Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое
изучение особенностей развития воображения у старших дошкольников. 4
1.1. Характеристики
воображения у детей старшего дошкольного возраста  4
1.2. Нетрадиционные
техники рисования как один из способов развития воображения. 9
Глава 2. Эмпирическое
изучение развития воображения у старших дошкольников посредством
нетрадиционных техник рисования. 16
2.1. Организация и методики
исследования уровня воображения у старших дошкольников. 16
2.2. Анализ результатов
исследования. 20
2.3. Рекомендации по
использованию нетрадиционных техник рисования для развития воображения
дошкольников. 25
Заключение. 29
Список литературы.. 31

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Развитие современного общества предполагает
наличие сформированной творчески активной личности, которая будет обладать
способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные вопросы и
проблемы. В связи с этим перед дошкольным учреждением становится важная задача
в развитии творческого потенциала подрастающего поколения.

Современные дошкольные учреждения на данный
момент занимаются вопросами поиска новых гуманистических,
личностно-ориентированных подходов к образованию. И одним из самых популярных
направлений на сегодняшний день среди подходов к развитию детей считаются
занятия изобразительной деятельностью.

Федеральный государственный стандарт
дошкольного образования (далее ФГОС ДО) так же представляет направление
развития творческого воображения детей на этапе старшего дошкольного возраста
как одно из социально-нормативных требований к развитию личности ребенка. При
этом ФГОС ДО предусматривает, что среди направлений по развитию творческого
воображения в старшем дошкольном возрасте выделяется продуктивная деятельность.

Степень разработанности
проблемы. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли
такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляко В.А., Рибо
Т., Теплов Н.Б. и др. В отечественной психологии исследованиями в области
детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, З.В. Денисова,
Е.И. Игнатьев, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина И.П. Сакулина.

Цель исследования
заключается в изучении особенностей развития воображения детей дошкольного
возраста.

Поставленная
цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1.
Охарактеризовать особенности развития воображения детей дошкольного возраста.

2.
Изучить нетрадиционные техники рисования как один из способов развития
воображения.

3.
Организовать исследование уровня сформированности воображения у детей старшего
дошкольного возраста.

4.
Проанализировать полученные результаты уровня творческого воображения
дошкольников.

5.
Составить рекомендации по эффективному развитию творческого воображения у дошкольников
при помощи использования нетрадиционных техник рисования.

Объектом исследования
выступает процесс развития творческого воображения в онтогенезе.

Предметом исследования
выступает развитие воображения у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных
техник рисования.

Для решения поставленных задач, в
работе были использованы методы исследования:


теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение
психолого-педагогической документации детей;


эмпирические методы: анализ уровня творческого воображения детей (тестирование,
эксперимент);

— метод количественного и качественного анализа
результатов.

Структура
работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической),
заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие творческого воображения детей является неотъемлемым
компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
На значение воображения и фантазии в жизни ребенка дошкольного возраста
обращали внимание практически все психологи, изучавшие онтогенез психического
развития, в их числе В. Штерн, Д. Дьюи, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн.
Многие педагоги современности 3.И. Теплова, А. В. Шестакова, Д. И. Воробьева,
Л. В. Костина, Т. Н. Доронова.

Воображение — это способность создавать
визуальные образы в глазах разума, что позволяет нам исследовать всевозможные
образы и идеи, не ограничиваясь физическим миром. Именно так дети начинают
развивать навыки решения проблем, открывая новые возможности, новые способы
видения и существования, которые развивают важные способности в критическом
мышлении, которые помогут ребенку на протяжении всей жизни. Когда дети
используют свое воображение в игре, они развивают важные психологические и
эмоциональные способности, которые помогают им понять мир, в котором они живут,
и их отношение к нему; они учатся решать проблемы, создавать новые возможности,
даже менять мир.

Существенная особенность, которая отличает творческое воображение от других форм умственной
деятельности, состоит в том, что он не повторяет комбинации накопленных
впечатлений, а создает из них новую серию впечатлений. Самой основой
деятельности, которую мы называем воображением, является введение чего-то
нового в поток наших впечатлений, преобразование этих впечатлений таким
образом, что возникает что-то новое, образ, который ранее не существовал.
Проблема воображения была поэтому неразрешимой для ассоциативной психологии,
поскольку она представляла всю деятельность как комбинацию элементов и образов,
которые уже присутствуют в сознании. Таким образом, приведение воображения к
другим психическим функциям послужило основой для психологической теории
воображения.

Таким образом, диагностика уровня сформированности творческого воображения
являлась определением результатов творческого процесса в условиях творческих
занятий дошкольников старшей группы.

Обследование творческих возможностей детей строилось на основе
общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка и
современных требований к гуманистически ориентированному творческому воспитанию.

Так же был проведен анализ уровня творческого
воображения старших дошкольников, так как именно воображение является главной
составляющей творческой деятельности ребенка. В дошкольном возрасте большинство
детей характеризуется низким уровнем развития творческих способностей,
проявляющихся как в вербальной, так и в изобразительной деятельности,
дошкольники с высоким и средним уровнем развития творческих способностей
предлагают разнообразные варианты решений проблемных задач, однако,
предлагаемые варианты решений характеризуются стереотипичностью,
неоригинальностью.

При этом результаты
проведенного исследования показали, что необходимо проведение коррекционной
работы по развитию творческого воображения
дошкольников. В связи с чем были разработаны рекомендации по работе с детьми
дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей
развития воображения у старших дошкольников

1.1. Характеристики воображения у детей старшего дошкольного
возраста

Воображение
представляет собой универсальную способность, которая присуща человеку и
занимает важное место в психической деятельности детей. В процессе отражения
окружающей действительности человек вместе с восприятием всего, что оказывает
на него воздействие в конкретный момент, либо же в процессе зрительного
представления того, что воздействовало на него ранее, создает новые образы. Тем
самым воображение становится важным элементом творческой деятельности, которая
выражается в построении образа продуктов труда, что определяет выделение
творческого воображения [25].

Творческое
воображение является активным и целеустремленным оперированием наглядными
представлениями для поиска путей удовлетворения потребностей. Главная
отличительная особенность творческого воображения заключается в том, что объект
создаваемого образа отсутствует в реальной действительности, позволяя тем самым
формировать нечто новое. Помимо этого, создание образа может стимулироваться не
только потребностями индивида, но также и интересами общества, и уровнем его
развития. В связи с этим творческое воображение может отражаться во всех видах
искусства, изобретениях в сфере науки и техники.

Таким образом, воображение
представляет собой высшую психическую функцию, отражающую действительность. Основная
задача воображения заключается в представлении ожидаемого результата до его
осуществления. При помощи воображения происходит формирование образа, который
никогда не существовал или не существует в данный момент объекта, ситуации или
условий.

Воображение характеризуется активностью и
действенностью, оно определяет отражение действительности посредством ярких
представлений и образов [6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы