Курсовая с практикой на тему Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Арт-терапия и формы их реализации в обучении иностранному языку в контексте ФГОС НОО 6
1.1. Арт-терапия в обучении иностранному языку: история вопроса 6
1.3. Виды и формы арт-терапии в процессе изучения иностранного языка 11
1.4. Игра как ведущее средство арт-терапии на уроках иностранного языка в начальной общеобразовательной школе 20
Глава 2. Проект урока английского языка в начальной общеобразовательной школе посредствам арт-терапии 25
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Приложения 36
Введение:
За последние годы система образования в России претерпела серьезные изменения. Образование стало гуманистическим, способствующим развитию личностного и творческого потенциала учащихся. В связи с модернизацией образования, у учителей возникла необходимость поиска новых приемов и методов работы, которые будут способствовать личностному развитию, и, тем не менее, оставаться эффективными в изучении языка.
Концепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Во всем многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определенном классе с учетом возрастных и психологических особенностей.
Согласно ФГОС основным назначением предмета «Иностранный язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование умений общаться на французском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников.
Именно на начальном этапе овладения английским языком очень важно показать обучающимся практическое применение знаний и умений. Учителю необходимо предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы и рассуждать над возможными путями решения этих проблем.
Использование приемов арт-терапия на уроках английского языка помогают решить важные дидактические задачи. Актуальность исследования определяется следующими противоречиями:
— между необходимостью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, согласно требованиям ФГОС, и низким уровнем развития языковой личности младшего школьника;
— между необходимостью внедрения на уроках английского языка образовательных арт – технологий, способствующих развитию креативной коммуникации и традиционной формой (структурой) урока иностранного языка.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью создания условий для формирования иноязычной коммуникативной компетентности учащихся младших классов, а также разработки алгоритма внедрения на уроках английского языка образовательной арт — технологии, способствующего развитию коммуникативно-развивающейся языковой личности обучающегося.
Арт-терапия – достаточно молодое направление в психологии. В педагогике данное направление слабо развито и редко применяется в процессе обучения. Хотя, арт-терапия имеет значительный воспитательный и обучающий потенциал и способствует достижению образовательных целей.
Цель данного исследования: разработка и описание упражнений с использованием приемов арт-терапии на уроках английского языка в начальной школе.
Объект: процесс обучения на уроках английского языка в начальной школе.
Предмет: использование приемов арт-терапии на уроках английского языка в начальной школе.
Задачи:
1. Раскрыть особенности Арт-терапии в обучении иностранному языку: история вопроса.
2 Проанализировать лингвистический потенциал арт-терапии. Методы и приёмы их использования
3. изучить особенности пользование арт-терапии на уроках английского языка в начальной общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
В курсовой работе широко используются следующие методы исследования:
•Анализ теоретических и практико-ориентированных исследований, психолого-педагогической, методической и литературы по проблеме исследования.
•Анализ и отбор англоязычных материалов, являющихся инструментальной средой создания упражнений с использованием арт-терапии, как средства формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка 3 классов
•Обобщение педагогического опыта по данной проблеме
•Моделирование
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что разработанные упражнения рекомендации могут быть использованы при решении задач в области методики преподавания иностранного языка.
Структура работы определена задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Понятия арт-технология и арт-терапия обрели статус самостоятельных способов воздействия на эмоциональное состояние. Арт-терапия активно внедряются в процесс обучения младших подростков продуктивным видам иноязычной речевой деятельности. Эта возможность обусловлена характерной психолого-педагогической способностью учеников к игровому познанию действительности.
Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Образовательные технологии в арт-педагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Основным методом в арт-педагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода — диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций. Арт-терапия рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и имеет такие формы: изотерапия (воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно — прикладным искусством); имаготерапия (воздействие через образ, драматизацию, театрализацию); музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки).
Представленное исследование выявило высокий лингводидактический потенциал современных арт-терапии, способствующих развитию творческих навыков школьников и оптимизирующих процесс формирования коммуникативной иноязычной компетенции.
Современные арт-терапия в педагогическом процессе включают в себя: постановочное диалоговое общение, работа со сказками и другими печатными материалами, постановка сюжетно-ролевых игр в рамках изучаемой темы, другими словами, комплексное взаимодействие приобретенных знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств ребенка, развитие его креативности. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, так как обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса.
Технология, стимулирующая интересы школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода творческих проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Арт-терапия являются неотъемлемой частью педагогического процесса, а также имеют сильный мотивирующий эффект. На различных возрастных этапах чрезвычайно важно корректно выбирать материал и подбирать соответствующие возрасту и уровню знания языка упражнения.
Если подобрать материалы или упражнения ниже уровня языка, которым владеет та или иная группа школьников, то будет потерян интерес у учащихся и развитие их коммуникативной компетенции пойдет в обратном направлении. Если же подбираемые материалы будут слишком завышены, выше уровня владения языком той или иной возрастной группы, то так же будет утерян интерес, но не будет развития, так как мотивация к обучению и вера в себя у учеников будет слабеть.
Арт-терапия не могут существовать вне рамок определенного подхода к изучению иностранного языка. Для успешного внедрения арт-терапии в процесс обучения в рамках определенного подхода, сам подход должен быть ориентирован на личность учащегося, а также на достижение свободного общения на иностранном языке и снятие психологических барьеров к изучению иностранного языка и последующей коммуникации.
В заключение стоит заметить, что уроки, проведенные с применением арт-терапия, вызывают интерес учащихся. Учитель, применяющий арттехнологию на уроках, имеет возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно ориентированного, коммуникативно ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса и способствует развитию творческих способностей учащихся.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Арт-терапия и формы их реализации в обучении иностранному языку в контексте ФГОС НОО
1.1. Арт-терапия в обучении иностранному языку: история вопроса
Арт-терапия, внедряемые в педагогике и психологии, базируются на техниках и особых приемах арт-терапии. Первым термин «арт-терапия» применил исследователь А. Хилл в 1938 г. Но как ответвление психотерапии арт-терапия развивалась уже с середины ХХ ст.
На данном этапе допустимы и синонимические названия: «терапия творчеством», «креативная терапия», «арт-терапевтические технологии», «арт-психология», «терапия творческим самовыражением» [11, c. 38].
На первичную стадию генезиса западной арт-терапии ощутимо повлияли художественные сообщества, которые разрабатывали передовые на тот момент модели инновационной художественной педагогики со значительно более свободным подходом, по сравнению с классическим художественным образованием. Они активно стремились средствами искусства гармонизировать и упорядочить внутренний мир человека, сформировать, воспитать и просветить личность.
Не менее существен вклад психотерапевтов и психоаналитиков в разработку метода арт-терапии. И.Чампернон, М. Наумбург, М. Миллнер – творцы динамической модели. Отличительной особенностью этих ученых по сравнению с художниками и арт-педагогами является то, что они исходили из теоретико-методологических принципов аналитической психологии, теории объектных отношений, а затем опирались на теоретический базис в области динамической, в том числе групповой, психиатрии Г.Аммона, В. Биона, С. Фолькиса.
Исследование возникновения и актуального на данный момент состояния арт-терапии демонстрирует факт взаимного влияния и дополнения художественной и психодинамической школ. Не так давно к ним добавился социально-ориентированный подход, связанный с усиливающимся интересом к социокультурным, дискурсивным факторам, определяющим субъектность и человеческие взаимоотношения [12, c. 85-87].
На данном этапе арт-терапии присуща также активная интеграция с психологией, медициной. Этим обусловлено углубление разделения методов арт-терапии, призванных помогать разным группам и направленных на активацию взаимодействия таких терапевтов с полипрофессиональными бригадами, прогресс арт-терапевтических разработок, основанных на принципах доказательной медицины.