Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Использование народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у старших дошкольников в процессе знакомства с русским фольклором 5
1.1. Проблема воспитания нравственных качеств личности и ее отражение в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности возраста старших дошкольников при воспитании у них нравственных качеств посредством народной сказки 7
Глава 2. Практика работы с детьми по формированию у них нравственных качеств средствами русского фольклора. 14
2.1. Диагностика уровня воспитанности нравственных качеств у старших дошкольников 14
2.2. Практика работы с детьми по воспитанию нравственных качеств средствами русского фольклора 20
Заключение 26
Список литературы 28

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одной из важных задач, которая стоит перед обществом, считается воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. Следует понимать, что процесс освоения нравственных ценностей длительный и сложный, имеет активный характер. При этом, считается, что невозможно научить детей нравственности, так как ее можно только впитывать, переживать чувствами и осваивать посредством эмоционального опыта. Поэтому перед дошкольной организацией стоит важная задача – прививать моральное поведение, способствовать возникновению у детей желания поступать правильно и хорошо. Этому может помочь развитие нравственно-эстетических чувств.
Формирование нравственно развитой личности ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать прекрасное, возвышенное в окружающей действительности, в поведении других людей, в развитии стремлений принимать активное участие в создании прекрасного, потребности беречь созданное руками человека или природой, умений жить и общаться с окружающими по законам красоты.
Особое значение в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста имеет обращение к устному народному творчеству, фольклору. Сказки наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Степень изученности темы исследования. Нравственным воспитанием детей старшего дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные учёные: А.В. Антонова, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.Я. Шпикалова, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э.П. Торранс и др. Философско-эстетические аспекты проблемы рассматриваются в научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В. Ядова. Важное значение устного народного творчества в жизни человека определяют множество психологов и педагогов, среди которых В.Г. Белинский, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский и др.
Целью исследования является изучение особенностей воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с русским фольклором.
Поставленная цель предполагает достижение следующих задач исследования:
1. Изучить проблему воспитания нравственных качеств личности в психолого-педагогической литературе
2. Охарактеризовать особенности воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста и влияние сказки на этот процесс.
4. Продиагностировать уровень воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
5. Организовать практическую работу с детьми по воспитанию у них нравственных качеств посредством использования народной сказки.
Объект исследования – процесс формирования нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности использования народной сказки в воспитании нравственных качеств старших дошкольников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2. Экспериментальные методы (наблюдение, эксперимент);
3. Количественный и качественной анализ полученных данных и их обобщение.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в практике педагогов для формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, нравственное формирование личности является сложным и многогранным процессом, который осуществляется при воздействии разных факторов и условий. Что касается подрастающего поколения, то его развитие протекает посредством влияния внешнего и внутреннего воздействия. Все, с чем соприкасается ребенок, человек, предмет или явление окружающей жизни, накладывает определенный отпечаток на его поведение и моральный облик.
На сегодняшний день складывается такая ситуация, что различные изменения в экономической и социальной сферах жизни требует подготовки подрастающего поколения, которое будет способно адаптироваться в изменяющейся обстановке, уметь принимать решения и делать собственный выбор, обладать высоким уровнем общей и национальной культуры. В связи с этим существует необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания детей школьного возраста.
Одним из эффективных средств воспитания такого человека считается русское устное народное творчество. Возможности использования народной сказки при воспитании детей способствуют развитию творчества и воображения, формированию духовно-нравственной культуры, речевому развитию и т.д. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Это говорит о том, что нравственное воспитание в дошкольных учреждениях должно ориентироваться на требования нашей жизни не только на сегодня, но и в будущем. В связи с этим одним из важных разделов является воспитание морально-волевых черт характера ребенка, среди которых честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, уважение к старшим и т.п.
Необходимо воспитывать у старших дошкольников чувство справедливости и честности, формировать нетерпимое отношение к отрицательным качествам и поступкам, мешающим строить новое общество. Важность нравственного воспитания детей объясняется несколькими причинами. В первую очередь, ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Он становится таким в процессе целенаправленного воспитания. Помимо этого, для того, чтобы освоить нравственный опыт, ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого, который уже имеет его, поскольку личный опыт ребенка ограничен. Отсюда следует необходимость систематического воспитания, которое будет направлено на формирование положительных моральных качеств.
Так же определено, что любое качество личности, уровень ее развития и интеллектуальное совершенство характеризуются положительным социальным смыслом только наряду с сочетанием нравственного развития личности.
Так можно сделать вывод, что нравственное воспитание является процессом формирования моральных качеств и черт характера, навыков и привычек поведения. Основной базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства, которое представляет собой постоянное эмоциональное ощущение, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы воспитания нравственных качеств у старших дошкольников в процессе знакомства с русским фольклором
1.1. Проблема воспитания нравственных качеств личности и ее отражение в психолого-педагогической литературе
Понятие нравственного воспитания достаточно обширное и касается всех сторон жизнедеятельности человека. В связи с этим, известный педагог В.А. Сухомлинский, разрабатывая воспитательную систему всестороннего развития личности, говорил о том, что важным и системообразующим фактором является нравственного воспитание [21].
По мнению Л.А. Григорович, нравственность представляет собой такую личностную характеристику, которая объединяет многие качества и свойства, среди которых доброта, порядочность, дисциплинированность и коллективизм [14].
И.Ф. Харламов указывал, что нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к обществу и к себе.
В связи с этим можно сказать, что нравственное воспитания является целенаправленным и систематическим воздействием на сознание, чувства и поведение индивида для формирования у них нравственных качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [25].
По мнению такого педагога как Б.Т. Лихачев, среди основополагающих базовых категорий нравственного воспитания следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и реальные нравственные отношения [16].
Задачами нравственного воспитания выступают следующие:
1. Формирование нравственного сознания.
2. Воспитания и развитие нравственных чувств.
3. Наработка умений нравственного поведения [18].
Важно заметить, что нравственное воспитание заключается и в формировании у индивида сознания взаимосвязи с обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с интересами всего общества. К нравственному воспитанию относится знакомство индивидов с нравственными идеалами и требованиями общества, перевод нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых нравственных чувств и качеств.
Следует отметить, что в результате нравственного воспитания появляется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценные свойства и качества личности, проявляясь в отношениях, деятельности и общении. Помимо этого, нравственная воспитанность характеризует глубину нравственного чувства и способности индивида к эмоциональному переживанию, состраданию, стыду и сочувствию. Нравственная воспитанность отражается в нравственном сознании, показывая моральную образованность и способность анализировать, показывать явления жизни с точки зрения нравственного идеала, давая при этом ему самостоятельную оценку [9].
Так мы можем сделать вывод, что нравственная воспитанность является устойчивостью положительных привычек и привычных норм поведения, показывая культуру отношений и общения в условиях детского коллектива. Помимо этого, об уровне нравственной воспитанности свидетельствует наличие у школьников сильной воли и способности к осуществлению нравственно-волевого контроля и самоконтроля, а также регуляции поведения.
Проявление нравственной воспитанности отражается в активной жизненной позиции индивида, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в трудных жизненных ситуациях, сохранение верности своей убежденности и самому себе [11].
Нравственным принято считать индивида, который нормы, правила и требования представляет за свои собственные взгляды и убеждения, принимая их как привычную форму поведения. Другими словами, нравственность представляется внутренним категорическим императивом личности, побуждаясь здоровыми общественными потребностями, которые связаны с моральными знаниями, взглядами, убеждениями и идеалами.
Стоит отметить, что на сегодняшний день содержание нравственного воспитания подвергается существенным изменениям по причине того, что существует необходимость возрождать общечеловеческие ценности. Для того, чтобы воспитанники совершали нравственные поступки, у них должна быть такая потребность. Поэтому формирование нравственной потребности дошкольников заключается в процессе усвоения переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. Так, при помощи нравственной потребности появляется основа для природы морали – возможности свободного выбора. В такой выработке способности к свободному нравственному выбору заключается функции этических воспитательных дел. А система поступков приводит к формированию нравственной привычки в виде появления устойчивой потребности совершения нравственных поступков [2].
Можно сделать вывод, что нравственные представления — это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой. На уровень сформированности нравственных представлений влияет глубина социального и личностного осознания значимости нравственных норм и правил.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы