Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Использование мультипликации в развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы проблемы использования мультипликации в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 6
1.1 Понятие о связной монологической речи в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Особенности развития связной монологической речи в онтогенезе у детей, развивающихся в норме и детей с ОНР. 12
1.3 Педагогические условия использования мультипликации в развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 19
Выводы по 1 главе 23
2. Экспериментальное исследование развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием мультипликации 25
2.1. Выявление уровня развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 25
2.2. Система работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием мультипликации 33
2.3. Динамика уровня развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 42
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 52

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлена наблюдаемой в настоящее время устойчивой тенденцией к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с общим недоразвитием речи, поэтому необходимо отбирать, уточнять и отрабатывать эффективные методики коррекционной работы, направленной на преодоление речевого недоразвития детей старшего дошкольного возраста и в частности на формирование навыков связной монологической речи.
Для детей, имеющих общее недоразвитие речи, вопросы формирования связной монологической речи приобретают особую актуальность. Это с одной стороны связано с тем, что уровень связной монологической речи играет огромную роль для дальнейшей успешности обучения в школе детей старшего дошкольного возраста, а с другой стороны особенности развития речи и психики детей с общим недоразвитием речи ограничивают возможность развития данного вида речи без специального обучения. Развитие связной речи имеет большое значение и в социальной адаптации детей с общим недоразвитие речи, так как именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь — высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других ученых. Методические проблемы обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной.
В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника и его коммуникативных навыков, особая роль принадлежит мультипликации.
Мультфильм сочетает в себе слово и сюжетную картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядным материалом [16].
Мультфильмы объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Они выстроены на доступном для понимания ребёнка сказочном сюжете, богаты яркой образностью, музыкальностью, лаконичностью, динамичностью, могут быть использованы как наглядный метод воздействия на ребёнка, значительно повышающий учебную мотивацию [16].
Таким образом, вышесказанное дает основание утверждать, что использование мультипликации, анализ ее содержания на логопедических занятиях способствует повышению эффективности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.
Объект исследования – развитие связной монологической речи дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – использование мультипликации в логопедической работе по формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Цель – изучение эффективности использования мультипликации в логопедической работе по развитию связной монологической речи дошкольников с ОНР.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование мультипликации в логопедической работе способствует эффективному развитию связной монологической речи дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать методический материал для исследования связной монологической речи дошкольников с ОНР;
3) изучить особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР;
4) разработать и апробировать серию логопедических занятий по развитию связной монологической речи дошкольников с ОНР, основанных на использовании мультипликации;
5) определить динамику развития связной монологической речи дошкольников с ОНР.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ речевой деятельности детей;
3) экспериментальные: проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы Л.С. Волковой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.В. Мазановой, Ф.А. Сохина, Т.Б. Филичевой и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть применены в коррекционной работе логопедами-практиками в ДОО.
Исследование проводилось на базе «Чебоксарской начальной общеобразовательной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №3».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Связная детская речь, к которой относят монологи, предполагает формирование у детей умений строить самостоятельно правильные высказывания. Это должны быть разные предложения: рассуждение, повествование, описание. Такие умения успешно формируются, когда ребенок слушает внимательно высказывания других, затем повторяет предложения.
Общее недоразвитие речи представляет собой целый комплекс симптомов, при котором происходит нарушение всех аспектов и сторон речевой системы, без какого-либо исключения. Это значит, что расстройства будут наблюдаться как с лексической, так и с фонетической и грамматичной стороны.
Было обосновано, что правильно подобранная мультипликация позволяет в доступной для детей форме донести до них ту или иную информацию, что позволяет логопеду совершенствовать лексико-грамматический строй речи и связную речь дошкольников с ОНР.
Во второй главе было проведено исследование с целью выявить влияние мультипликации, на развитие связной монологической речи дошкольников с ОНР.
Было выявлено, что у детей с ОНР наблюдается отставание в формировании навыков связной речи, есть трудности в программировании содержания связных высказываний, в рассказах нарушается логическая последовательность изложения, есть семантические упущения, нет независимости в выполнении заданий, рассказы детей не являются полными, подробными, последовательными.
Анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости целенаправленной коррекционной работы по развитию связной монологической речи.
Работа по развитию связной речи дошкольников с ОНР проводилась нами на специально разработанных и организованных логопедических занятиях, основанных на использовании в качестве ведущего средства воздействия мультипликации. Дошкольники учились пересказывать сюжет мультфильмов с опорой на наглядность и без нее, не упуская ни один важный эпизод, описывать героев как внешне, так и их характер. Старались анализировать их поступки, «что хорошо, а что плохо», обсуждали нравственные проблемы, затронутые в мультфильме, и учились связывать их с реальной жизнью.
Кроме того, в работу были вовлечены воспитатели и родители, которые осуществляли подготовку детей к занятиям (предварительный просмотр мультфильмов) или закрепляли новые знания и умения детей (пересказ содержания мультфильмов, самостоятельное придумывание, проведение сюжетно-ролевых игр и пр.). После проведения формирующего этапа эксперимента нами была проведена контрольная диагностика развития связной монологической речи дошкольников с ОНР. По ее результатам можно отметить, что показатели сформированности связной речи улучшились, а также, что количество ошибок в лексико- грамматическом строе значительно уменьшилось. Таким образом, по итогам проведенного экспериментального исследования можно сделать выводы о том, что использование мультипликации в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является эффективным средством коррекции и развития их связной монологической речи. Это связанно с тем, что логопедическая работа с использованием мультипликации направлена, в первую очередь, на формирование различных речевых компонентов: связной речи, грамматического строя речи, словаря (активного и пассивного). Дети учатся мыслить, рассуждать логично и последовательно, описывать те или иные события, явления, персонажей, не упуская важных элементов.
В то же время в процессе коррекционной работы при использовании мультипликационных фильмов у дошкольников расширяются представления об окружающем мире, происходит развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных функций. Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

. Теоретические основы проблемы использования мультипликации в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

1.1 Понятие о связной монологической речи в психолого-педагогических исследованиях

Под связной монологической речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание (А.Н. Леонтьев).
Овладение монологической речью — необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения. Развивая монологическую речь детей, нужно знать характерные черты этой формы речи.
Применительно к различным видам развернутых высказываний связную монологическую речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.
Связная монологическая речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что связи слов не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи слов не выявлены надлежащим образом в его речи [6, с. 53].
В посвященных развитию связной монологической речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения.
В лингвистике М.М. Алексеева рассматривает связную монологическую речь в качестве «разновидности общения при помощи языка, определяемой в своих свойствах обстоятельствами и целями коммуникации» (бытовая, деловая, обиходная и т.д.) [1, с. 53].

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы