. Одним из способов помощи школьникам запомнить орфографический облик того или иного слова с непроверяемым написанием – это использовать этимологический анализ таких слов, мнемонические приемы или рисунок-иллюстрацию. По определению В. Козаренко, мнемотехника – это мощная тренировка мышления и внимания [8, с. 12].
Практическим применением мнемотехники в системе образования выступает усвоение текстовой информации, алгоритм по усвоению скороговорок, стихов и иной рифмованной информации; методика изучения правил и словарных слов; алгоритм по усвоению различных иностранных слов, сложных для восприятия правил и терминов; игровые упражнения и методики на развитие внимания, памяти, логики [15].
Использование приемов мнемотехники актуально при изучении лексики. Такие мнемоприемы, как ребусы, рисунки, короткие стихи и другие, вызывают и учащихся ассоциативные образы, помогающие запомнить новые слова и их значения. Наибольший эффект имеет работа с рисунками, использование которых позволяет усвоить употребление различных языковых единиц, обогащает словарный запас учеников и служит для построения предложений и словосочетаний, а также для составления разнообразных связных текстов.
Прием мнемотехники позволяет снизить нагрузку на природную память детей, возможности которой заложены генетически и поэтому ограничены. Абсолютно каждый учитель может пользоваться на своих уроках этим приемом, о котором еще в 1931 г. известный психолог А. Н. Леонтьев говорил: «Мы должны пересмотреть вопрос о роли мнемотехники. Зачастую ее роль явно недооценивается. Следует найти адекватное применение такому несомненно могучему педагогическому средству» [11, с. 166–167].
По определению, что дано в Малом академическом словаре, мнемоника является «совокупностью приемов и правил, которые облегчают запоминание нужных фактов, сведений с помощью создания искусственных ассоциаций» [13].
Ассоциативный образ не просто должен быть связан со словарным словом тем или иным общим признаком по форме, действию, цвету, количеству, материалу и т. п., но также вызывать у школьников яркие образные эмоции. К примеру, во время запоминания словарных слов можно опираться на мнемонические рифмовки, графический облик лексемы, схематично-рисуночную мнемонику, включение словарных слов в различные сказочные истории, сюжет которых вызывает у учащихся определенные ассоциации и др. [17, с. 47–53].
К мнемоническим приемам, как отмечалось нами ранее, можно также отнести такие рассказы, рисунки, стихи, ребусы, группировки слов, которые, вызывая конкретные ассоциации, помогают детям запомнить сложное по написанию слово. Облегчают запоминание и небольшие произведения детских писателей. В работе над словарными словами зачастую используются стихи, к примеру:
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» –
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед.
Лиса-лисица, посмотри,
Очень любит букву И. (Д. Хармс) [19].
Возможно и использование рисунков, к примеру: [12, с. 13–15]. Существуют специальные мнемонические словари, в которых многие словарные слова даются с готовыми ассоциациями.
Словарь Т. И. Куропаткиной [10] обширно используется уже в начальной школе, но в условиях современной школы применение приемов мнемотехники, описанных в данном словаре, для индивидуальной работы со школьниками 5–6-го классов, также вполне оправданно. Методические пособия «Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий» для 5–9-го классов Т. Б. Байдаковой, И. В. Агеевой и др. представляют собой сборники различных фрагментов уроков со словарной работой (механизм запоминания слов – это ассоциативное слово-опора) [2; 3].
Роль рисунка в процессе обучения языку исследовало множество ученых, так как, по мнению Л. С. Выготского, рисование ребенка — это преимущественный вид детского творчества [5]. К. Б. Бархин отмечал, что занятие рисованием является необходимой подготовкой к научному творчеству [4].
Л. А. Ходякова, которая посвятила вопросам живописи и рисунка на уроках русского языка ряд своих работ, в одной из статей «Детский рисунок в качестве средства формирования коммуникативных умений учащихся» отмечает, что ребенком создается текст еще в процессе рисования, обеспечивая тем самым «процесс реализации словесного оформления» [20, с. 14].
Что касается использования иллюстрации, рисунка на уроках русского языка во время изучения лексики, необходимо отметить, что функции данных средств наглядности обширны. Рисунок делает легче организацию фонетических наблюдений над звуковым строем; комментирует значения фразеологических оборотов и слов; стимулирует употребление разнообразных языковых единиц, которые обогащают словарь учащихся и служат для построения предложений и словосочетаний, а также для составления связных текстов (сюжетные рисунки) [6, с. 4].
Об эффективности такой поэтапной работы над словом с опорой на зрительную наглядность также пишет в своей статье А. А. Косолапкова [9, с. 13–17].
Приемы мнемотехники на уроках русского языка необходимо использовать на абсолютно всех этапах работы со словами:
— в качестве иллюстрации;
— в качестве опоры для того, чтобы создавать высказывания;
— для контроля понимания прочитанного;
— в ходе подготовки связных высказываний на заданную тему;
— для запоминания правил [22, с. 12].
Таким образом, использование приемов мнемотехники на уроках русского языка является эффективной возможностью повышения интереса учащихся к процессу занятия, к самому учебному предмету, а также уровня знаний школьников.


Вывод по первой главе
Таким образом, мнемотехника — это техника запоминания, система способов и приёмов, облегчающих запоминание материала, а также увеличения объёма памяти путём создания искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти головного мозга, позволяет контролировать процесс запоминания, припоминания и хранения информации.
К видам мнемотехники относят: народную, классическую, педагогическую, эстрадную, спортивную, современную.
К основным приёмам мнемотехники относят следующие: ассоциации, созвучие, буквенный код, метод римской комнаты, рифмы.
Приемы мнемотехники дают возможность просто запоминать сложные фамилии людей, даты, огромные тексты, числа, иностранные слова и многое другое. Превосходство их заключается в том, что прикладывать огромных усилий не нужно для того, чтобы извлечь из памяти необходимую информацию, достаточно лишь представить несколько вещей-образов, что сообразно цепочке самостоятельно актуализируют нужные сведения.
Приемы мнемотехники на уроках русского языка необходимо использовать на абсолютно всех этапах работы со словами:
— в качестве иллюстрации;
— в качестве опоры для того, чтобы создавать высказывания;
— для контроля понимания прочитанного;
— в ходе подготовки связных высказываний на заданную тему;
— для запоминания правил.
Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка является эффективной возможностью повышения интереса учащихся к процессу занятия, к самому учебному предмету, а также уровня знаний школьников.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы