Теории обучения и воспитания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование методов обучения в начальных классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2 Характеристика методов обучения детей младшего школьного возраста 15
Выводы по первой главе 22
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Методика использования методов обучения в начальных классах 23
2.2 Примеры игровых методов обучения в начальных классах 27
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного и среднего (полного) образования второго поколения предусматривает использование новых методологических подходов, выполнение новых требований, предъявляемых к результатам обучения, и реализацию данных требований педагогом в его профессиональной деятельности .
Для формирования у обучающихся умений и навыков проектирования на уроках русского языка, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников.
Согласно ФГОС второго поколения первостепенной задачей, которая стоит перед современной школой, является задача повышения качества обучения. Решение данной задачи требует от педагогов поиска новых способов организации процесса обучения. В свете реализации требований ФГОС второго поколения одной из главных задач учителя стало обеспечение условий для формирования творческой личности учащегося. Результатом обучения в школе должно стать формирование у школьников «умения учиться», т. е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации . При чем учитель начальных классов при выборе методов обучения должен учитывать возрастные особенности детей, запросы и требования современного социума. Этим и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы: «Использование методов обучения в начальных классах».
Целью курсовой работы является выявление специфики использования методов обучения в начальных классах.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач:
1. Описать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
2. Дать характеристику методов обучения детей младшего школьного возраста.
3. Описать методику использования методов обучения в начальных классах
4. Разработать примеры игровых методов обучения в начальных классах.
Объектом исследования является процесс обучения в начальной школе. Предметом исследования является специфика использования методов обучения в начальной школе.
Краткий обзор литературных источников. Методы обучения в начальных классах и их классификации были рассмотрены такими исследователями, как А.В. Балин, Н.О. Киргизов, С.В. Кокоулина, М.А. Мусатова, И.В. Петрова, Ю.А. Рязанцева, Ю. Сатимбаева, О.Д. Серебрянская, А.В. Шегаева и др.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез; обобщение; метод теоретического конструирования.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания данной курсовой работы была достигнута цель исследования – выявлена и описана специфика использования методов обучения в начальных классах.
Достижению данной цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Описаны возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Анализ литературных источников позволил установить, что младший школьный возраст – это новый этап развития ребенка, который охватывает период с 6-7 лет до 10-11 лет. С ростом детского организма происходят качественные изменения в психике ребенка, усложняется система его социальных связей, мотивов. Главное событие данного возрастного периода − изменение социального статуса – поступление ребенка в школу.
В ходе обучения в начальных классах у детей происходит интенсивное развитие и качественные преобразования познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, обогащается эмоционально-волевая сфера. Дети учатся с помощью взрослых управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать импульсивные желания. У них развиваются такие качества, как настойчивость, выдержка, самообладание. В конце этого периода познавательные процессы превращаются в высшие психические функции, которым свойственны произвольность и опосредованность.
2. Дана характеристика методов обучения детей младшего школьного возраста. Было установлено, что метод обучения является способом упорядоченной взаимной деятельности учителя и учеников, направленной на решение учебно-воспитательных задач. Существует множество классификаций методов обучения, в частности и в начальных классах. Мы отдаем предпочтение интерактивным и игровым методам обучения, поскольку, по нашему мнению, они наиболее подходят детям младшего школьного возраста, соответствуют требованиям ФГОС и социальному запросу современного общества. Интерактивное обучение позволяет сформировать у младших школьников знания, умения, навыки самостоятельно изучать определенные явления, процессы, пользуясь информацией. Использование игровых методов в учебном процессе является одним из ведущих методов, позволяющих стимулировать познавательную активность младших школьников, повышать мотивацию обучения.
3. Описана методика использования методов обучения в начальных классах. Пришли к выводам, что в начальных классах на уроках можно использовать разнообразные методы, в частности интерактивные, игровые и пр. Были выделены интерактивные методы, которые, по нашему мнению, способствуют наиболее эффективному обучению младших школьников: метод «сбор информации»; метод «поиск ключевого предложения»; интерактивные методы обучения: «Диалог», «Синтез мыслей», «Совместный проект», «Поиск информации», «Круг идей»; «Аквариум», игровые методы.
4. Разработаны примеры игровых методов обучения в начальных классах. С целью поддержания познавательных интересов и мотивации у младших школьников чрезвычайно важно стимулировать эмоции, интеллектуальные чувства. Их мощный источник − эмоциональность учебного содержания. Предложенные нами игры можно использовать на разных этапах уроках и для реализации различных задач обучения в начальных классах.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Проанализировав точки зрения таких психологов как Л.С. Выготский , С.Л. Рубинштейн , педагогов Н.Ф. Виноградовой , В.А. Петровского и др. мы выявили возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Опишем их подробнее.
Младший школьный возраст является новым этапом развития ребенка, охватывающей период с 6-7 лет до 10-11 лет. Это время испытания ребенком своих сил, решения сложных задач, стоящих в результате взаимодействия с внешней средой. Обычно, с ростом детского организма происходят качественные изменения и в психике ребенка, усложняется система его социальных связей, мотивов. Но главным событием этого возрастного периода является бесспорно изменение социального статуса – поступление ребенка в школу.
Рассмотрение исследователями различных отраслей науки проблемы формирования ценностей дает нам возможность подчеркнуть, что младший школьный возраст современные отечественные педагоги, психологи (И. Бех, Т. Буняк, К. Гуревич, В. Крутецкий, А. Никоненко, Ж. Петрочко, В. Полищук и др.) считают этапом важных социальных изменений в жизни человека, а также, наиболее благоприятным для развития личностных качеств ребенка, благоприятным для начала формирования гуманистических ценностей и потребностей учащихся в процессе обучения и воспитания.
Наблюдается дисгармония в нервно-психическом и физическом развитии детей, в результате чего временно ослабляется нервная система. Возникает беспокойство, повышенная потребность в движении и утомляемость. Также у детей данной возрастной категории интенсивно развиваются двигательные функции. Именно в возрасте 7-11 лет отмечен самый важный прирост по таким показателям моторного развития, как пространственная ориентация движений, мышечная выносливость, зрительно-двигательная координация .
Самым главным событием этого возрастного периода является, бесспорно, изменение социального статуса, социальной роли — поступление ребенка в школу, когда происходят качественные изменения в психике школьника, усложняется система его социальных связей, мотивационной деятельности. Однако по мнению известного психолога советского периода С.Л. Рубинштейна , меняется не только социальная роль, но и восприятия собственного статуса, поскольку ребенок выступает в новой роли – роли ученика. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, которые приходят в первый класс. В этой ситуации, учебная деятельность становится ведущей по отношению к дошкольному возрасту, когда ведущей была игровая. Они должны привыкать к новому коллективу, новым требованиям, к повседневным обязанностям, режима. Обучение становится важной общественно-оценочной деятельностью.
На пути своего становления как личность ребенок проходит несколько этапов психического и физического развития, которые создают предпосылки формирования и воспитания у нее различных качеств и свойств, развитие способностей и интересов, в которых она является наиболее сенситивной (наиболее восприимчивой). Такой подход в воспитании значительно облегчает взаимопонимание родителей и детей, облегчает ребенку обучение и усвоение навыков, способствует достижения лучших результатов в учебе и стимулирует к дальнейшему саморазвитию.
Исследователи проблем детей младшего школьного возраста И. Агафонова, А. Никоненко утверждают, что изменение социальной роли ребенка, появление новых обязанностей сказывается на его отношениях со сверстниками, учителями, родителями, так как ученики по-разному реагируют на начало школьного обучение.
Внутренняя позиция школьника – сформировано общее положительное отношение ребенка к школьному обучению, ее готовность к выполнению требований педагога, признание его авторитета. Это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст.
Переход ребенка от дошкольного детства к школьному обучению, от семейной системы к школьному воспитанию является важным и сложным процессом, и сопровождается значительными анатомо-физиологическими, психологическими изменениями, новообразованиями в его личном развитии, которых не было в дошкольном возрасте.
Известные психологи советской эпохи В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. отмечают, что личность младшего школьника характеризуется определенной системой качеств, относящихся к новообразованиям личности ребенка в этот возрастной период. В частности, по мнению ученых, появляются такие свойства, как произвольность действий, внутренний план действий, рефлексия, в определенной степени способствуют формированию гуманистических ценностей. Авторы доказывают, что произвольность внутренних действий личности младшего школьника проявляется в умении ставить перед собой определенную цель, задачи и находить средства достижения результата или решение проблемы, преодолевать препятствия. Внутренний план действий младшего школьника позволяет планировать и продумывать заранее возможный ход выполнения деятельности и подбирать все необходимое для этого; устно решать задачи; устно отчитываться о выполнении и т.д. .
По мнению еще одного известного психолога Л.И. Божович , именно на основе этих процессов у младших школьников развивается самоконтроль как способность к саморегуляции, в свою очередь требующую от него, например, произвольного запоминания или воспроизведения информации. А решения различных задач требует от школьника осознание цели действий, умение предвидеть возможность ее выполнения, то есть требует внутреннего плана действий.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы