Курсовая с практикой на тему Использование нетрадиционных форм обучения для повышения познавательной активности дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы повышения познавательной
активности дошкольников посредством нетрадиционных форм обучения. 5
1.1.
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая
проблема 5
1.2.
Повышение познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных
форм обучения 10
Глава 2. Эмпирическое исследования повешения познавательной
активности дошкольников посредством нетрадиционных форм обучения. 17
2.1.
Диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников 17
2.2.
Организация работы по повышению познавательной активности дошкольников
посредством нетрадиционных форм обучения 22
Заключение. 31
Список литературы. 33
Приложение. 38
Введение:
Актуальность
проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе
подтверждается заинтересованностью со стороны государства в вопросах воспитания
и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее —
ФГОС ДО). Этот документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной
образовательной организации (далее — ДОО) и позволяет по-иному рассматривать
вопросы познавательного развития дошкольников [1].
Познавательная активность при этом, как
правило, определяется как динамический процесс дидактического взаимодействия
обучаемого с объектами познания, направленный на овладение опытом социальной
культуры и расширение системы личностных ценностей (И.Я Лернер, Р.А. Низамов,
И.Ф. Харламов и др.).
По мнению А.И. Савенкова, дошкольный
возраст – это возраст становления и развития наиболее общих способностей,
которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и
дифференцироваться. В ФГОС ДО одной из задач познавательного развития
указывается задача развития интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации [1]. Поэтому, в центре внимания
педагогов должна быть организация образовательного процесса, ориентированного
на создание условий для развития познавательной активности дошкольника.
Как показывают результаты исследования
О.Н. Седых, Н.А. Степанова, Е.Н. Ращикулина, Г.П. Тугушева и др., одним из
средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста является
организация осмысленной деятельности, в процессе которой детям предоставляется
возможность открывать новые свойства предметов, их сходство и различия. С
учетом объективных изменений, происходящих в стране, надо признать, что
проблема развития нетрадиционных форм образовательной деятельности дошкольников
как одной из форм познавательной активности, выдвигается на передний план.
Анализ практики и методических пособий,
предназначенных для системы дошкольного образования, показал, что проблема
является актуальной, но остается нерешенной.
Объект исследования:
познавательная активность дошкольников.
Предмет исследования:
нетрадиционных форм обучения как способ повышения познавательной активности
дошкольников.
Цель исследования: рассмотреть
особенности повышения познавательной активности дошкольников посредством
использования нетрадиционных форм обучения.
Гипотеза: повышение
познавательной активности дошкольников будет эффективной, если в
образовательный процесс дошкольников включить элементы использование
нетрадиционных форм обучения, определяющиеся планируемыми образовательными
результатами в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирование
познавательной активности детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема.
2. Изучить особенности повышение
познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных форм обучения.
3. Проанализировать уровень развития
познавательной активности дошкольников.
4. Рассмотреть работу по повешению познавательной
активности дошкольников посредством нетрадиционных форм обучения.
Методы исследования: анализ
психолого-педагогической, методической литературы, посвященной проблеме
исследования; наблюдение; опросные методы (анкетирование, беседа).
Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В результате теоретического анализа
научно-методической литературы можно сделать выводы:
Под познавательной активностью мы понимаем
интегративное качество личности, которое проявляется в стремлении к познанию,
устойчивым интересом к поиску новых знаний, готовности к поисковой
деятельности, инициативности и самостоятельности.
Познавательная активность детей
дошкольного возраста – это активность, возникающая по поводу познания и в его
процессе; проявляется у ребенка в любознательности, выражается в
заинтересованном принятии информации, в желании уточнить и углубить свои знания,
в самостоятельном поиске на интересующие ответы на вопросы, в проявлении
инициативности и волевых усилий в процессе овладения знаниями, в умении усвоить
способ познания и применить его в другом материале.
В дошкольном возрасте заметно возрастают
возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной
период очень важен для развития познавательной потребности ребенка, которая
находит выражение в форме поисковой работы, исследовательской деятельности,
направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы
мышления.
Как подчеркивают психологи, для развития
ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения,
определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
На протяжении всего дошкольного детства,
наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка,
в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая, понимается
не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом как
поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактическим
наблюдением взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического
взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
В ходе диагностики на первом этапе
исследования нами было выяснено, что в экспериментальной и контрольной группе
детей старшего дошкольного возраста уровень познавательной активности примерно
одинаков: средний уровень познавательной активности продемонстрировали 57%
дошкольников экспериментальной группы и 61% дошкольник контрольной группы, а
низкий – 43% дошкольников экспериментальной группы и 35% дошкольников
контрольной группы.
В целях активизации и развития познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста мы организовали систему занятий
по экспериментированию. Работа в рамках системы занятий проводилась с
экспериментальной группой детей.
Исходя из полученных результатов, мы
сделали вывод, что без целенаправленной работы развитие познавательной
активности происходит медленно, а при организации системы занятий через нетрадиционные
формы обучения и при создании предметно-пространственной среды познавательная
активность детей дошкольного возраста значительно развивается, что подтвердило
поставленную в исследовании гипотезу
Таким образом, цели и задачи исследования
достигнуты, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы повышения познавательной активности дошкольников посредством
нетрадиционных форм обучения 1.1. Формирование
познавательной активности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая
проблема
В педагогике понятие «познавательная
активность» детей чаще всего связывают с учебно-воспитательным процессом, с
проблемой выделения, разработки и реализации активных методов обучения и
воспитания и отождествляют с деятельностью (В.Н. Аксюченко, Е.Н. Кабанова-Мел л
ер, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, и др.).
Познавательная активность определяется как
интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании,
предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности
к деятельности (поисковой), в стремлении к самостоятельности и выражается в
интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации
приобретенных знаний и умений. Познавательная активность как интегративное
качество образуется в результате формирования и упрочения в процессе
деятельности личностных образований, выражающихся в стремлении к саморегуляции,
самоорганизации, самоконтролю, самооценке [7].
Познавательная активность как качественное
личностное образование развивается в процессе овладения ребенком позицией
субъекта собственной познавательной деятельности, накопления субъектного опыта
данной деятельности: ценностного, операционального, опыта рефлексии, привычной
активизации, сотрудничества [10].
Познавательная активность ребенка в нашем
исследовании характеризуется такими чертами, как наличие знаний и представлений
(о материалах предметного мира); интереса (к поисковой деятельности); воли;
владения способами действий; наличие стремления к деятельности (поисковой);
самостоятельность решений. Эти черты проявляются в поведении и деятельности. Их
можно формировать у дошкольников в специфичной форме проявлений, характер и
содержание которых будут меняться в зависимости от их возрастных особенностей [15].
Движущей силой развития познавательной
активности дошкольника является наличие внутренних и внешних противоречий:
— между уровнем развития способности и
степенью активности ребенка;
— между коллективным характером обучения и
индивидуальным характером развития способности, между усвоенными стереотипами
прошлого опыта и требованиями новых условий;
— между объективно верным отражением в
знаниях об окружающей действительности и субъективно неизбежным восприятием и
переживанием этой действительности [3].
По мнению Ю.Ю. Березина, развитие
познавательной активности проходит путь: любопытство — любознательность —
потребность в новых впечатлениях — познавательные мотивы — интересы — активная
познавательная деятельность. Ее предпосылкой и физиологической основой является
ориентировочно-исследовательский рефлекс «Что такое?», который и определяет
начало пути к любознательности [8].
Ряд исследователей определяют в качестве
решающего фактора развития познавательной активности общение ребенка со
взрослым (М.И. Лисина, Е.И. Русина, Т.А. Серебрякова, П.Г. Сербиладзе, Е.Р.
Теплякова и др.). Появляясь на свет, ребенок не способен самостоятельно
приспосабливаться к новым обстоятельствам существования. Его
ориентировочно-исследовательская активность обеспечивает первоначальную
адаптацию, причем ее проявление обусловлено присутствием взрослого. Именно
взрослый является «призмой», через которую ребенок воспринимает окружающую
действительность, его собственное видение преломляется сквозь нее [19].
Важно отметить фазовый характер
собственной активности ребенка. Два типа активности, последовательно сменяя
друг друга, взаимодействуют и взаимообогащаются. При этом чем беззаветнее
ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает
потребность в совместной деятельности со взрослым. Чем успешнее развиваются
различные формы взаимодействия ребенка и взрослого — носителя высшей формы
развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка [34].
В связи с этим познавательная активность
формируется при осуществлении образовательного процесса как двустороннего
взаимосвязанного процесса: с одной стороны, это форма самоорганизации и
самореализации ребенка, с другой — результат особых усилий педагога в
организации его познавательной деятельности [38]. Конечный результат усилий педагога
заключается в переводе специально организованной активности ребенка в его
собственную.
Развитие активности детей зависит не
только от активности взрослого в организации их познавательной деятельности, от
его эмоциональной, регуляторной, инструктирующей поддержки [29], от содержательной стороны общения [7], но и от общения со сверстниками,
которое выступает в роли мощного катализатора познавательной активности [11]. Это обусловлено и тем, что через
взрослого ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное
отношение к явлениям, предметам, а с другой — способы управления своим
поведением, умением преодолевать трудности ориентировки в новых ситуациях при
решении новых задач.
В своем исследовании мы, опираясь на
позицию психологов школы С.Л. Рубинштейна, выводим активность через потребности
— мотивы — интересы, подчеркивая, что они развиваются в деятельности,
источником активности выступают потребности, поскольку процесс удовлетворения
потребности выступает как целенаправленная деятельность.
Развитие познавательной активности, по
нашему мнению, необходимо связывать с формированием мотивации, заложенной в
самом процессе поисковой деятельности. В этом случае сам процесс приобретения
знаний будет побуждать детей овладевать определенным кругом знаний, умений и
навыков. Если в основе стремления овладевать знаниями — любознательность,
неудержимое стремление познавать все новое, то в ходе деятельности ребенок
испытывает удовольствие от удовлетворения любознательности, от сознания
расширения собственных перспектив в смысле знакомства с действительностью, с
открытием для себя ранее неизвестных сторон [39].
В решении проблемы формирования
познавательной активности выделим значимость развития мотивации познавательной
деятельности.
Опираясь на исследования таких психологов,
как А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман и др., мы связываем формирование
положительной устойчивой познавательной мотивации к познавательной деятельности
прежде всего с определением следующих аспектов:
1) содержание информации как результата
познавательной деятельности, которое должно соответствовать наличным и вновь
возникающим потребностям ребенка; при этом надо учитывать, что у ребенка
имеется потребность в новых впечатлениях, в эмоциональном насыщении, в
постоянной деятельности, в упражнении отдельных психических процессов (памяти,
мышления, воображения и др.);
2) рациональность организации
познавательной деятельности, предусматривающая изучение каждого
самостоятельного раздела или темы как организацию трех основных этапов: мотивационного
(дети должны осознать, почему и для чего им нужно изучить и освоить данную
тему, что им придется изучить и освоить, какова основная познавательная задача
предстоящей работы), включающего такие действия, как создание учебно-проблемой
ситуации, формулировка основной познавательной задачи как итог обсуждения
проблемной ситуации, самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей
деятельности по изучению темы;
— операционально-познавательного,
предусматривающего усвоение детьми содержания темы и овладение необходимыми для
этого действиями (практическими и мыслительными), уяснение необходимости всего
содержания и его отдельных частей, всех действий для решения задачи;
— рефлексивно-оценочного,
предусматривающего обучение детей умению анализировать (рефлексировать)
собственную познавательную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты
деятельности с поставленными основными и частными задачами (целями);
обеспечение чувства эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы
над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного;
3) оптимальность сочетания коллективных и
индивидуальных форм организации познавательной деятельности детей, форм
взаимодействия взрослого и детей;
4) значимость обратной связи и оценки в
становлении мотивации познавательной деятельности детей.
Представляет интерес позиция Т.В. Власова,
которая, исследуя познавательную активность дошкольников, установила, что
познавательная активность присуща каждому ребенку, но ее мера и направленность
неодинаковы. Через характеристику познавательной активности на основе
определения области объектов, на которые она направлена (содержание), и
характера организации поисковой активности ребенка выделены такие показатели:
1) внимание и особый интерес к предмету; 2) эмоциональное отношение к предмету;
3) действия, направленные на лучшее распознавание устройства предмета и
понимание его функционального назначения; при этом важны интенсивность
обследования (определяется по общему количеству этих действий) и его качество
(судить по разнообразию действий и смене одних типов другими), а также паузы,
во время которых ребенок раздумывает об этом предмете; 4) постоянное стремление
к предмету (даже тогда, когда его нет) [11].
О.В. Дыбина, изучающая познавательную
активность дошкольников, считает, что творческий характер активности старших
дошкольников проявляется, как правило, в рационализации, в умении применять
усвоенный способ познания на другом материале, а также стремлении углубить и
упрочить свои знания [19].
Вышеизложенные аспекты проблемы позволяют
рассматривать познавательную активность как интегративное качество личности,
которое формируется не сразу, а в процессе постепенного усложнения одних ее
показателей и их интеграции в более сложное личностное образование. Познавательная
активность, выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживается и
развивается в ней. Она включает в себя содержательные и структурные компоненты,
которые образуются в результате формирования и упрочения в процессе
деятельности личностных образований, выражающихся в стремлении к саморегуляции,
самоорганизации, самоконтролю, самооценке.