Курсовая с практикой на тему Использование межпредметных связей в процессе изучения лирики в старших классах».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 6
1.1. Специфика изучения литературных произведений в старших классах 6
1.2. Установление межпредметных связей на уроках литературы 11
Выводы по главе 1 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ 17
2.1. Формы работы по реализации межпредметных связей на уроках изучения лирики в старших классах 17
2.2. Разработка урока с МПС истории и литературы 24
Выводы по главе 2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Изучение литературы в школе – процесс сложный и творческий. Литературу нельзя изучать как обычный предмет школьной программы, так как литература – это вид искусства и явление культуры. Понять своеобразие литературы как вида искусства и как явления культуры помогают связи, реализуемые на уроках через её соотнесение с живописью, музыкой, театром, кино, а также с такими предметами, как русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, иностранный язык и даже география.
Предмет «Литература» развивает личностные качества, так как обеспечивает культурную самоидентификацию школьника, способствует пониманию литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, приобщает к литературе как искусству слова, формирует индивидуальный эстетический вкус, — формирует коммуникативные свойства личности, так как способствует правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, — способствует формированию познавательных потребностей, через овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., через формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознание художественной картины жизни, отражённой в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Современный опыт преподавания литературы в школе свидетельствует о востребованности межпредметных связей. Об этом же говорит и опыт других стран. Так, например, в Финляндии, чьё школьное образование считается одним из лучших в Европе, даже объединили несколько дисциплин в одну Эксперимент три года проходил в Хельсинки, а теперь распространяется на школы всей страны.
Таким образом, актуальность нашей темы заключается в том, что реализация межпредметных связей способствует более глубокому пониманию литературного произведения, вводит его в широкий культурный контекст, продуктивно развивает личностные качества, а также соответствует современному методическому опыту и запросам современной школы.
Методическая новизна работы связана с самостоятельной разработкой ряда занятий по теме.
Цель нашей работы: рассмотреть межпредметные связи на уроках литературы в старших классах и на этой основе разработать несколько уроков по изучению лирики.
Задачи:
— изучить научно-методическую и учебную литературу по теме;
,- выявить возможности межпредметных связей литературы с уроками русского языка, истории, обществознания и изобразительного искусства;
— на основе изученного разработать уроки с использованием межпредметных связей.
Объект нашего исследования – урок литературы в контексте гуманитарных дисциплин.
Предмет – межпредметные связи на уроках литературы.
Теоретико-методологическую базу работы составляют труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А. Дистервега, Н.Г. Чернышевского, а также работы методистов Е.Н. Колокольцева, В.Я. Коровиной, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова, О.Ю. Богдановой, Т.А. Ладыженской, А.В. Дановского.
Методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, классификация, метод обобщения, метод прогнозирования.Практическое значение результатов исследования состоит в том, что полученные в ходе работы над заявленной проблематикой сведения могут также быть использованы в учебно-воспитательном процессе средней школы, при разработке учебных курсов, посвященных проблеме.
Заключение:
<p>ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ</p>
<p>1.1. Специфика изучения литературных произведений в старших классах<br />Поколению XXI века суждено жить в информационно насыщенном мире, который постоянно испытывает динамические изменения, поэтому современному ребенку необходимо иметь, кроме необходимых знаний, еще и достаточный уровень жизненной компетентности, чтобы не только адаптироваться в этом мире, но и полноценно самореализоваться в нем. Для этого необходимы не только глубокие профессиональные и общие знания, но и широкое мировоззрение, развитый интеллект, коммуникативные способности. По мнению ученых, основными характеристиками инновационной личности являются:<br />- открытость новому опыту;<br />- внутренняя свобода;<br />- эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость;<br />- адекватная самооценка;<br />- рефлективность;<br />- спонтанность;<br />- позитивное мышление;<br />- инновационный потенциал личности.<br />Как же помочь ребенку получить необходимый уровень знаний и сформировать такие личностные качества, которые помогут ему стать активным и конкурентоспособным членом общества, счастливым человеком, который не просто найдет свое неповторимое место в жизни, но станет успешным в нем? [15]<br />Стоит вспомнить мудрые наставления классика педагогики В. А. Сухомлинского, который связывал уровень компетентности ребенка с уровнем его начитанности: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком только тогда, когда рядом с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество» [Цит. по: 15]. <br />Как видим, формирование нового образа литературного образования тесно связано с проблемой развития читательских интересов школьников, которая имеет межпредметный характер.<br />Поддержка чтения – это стратегически важный элемент культуры, инструмент повышения интеллектуального потенциала нации, творческого развития личности и социальной активности российского общества.<br />Изучение литературы в школе – процесс сложный и творческий. Литературу нельзя изучать как обычный предмет школьной программы, так как литература – это явление искусства. Понять своеобразие литературы как искусства помогают межпредметные связи, реализуемые на уроках через соотнесение литературы с другими видами искусства, прежде всего с живописью, музыкой, кино.<br />Роль этих межпредметных связей на разных этапах обучения различна. Так, у учащихся 5 — 6 классов очень сильна потребность в зрительных образах, так как абстрактное мышление еще не развито. Нынешние технические средства дают возможность использовать на уроках литературы репродукции картин, помогающих детям понять произведения литературы. Картины В. Васнецова на темы народных сказок уместно использовать при изучении устного народного творчества в 5 классе. Изображение Бориса и Глеба на иконах поможет понять «Житие» этих святых, так как в житийной литературе еще нет портретной характеристики героев и детям трудно их представить. Картина Васнецова «Богатыри» не является иллюстрацией к какой-то определенной былине, но ее уместно использовать при изучении в 6 классе былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы раскрыть понятие обобщенного образа героя. Картины Айвазовского вполне можно соотнести с ключевым эпизодом рассказа Бестужева- Марлинского «Мореход Никитин». <br />Постоянное использование произведений живописи на уроках литературы приучает учеников видеть своеобразие каждого вида искусства, понимать его язык. Уже в 7-8 классах произведения живописи будут не только помощниками, пробуждающими воображение учеников, но и инструментом анализа художественного произведения, обогащающим его восприятие. Пейзажи русских художников, например, органически впишутся в урок по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» и позволят вести разговор о роли природы в художественном творчестве.</p>
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
1.1. Специфика изучения литературных произведений в старших классах
Поколению XXI века суждено жить в информационно насыщенном мире, который постоянно испытывает динамические изменения, поэтому современному ребенку необходимо иметь, кроме необходимых знаний, еще и достаточный уровень жизненной компетентности, чтобы не только адаптироваться в этом мире, но и полноценно самореализоваться в нем. Для этого необходимы не только глубокие профессиональные и общие знания, но и широкое мировоззрение, развитый интеллект, коммуникативные способности. По мнению ученых, основными характеристиками инновационной личности являются:
— открытость новому опыту;
— внутренняя свобода;
— эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость;
— адекватная самооценка;
— рефлективность;
— спонтанность;
— позитивное мышление;
— инновационный потенциал личности.
Как же помочь ребенку получить необходимый уровень знаний и сформировать такие личностные качества, которые помогут ему стать активным и конкурентоспособным членом общества, счастливым человеком, который не просто найдет свое неповторимое место в жизни, но станет успешным в нем? [15]
Стоит вспомнить мудрые наставления классика педагогики В. А. Сухомлинского, который связывал уровень компетентности ребенка с уровнем его начитанности: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком только тогда, когда рядом с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество» [Цит. по: 15].
Как видим, формирование нового образа литературного образования тесно связано с проблемой развития читательских интересов школьников, которая имеет межпредметный характер.
Поддержка чтения – это стратегически важный элемент культуры, инструмент повышения интеллектуального потенциала нации, творческого развития личности и социальной активности российского общества.
Изучение литературы в школе – процесс сложный и творческий. Литературу нельзя изучать как обычный предмет школьной программы, так как литература – это явление искусства. Понять своеобразие литературы как искусства помогают межпредметные связи, реализуемые на уроках через соотнесение литературы с другими видами искусства, прежде всего с живописью, музыкой, кино.
Роль этих межпредметных связей на разных этапах обучения различна. Так, у учащихся 5 — 6 классов очень сильна потребность в зрительных образах, так как абстрактное мышление еще не развито. Нынешние технические средства дают возможность использовать на уроках литературы репродукции картин, помогающих детям понять произведения литературы. Картины В. Васнецова на темы народных сказок уместно использовать при изучении устного народного творчества в 5 классе. Изображение Бориса и Глеба на иконах поможет понять «Житие» этих святых, так как в житийной литературе еще нет портретной характеристики героев и детям трудно их представить. Картина Васнецова «Богатыри» не является иллюстрацией к какой-то определенной былине, но ее уместно использовать при изучении в 6 классе былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы раскрыть понятие обобщенного образа героя. Картины Айвазовского вполне можно соотнести с ключевым эпизодом рассказа Бестужева- Марлинского «Мореход Никитин».
Постоянное использование произведений живописи на уроках литературы приучает учеников видеть своеобразие каждого вида искусства, понимать его язык. Уже в 7-8 классах произведения живописи будут не только помощниками, пробуждающими воображение учеников, но и инструментом анализа художественного произведения, обогащающим его восприятие. Пейзажи русских художников, например, органически впишутся в урок по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» и позволят вести разговор о роли природы в художественном творчестве.