Курсовая с практикой на тему Использование нейропсихологических приемов в коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста 6
1.1. Письмо как психофизиологический акт 6
1.2. Дисграфия как нарушение письма у младших школьников 11
1.3. Обзор современных технологий коррекции дисграфии у младших школьников 16
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей письменной речи у учащихся младшего школьного возраста 21
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 21
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
Глава 3. Методические рекомендации к проведению логопедической работы по коррекции дисграфии с использованием нейропсихологических приемов 45
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день для каждого школьника важно обладать хорошо развитой речью. Вопросы речевых нарушений сейчас являются одними из актуальных для детей в начальной школе. Одним из актуальных направлений в современном начальном образовании является развитие устной и письменной речи детей.
Письменная речь является одной из форм представления речи. Письменная речь обозначает процесс использования символов (букв алфавита, знаков препинания и пробелов) для передачи мыслей и идей в читаемой форме. Устная и письменная формы речи составляют неразрывное единство и связаны друг с другом.
Чтение и письмо являются основными способами получения различной информации, включая учебную информацию, они играют важную роль в процессе получения новых знаний. В период обучения в начальной школе учащиеся должны усвоить не только навыки беглого, правильного и осознанного чтения, но и письма. Дефекты устной речи учащихся начальных классов могут сказываться не только на правильном речевом развитии, но и на степени владения письменной речью. Для того, чтобы школьники смогли и дальше получать новые знания и умения, им требуется освоить письмо и чтение.
В современных исследованиях нарушения письма обозначают понятием «дисграфия». Данное нарушение является одним из распространенных у детей. Дисграфией называется частичное специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких, повторяющихся ошибках. При дисграфии дети начальной школы с трудом овладевают письмом. Специфические ошибки письма могут проявляться при этом в замене, пропуске, перестановках, вставках букв, ошибках на уровне оформления предложения, пропуски и вставки частей слова и много другом.
Стоит отметить, что у детей, у которых была выявлена дисграфия, зачастую отмечаются и другие нарушения познавательной сферы. У таких детей часто есть нарушения пространственного восприятия, нарушения внимания и мелкой моторики, проблемы со слухоречевой памятью. По причине таких нарушений как дисграфия у детей в образовательном процессе часто отсутствуют успехи, и нет высокой успеваемости в школе, что влияет не только на учебу, но и на личностное развитие учащегося.
Исходя из всего вышесказанного, можно определить актуальность коррекционной поддержки для детей с дисграфией, которую своевременно стоит оказывать таким детям с целью устранения дефектов устной речи и письменных навыков.
Степень разработанности темы исследования. В настоящее время существует много различных педагогических и специальных работ, рассматривающих проблему данного исследования. Вклад в изучение особенностей устной и письменной речи вложили такие авторы как И.Н. Садовникова, Р.Е. Левина, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, А.Р. Лурия, А.Ф. Спирова и т.д. Различные виды систематизаций нарушений письма выделяли такие авторы как О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, Е.Ф. Соботович и т.д. Способы и особенности коррекции данных нарушений рассматривали А.Ф. Спирова, Л.В. Зубарева, Е.В. Мазанова, М.А. Поваляева, Е.П. Плешакова, И.Н. Садовникова и т.д. Между тем многие теоретические вопросы изучения особенностей развития детей с дисграфией остаются малоизученными.
Цель исследования: выявление особенностей письменной речи у учащихся младшего школьного возраста и разработка методических рекомендаций по проведению логопедической работы по коррекции дисграфии с использованием нейропсихологических приемов.
Объект исследования: письменная речь у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: процесс использования нейропсихологических приемов в коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: для младших школьников с дисграфией характерны стойкие, повторяющиеся ошибки, обусловленные несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Экспериментальное изучение и целенаправленный анализ его результатов позволят квалифицировать имеющиеся трудности и обосновать направления работы по проведению логопедической работы по коррекции дисграфии с использованием нейропсихологических приемов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме использования нейропсихологических приемов в коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
2. Представить методику обследования особенностей письменной речи у учащихся младшего школьного возраста.
3. Проанализировать результаты обследования и охарактеризовать особенности письменной речи у учащихся младшего школьного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по проведению логопедической работы по коррекции дисграфии с использованием нейропсихологических приемов.
Методы исследования:
теоретический метод (анализ литературы по проблеме исследования);
экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента);
интерпретационный (количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования: ГБОУ «Школа № 626 имени Н.И. Сац» и ГБОУ «Школа №1596».
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
. Были рассмотрены различные источники литературы. Проанализировав различные научные и психолого-педагогические источники, было определено, что процесс письма тесно связан с психофизиологией человека. Процесс формирования письменных навыков проходит длинный путь, начиная с дошкольного детства ребенка. Успешность овладения письмом зависит от уровня развития других навыков детей, включая их мелкую моторику рук. Процесс письма как взаимосвязь нескольких операций, начиная от звукового анализа слова, заканчивая тем, что графемы переводятся в кинемы.
2. В соответствии с проведенным анализом исследований в современной логопедии, дисграфия у младших школьников свидетельствует о нарушении письменных навыков у детей. Такие нарушения могут включать замену букв в словах при письме, их изменение или искажение, определенные ошибки и неточности при написании, изменения звукослоговой структуры и слитного написания слов, наличия грамматических ошибок.
3. Рассмотрев особенности современных технологий коррекции дисграфии у младших школьников, было определено, что в настоящее время в педагогике используются различные авторские методики коррекции (к примеру, И.Н. Садовниковой). Многие методики коррекции апробированы еще с советского времени. В процессе такой работы совершенствуется звукослоговая структура слов, развиваются лексические навыки и грамматические знания, совершенствуется запас слов детей на основе специальных заданий.
4. Были подготовлены необходимые диагностические материалы для определения особенностей письменной речи учащихся начальной школы. В исследовании всего приняло участие 14 детей – у 7 детей стоит логопедическое заключение ОНР III и IIII уровня, у 7 детей нормальное развитие. Дети с логопедическим заключением ОНР III и IIII уровня составили экспериментальную группу, дети с нормальным развитием составили контрольную группу. Критерии особенностей письменной речи при написании диктанта и при списывании с напечатанного текста были сформированы по работе Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. Материалы для диктанта составлены на основе работы О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой. Диагностические материалы нейропсихологического обследования составлены на основе работы Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.
5. По итогам обследования были сделаны следующие выводы. Различия в особенностях письменной речи по итогам диктанта и по итогам списывания с напечатанного текста между экспериментальной и контрольной группами можно признать значимыми. Различия в особенностях динамического праксиса по итогам обследования между экспериментальной и контрольной группами можно признать незначительными. По итогу проведения обследования графической пробы в экспериментальной и контрольной группах, было определено, что в контрольной группе у детей с нормальным развитием по всем критериям результаты выше, чем у детей с ОНР. Различия в особенностях слухоречевой памяти, вербально-логического мышления, слухового гнозиса и переработки зрительной информации по итогам обследования между экспериментальной и контрольной группами можно признать значимыми. Различия в особенностях реакции выбора по итогам обследования между экспериментальной и контрольной группами можно признать неопределенными. Следовательно, результаты обследования письменной речи у детей с ОНР значительно ниже результатов детей с нормальным речевым развитием.
6. Представлены методические рекомендации по проведению логопедической работы по коррекции дисграфии с использованием нейропсихологических приемов.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Письмо как психофизиологический акт
Психофизиология рассматривает связь письменного навыка во взаимосвязи с психологическими и физиологическими изменениями у человека. На основе изучения такой взаимосвязи педагоги могут определять особенности развития письменной речи у конкретного ребенка на определенном возрастном этапе.
Особенности письменных навыков становились предметом исследования многих авторов. К их числу можно отнести Н.В. Нижегородцеву, В.А. Илюхину, Б.Ф, Ломова, Н.Г. Агаркову, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутину, М.А. Безбородову и т.д.
Особенности письма, как процесса распределения по нескольким уровням организации, рассматривал Б.Г. Ананьев. Автор выделил те уровни, которые представим на рисунке 1 [2, c. 45].