Курсовая с практикой на тему Использование наглядных средств в процессе обучения грамоте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования наглядности в процессе обучения грамоте 6
1.1. Наглядные методы обучения 6
1.2. Особенности использования наглядности в начальных классах 17
Глава 2. Практические аспекты использования наглядность в обучении грамоте 21
2.1. Использование средств наглядности на уроках обучения грамоте 21
2.2. Методика использования наглядности при обучении грамоте 33
Заключение 38
Список использованных источников 39
Введение:
Наглядность в педагогике всегда была и есть одним из важнейших принципов обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Этот принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци. Из отечественных дидактов, занимавшихся этой проблемой, следует отметить, прежде всего, К.Д. Ушинского, одного из первых разработчиков форм наглядного обучения.
Психологические исследования использования различных средств наглядности проводились многими учеными, в частности Л.В. Занкова, И.М. Соловьевым, Ж.И. Шиф, Б.И. Пинским, В. Г. Петровой, М.М. Нудельманом, М.П. Феофановым и др.
Особо следует отметить, что наглядные средства являются одним из важнейших элементов любого учебного процесса в различных учебных дисциплинах. Они четко иллюстрируют данные об усвоении учебной информации детьми 6-10 летнего возраста. Ведь эффективность усвоения информации учащимися растет при условии привлечения к этому процессу как можно больше органов чувств. Эффективно дети усваивают информацию, представленную на слух и на зрение с последующим ее обсуждением.
Поэтому проблемой использования наглядности в начальной школе занимаются многие педагогов-практиков, среди них следует особо выделить Габдулхакова Ф.А., Исмаилова А.М., Корепина Л.Ф. и др.
Впервые теоретическое обоснование принципа наглядности обучения ввел чешский педагог Я.А. Коменский (XVII в.), который в своем труде «Великая дидактика» сформулировал правило, что имело целью непосредственное знакомство учащихся с объектами, которые изучаются. В своем известном «золотом правиле дидактики» Я.А. Коменский указывал, что обучение следует начинать не с обсуждение объекта, который изучается, а с демонстрации его.
Наглядность несет в себе различные функции, одна из которых — способствовать развитию мотивационной сферы учащихся.
К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядного обучения. Наглядные пособия по К.Д. Ушинскому, является средством активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении. К.Д. Ушинский придавал огромное значение наглядному обучению как метода, который должен быть использован чаще всего на уроках в период обучения грамоте, ведь он развивает речь учащихся; стимулирует мыслительные процессы.
Для уроков обучения грамоте значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки, картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи.
Особое внимание следует уделять требованиям к изготовлению наглядных пособий для уроков обучения грамоте с учетом требований издательского дела и корректуры, риторики, возрастной психологии, возможностей новых технических средств обучения.
Проблема исследования: определить организационно-методические условия комплексного использования средств наглядности на уроках обучения грамоте.
Цель исследования: определить особенности использования наглядности на уроках обучения грамоте.
Объект исследования: средства наглядности в школьном обучении.
Предметом исследования – применение средств наглядности на уроках обучения грамоте.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что реализация использования средств наглядности на уроке обучения грамоте будет повышать эффективность обучения.
Задачи, которые мы поставили для выполнения цели:
— проанализировать опыт использования наглядности в учебном процессе уроков родного языка в начальной школе;
— изучить влияние наглядных средств обучения на психологические качества младших школьников;
— выяснить, какое место наглядные пособия занимают в структуре урока родного языка;
— проанализировать роль мотивации учащихся в начальном обучении русского языка;
— разработать и теоретически обосновать систему методов и приемов использования наглядности в учебном процессе уроков родного языка;
— разработать методические рекомендации по применению наглядности для формирования положительных мотивов учения.
В процессе работы над исследованием нами были использованы следующие методы: сравнительно-исторический анализ; изучение и анализ педагогической и методической литературы; наблюдения; интервьюирование; анализ и обобщение педагогического опыта.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Заключение:
Наглядность обучения — это одна из важнейших условий, обеспечивает успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для них источником получения объективных научных знаний, развития речи и самостоятельного понимания материала.
В процессе восприятия объекта наряду с восприятием участвуют память и мышление. Образ объекта, который воспринимается является наглядным только тогда, когда ребенок анализирует объект, сопоставляет его с уже приобретенным опытом. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Степень наглядности может быть разным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от уровня развития его познавательных способностей, знаний, степени наглядности начальных образов восприятия.
Принцип наглядности выходит из самого процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися учебного материала. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, участвует в развитии абстрактного мышления, во многих случаях является его основой.
. Формирование у школьников навыков устной и письменной речи — тяжелая и многогранная задача, стоящая перед учителем. Главное в методике урока обучения грамоты заключается в использовании таких наглядных дидактических средств, на основе слуховых, зрительных и моторных (связанные с движением пишущей руки) ощущений, которые вызвали бы у школьников яркие слуховые и зрительные впечатления.
Аналогичные результаты, в пользу использования наглядных пособий на уроках русского языка, показало наше исследование, позволяет выразить концепцию: Учебный процесс на уроках родного языка станет более рациональным, уровень знаний повысится, а мотивационный компонент урока приобретет новые свойства при условии широкого, но обоснованного использование наглядности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования наглядности в процессе обучения грамоте
1.1. Наглядные методы обучения
Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения.
Средства наглядности — материальная или знаковая модель, создаваемая для выполнения учебных задач, дающая возможность учащемуся обобщенно представить те предметы и явления, которые отражены в изучаемом учебном материале.
Доказано, что 87% информации человек получает с помощью зрительных ощущений, а 9 — с помощью слуха. Из увиденного запоминается 40%, из услышанного — 20, а с одновременно услышанного и увиденного — 80% информации. С прочитанной информации запоминается 10%, с услышанной также 10, а когда эти процессы происходят одновременно — 30% [3]. Этих примеров достаточно, чтобы в дидактическом процессе одновременно со словесными методами использовать наглядные, которые, опираясь на различные способы наблюдения процессов, явлений, предметов и действий, влияют на зрительные рецепторы. Ведь наглядное познание генетически опережает словесное. Наглядные методы – это иллюстрация для усвоения на основе сенсорно-перцептивной деятельности (показ объекта, демонстрации, иллюстрации, модели) [5].
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я. А. Коменский (XVII в). В своих трудах Я.А. Коменский обосновывает необходимость более глубокой опоры на чувственное познание в процессе обучения. Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала [7].
И.Г. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения. Наглядность превращается в самоцель [18].
Ж.Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Поэтому наглядность обучения не приобретает самостоятельного и существенного значения. Ребенок находится в природе и непосредственно видит то, что должен знать и изучить [18].
К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие.
К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработав ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Он понял, что наглядное обучение способствует правильному переходу мысли ученика от конкретного к абстрактному [18].
При таком подходе психологическое обоснование наглядности начального обучения приобретает важное значение. К. Д. Ушинский видит, что главное в обучении — умело организовать мыслительную деятельность учащихся. Наглядные пособия — одно из средств умственного развития, они занимают определенное место в обучении и не определяют всего хода учения.
Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать о том, насколько они способствуют выполнению учебной задачи. Учитель понимает, что учебный материал можно усвоить и без наглядных пособий. Но наглядные средства способствуют лучшему усвоению знаний.
Наглядные пособия — звено в системе чувственного познания учащихся, и педагогическое обоснование их применения в обучении одно из следствий управления чувственным опытом ученика.
Наглядные пособия являются средством для достижения цели обучения, они способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся. К наглядным пособиям относят по здравому смыслу и сложившимся традициям в практике обучения натуральные или реальные предметы, их изображение в виде муляжей, картин, рисунков, схем и т.п.
В педагогике все то, что используется в качестве наглядных пособий, группируется, систематизируется, и получается соответствующая классификация наглядных пособий.
Обычно выделяют натуральные, изобразительные, схематичные группы наглядных пособий.
Существенные признаки понятия «наглядные пособия»:
Первый — любое наглядное пособие представляет собой модель реальных процессов, либо видоизмененный предмет, либо видоизмененные условия его бытия, либо и то и другое.