Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование межпредметных связей на уроках иностранного языка как условие формирования личностных результатов обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты использования
межпредметных связей на уроках иностранного языка как условия формирования
личностных результатов обучения  5

1.1. Личностные результаты обучения школьников как
педагогический феномен  5

1.2. Межпредметные связи: понятие, цели, компоненты и
способы применения  9

Глава 2. Практические исследования проблемы
использования межпредметных связей на уроках иностранного языка как условия
формирования личностных результатов обучения. 13

2.1. Изучение педагогического опыта использования
межпредметных связей на уроках английского языка. 13

2.2. Методические разработки для реализации межпредметных
связей на уроках английского языка. 18

Заключение. 22

Список литературы.. 24

Приложение. 27

 

 

  

Введение:

 

Современное
развитие методологии обучения иностранным языкам, в общем, и английскому языку,
в частности показывает, что важным аспектом в организации урока иностранного
языка являются межпредметные связи, которые обеспечивают высокую иноязычную
коммуникативную компетентность учащихся. Межпредметные связи понимаются как
тематическая интеграция в учебный процесс различных учебных дисциплин. Этот
факт объясняется тем, что язык есть продукт как личностный, так и социальный и
в нем находят отражение различные сферы деятельности человека и общества.

Кроме
этого, современная система образования делает акцент на формирование у
обучающих определенных личностных результатов. Ученые считают, что успешность
формирования у учащихся личностных результатов зависит от эффективной
организации процесса обучения. Также немаловажным является и динамическое
взаимодействие составляющих элементов процесса образования.

Объект
данного исследования – межпредметные связи как условие формирования личностных
результатов.

Предмет
исследования – взаимодействие межпредметных связей и личностных результатов при
обучении английскому языку.

Цель
работы – определить особенности реализации межпредметных связей в процессе
обучения английскому языку и условия достижения планируемых личностных
результатов.

Поставленная
цель требует выполнения следующих исследовательских задач:

1.  Дать
определение понятия личностные результаты как педагогического феномена;

2.  Охарактеризовать
понятие межпредметные связи, описать их цели, компоненты и способы применения;

3.  Дать
характеристику использования межпредметных связей на уроках английского языка;

4.  Выявить
специфику применения межпредметных связей, направленных на достижение
определенных личностных результатов при обучении английскому языку.

Методология
исследования. В процессе написания работы были использованы в основном такие
общенаучные методы как: индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение,
восхождение от абстрактного к конкретному.

Практическим
материалом исследования послужили десять планов-конспектов интегрированных
уроков английского языка, отобранных на педагогических платформах урок.рф и
nsportal.ru. Отобранный практический материал
находится в свободном доступе в сети интернет.

Исследовательская
работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка
использованной литературы.





 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современное
развитие человеческого общества ставит перед образовательным сообществом задачи
по формированию и развитию личностных компетенций изучающих иностранные языки.
Особую роль в процессе достижения личностных результатов играют межпредметные
связи, используемые в процессе преподавания иностранного языка.

В
соответствии с выдвинутой проблемой, в данной работе была обозначена цель
работы, которая состояла в том, чтобы определить особенности межпредметных
связей на уроке иностранного языка и условия достижения личностных результатов
у учащихся в процессе обучения английскому языку.

В
первой главе, в ходе изучения теоретического материала было определено
насколько важно в процессе преподавания иностранных языков, в общем, и английского
языка, в частности, уделять внимание использования межпредметных связей в
построении урока иностранного языка как важного условия достижения личностных
результатов обучающихся. В этой же главе дается определение и условия
достижения личностного результата. Также дана краткая характеристика
особенностей применения межпредметных связей в процессе обучения иностранному
языку.

Во
второй главе данной работы уделено внимание особенностям межпредметных связей
при конкретном применении на уроках английского языка.

В
практической части нашей работы представлен анализ планов-конспектов
интегрированных уроков английского языка с такими учебными дисциплинами как:
алгебра, информатика, физика, биология, география, литература, физкультура и
ИЗО. Отмечается, что ступень использования знаний другой дисциплины зависит от
ступени образования. В младших классов межпредметные связи реализуются на
ступени воспроизведения знаний, а в старших классах на ступени использования
знаний интегрируемой дисциплины. В частности отмечена роль приемов и
упражнений, способствующих интеграции межпредметных знаний в урок английского
языка. Немаловажное внимание в процессе обучения английскому языку уделяется факторам,
обеспечивающих достижение личностных результатов.

Накопленный
отечественными и зарубежными методистами опыт, а также личные наблюдения
позволяют утверждать, что использование на уроках иностранного языка
межпредметных связей является эффективным условием достижения личностных
результатов обучающихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические аспекты использования межпредметных связей на уроках иностранного
языка как условия формирования

личностных
результатов обучения

1.1. Личностные результаты обучения школьников как
педагогический феномен

 

                Процесс обучения включает в себя множество
компонентов, взаимосвязанных между собой и соответствующих заданным критериям.
Важной составляющей процесса обучения является обучающийся, т.е. субъект на
которого нацелена организация процесса обучения, предполагающего достижение
определенных результатов. Ученик или обучающийся проходит образовательный
период, по истечении которого необходимо достичь определенных результатов. Особенно
этот вопрос важен в нынешних условиях развития и становления человека. Необходимость
формирования полноценной, многосторонне развитой личности, обладающей
способностью и умением соответствовать уровню развития общества, в котором она
живет, способной решать поставленные задачи, привела к созданию общего
образовательного стандарта, ориентированного на современное состояние человека
и общества. Особое значение в новых образовательных стандартах придается установлению
результатов, получаемых обучающимся. ФГОС нового поколения направлен на
достижение результатов трех уровней: личностные, метапредметные и предметные [20,
c. 5]. В
последнее время при организации образовательного процесса особое внимание
уделяется личностному развитию обучающегося, отмечается, что личностный
компонент является неотъемлемым элементом структуры процесса обучения.
Образовательная деятельность осуществляется «субъектом деятельности на основе
его личностного образовательного потенциала, индивидуальных особенностей,
мотивов и целей» [19,
c. 40].

Нельзя
сказать, что предыдущие методики построения процесса обучения не ставили перед
собой цель достижения определенных результатов. Конечно, учитель ставил на
уроке задачи обучающего, воспитательного и развивающего характера, но в этом
распределении задач, некоторые считались приоритетными (как, например,
получение определенного набора знаний), а другие второстепенными (например,
воспитание патриотических чувств).

Понимание
значимости личностного подхода к результатам, полученным в ходе процесса
обучения, отмечается во многих исследованиях, предшествующих периоду создания
ФГОС нового поколения. Так И.С. Кон в своих трудах указывал на необходимость построения
учебного процесса «с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся, и
дать простор их интеллектуальной и социальной инициативе» [7,
c. 77–78]. Тем самым автор
призывал к составлению новых методик построения процесса обучения. Другой
психолог А.В. Мудрик отмечал, что «личностный подход в коллективном воспитании
предполагает наличие у педагогов осознанной цели – последовательно и целостно
формировать и развивать систему отношений каждого школьника к миру и с миром, к
себе и с самим собой» [15,
c. 21].

Исследования,
посвященные категоризации личностных результатов, показали, что «основными
направлениями развития личности являются самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая
ориентация» [5,
c. 32]. Самоопределение
нацелено на формирование гражданской идентичности личности. Смыслообразование делает
акцент на формирование ценностных ориентиров, мотивов достижения и социального
признания. Что касается н
равственно-этической ориентации, то
здесь важным становится формирование единого, целостного образа мира при
разнообразии культур; формирование установки на здоровый и безопасный образ
жизни; формирование чувства прекрасного [5,
c. 33].

Педагогические
исследования личностных результатов показывают, что их структура включает
следующие компоненты:

— мотивационно-ценностный
(потребность в самореализации, самосовершенствовании; мотивация к достижению
результата; ценностные ориентации);

— когнитивный
(знания; рефлексия деятельности; соответствие достигнутого уровня знаний,
умений и навыков установленному образовательному стандарту);

— операциональный
(умения; навыки; овладение определенным фондом системы умений, что позволило бы
считать процесс обучения эффективным);

— эмоционально-волевой
(уровень притязаний; самооценка; волевые усилия) [1,
c. 36].

Определение личностных результатов при обучении иностранным
языкам было представлено в концепции стандартов второго поколения, где
выделяются такие личностные результаты как
[8, c. 18]:

— формирование
мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию;


осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление
к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;


стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;


готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

Так, например,
личностными результатами изучения иностранного языка в рамках начального общего
образования считаются:

     
общее представление о мире как о многоязычном и
поликультурном сообществе;

     
осознание языка, в том числе иностранного, как
основного средства общения между людьми;

     
знакомство с миром зарубежных сверстников с
использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор,
некоторые образцы детской художественной литературы, традиции) [8,
c. 18].

Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает
следующие личностные результаты при обучении иностранному языку:

1)
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур,
оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии
национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в
других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом
достигнутого уровня иноязычной компетентности;

2)
формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной

компетенции;
расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического
кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3)
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого
уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе
самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к
использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей
расширять свои знания в других предметных областях [20,
c. 9].

О значимости личностного
результата говорят Мильруд Р.П. и Максимова И.Р., которые рассматривают
личностный компонент как составляющую коммуникативной готовности, от которой
зависит «эффективность речевого общения» на иностранном языке. Ученые считают,
что компоненты коммуникативной готовности (дискурсивный, интеллектуальный и
личностный) «соответствуют предметным, метапредметным и личностным результатам
школьного образовательного курса иностранного языка»
[14, c. 265].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы