Курсовая с практикой на тему «Использование методики проекта на уроках обществознания в целях развития творческой активности обучающихся».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования метода проекта на уроках обществознания в целях развития творческой активности обучающихся 6
1.1. Сущность понятия «творческая активность» 6
1.2. Особенности развития творческой активности у учащихся на уроках обществознания 15
1.3. Метод проектов как средство развития творческой активности учащихся на уроках обществознания 19
Глава 2. Практические аспекты развития творческой активности учащихся на уроках обществознания посредством метода проектов 24
2.1. Разработка урока обществознания по средством метода проекта 24
2.2. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся на уроках обществознания 26
Заключение 34
Список литературы 36
Введение:
Актуальность темы исследования. Развитие творческой активности учащихся – один из главных социальных заказов нашего государства.
В наше время, время новых технологий, происходит переплетение многих профессий, внедрение усовершенствованной техники. Стране нужны люди с неординарным, молниеносным мышлением, способные к самообразованию и быстрой адаптации к меняющейся среде. Сегодня цель школы – воспитать личность, обладающую богатым творческим потенциалом, высокой культурой, компетентностью в применении имеющихся знаний в различных ситуациях и профессиональной деятельности. Поэтому крайне важно на первых ступенях школьного обучения начать формирование у обучающихся творческого типа мышления, раскрывать индивидуальные способности и возможности.
Большинство современных школ организуют обучение по методу предоставления готовой, «разжеванной» учителем информации. На наш взгляд, этот метод нельзя отнести к продуктивным, т. к. он не развивает обучающихся, не формирует у них умений и навыков, необходимых для жизни. Достичь прогрессивного результата в обучении можно, используя на уроках проблемные задания.
В частности, при использовании метода проектов творческого характера на уроках обществознания, у школьников создается представление о правах и способах их защиты, об ответственном отношении к выполнению обязанностей, что, несомненно, способствует формированию нравственных и правовых ориентиров, становлению их гражданской позиции.
Как отмечается в исследованиях Е.С. Полат и Ю.В. Сенько, современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами: думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания в новых ситуациях), -обладать творческим мышлением, обладать богатым словарным запасом, который основан на глубоком понимании гуманитарных и технических знаний.
Создание условий для раскрытия и применения на практике творческой активности школьника – комплексный предмет исследований в педагогике и психологии. Ученые давно включили этот вопрос в предмет своих научных интересов (работы Т.В. Кудрявцева, В.Т. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, З.И. Калмыковой, C.Л. Рубинштейна, Н.А. Менчинской, А.В. Брушлинского, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, И.А. Ильницкой, В. Оконя, Д.В. Вилькеева, М.А. Чошанова, Д. Дьюи, Дж. Брунера, Э. Де Боно и других педагогов и психологов).
Многие педагоги (П.Ф. Зеер, Л.Г. Семушина, И.Г. Ярошенко и др.) и психологи (М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, Э.Ф. Зеер и др.) подчеркивают, что применение метода проектов является одним из действенных средств развития творческой активности учащихся. Однако, в педагогической практике и методической литературе этот метод не нашел должного применения.
Таким образом, существует противоречие между теоретической разработанностью вопросов применения метода проектов в учебно-воспитательном процессе и потребностями практики в методических рекомендациях по совершенствованию этого процесса на уроках обществознания.
Объектом исследования является учебный процесс на уроках обществознания.
Предмет исследования – метод проекта на уроках обществознания как способ развития творческой активности учащихся.
Цель исследования – рассмотреть возможности развития творческой активности учащихся на уроках обществознания через использование метода проектов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что если в процессе обучения обществознанию использовать проектный метод, то уровень развитости творческой активности у учащихся повысится.
Исходя из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Дать понятие и охарактеризовать понятие «творческая активность» учащихся.
2. Оценить возможности использования метода проекта для развития творческой активности учащихся.
3. Изучить организацию процесса обучения обществознанию в основной школе учащихся подросткового возраста с учетом их психолого-педагогических особенностей.
4. Проверить в ходе опытно-поисковой работы влияние метода проекта на развитие творческой активности у учащихся на уроках обществознания.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
− теоретические: анализ и обобщение трудов ученых-психологов и педагогов, диссертаций по исследуемой проблеме, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
− эмпирические: проектирование, ранжирование, педагогическое наблюдение, анализ результатов психолого-педагогического исследования.
Теоретическая значимость результатов исследований заключается в обобщении результатов научных изысканий ученых-педагогов и психологов в области проблемного обучения и развития творческой активности учащихся. Важно уделять внимание развитию творческой активности учащихся и продолжать исследовать эту проблему.
Практическая значимость заключается в возможности апробации результатов исследования в учебном процессе высших и средних учебных заведений. Данное исследование является пособием для студентов, получающих педагогическое образование.
Заключение:
Вопросам развития творческой активности учащихся посвящено огромное количество отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературы, как советского, так и современного периода. И в каждом из исторических периодов у авторов была своя точка зрения по рассматриваемому вопросу.
Современному обществу нужна личность, имеющая неординарное мышление, а также способная на протяжении всей жизни повышать уровень знаний и умений.
Среди огромного количества технологий, существующих на данный момент, проблемное обучение представляются наиболее эффективным способом активизации познавательной и творческой активности учащихся. Включение метода проекта позволяет повысить качество внимания и умственной работы учащихся, сконцентрировать их на конкретном вопросе. Подобные задания способствуют пониманию учащимися материала урока, а также позволяют решить вопросы, возникающие в ходе изучения материала.
Основой для мотивации учащихся к творческому подходу в решении возникшей проблемы могут служить определенные требования, увлечения учащихся, их склонности, ощущения, нацеленность на конкретный результат, тяготение к самореализации и другие качества.
Возможности обществознания как учебного предмета достаточно широки и, в частности, позволяют создать условия для формирования творческой активности учащихся через решение системы проблемных заданий. Тексты параграфов интересны и легки для восприятия учащимися 6 класса, предлагаемые вопросы и задания разнообразны и соответствуют возрасту школьников, используются различные формы работы на уроке. В частности, решение нестандартных проблем подразумевает работу в группе, обмен мнениями, использование личного опыта и ощущений. Возможные проблемы при работе на уроке, связанные с возрастными особенностями учащихся (конфликты «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-группа» и др.) возможно решить, если учитель обладает знаниями в области возрастной психологии.
Из проведенные в период практики уроков, можно сделать вывод, что учащимся интересны творческие задания, в которых необходимо работать в группе, обращаться к личному опыту и знаниям, полученным ранее на других учебных дисциплинах. Это обусловлено их возрастными и личностными особенностями (желание выделиться в группе, поделиться собственными знаниями, в т.ч. житейскими, обратить на себя внимание, заслужить уважение одноклассников и учителя и др.).
По итогам проведенных уроков можно констатировать следующее: развитие уровня творческой активности по показателю беглости повысилось, по показателям гибкости и оригинальности произошло незначительное снижение результатов. Снижение результативности по последним двум показателям имеет несколько причин: во-первых, дети отвлекались и разговаривали, поэтому не могли дать большого количества ответов; во-вторых, отсутствовала мотивация (задания не на оценку); в-третьих, присутствовал личностный фактор (нежелание выполнять задания субтестов); в-четвертых, повторение вариантов ответов среди учеников. Кроме того, некоторые учащихся отсутствовали на начальном или конечном этапах исследования, либо не присутствовали ни на одном из этапов, поэтому нельзя в полной мере проследить динамику уровня развития их творческой активности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Сущность понятия «творческая активность»
Для рассмотрения сущности творческой активности необходимо более обстоятельно остановиться на анализе содержания двух составляющих данного понятия: «творчество» и «активность».
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова [14] творчество определяется как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
Творчество также рассматривается как процесс, приводящий к созданию некоего продукта, отличающегося оригинальностью и новизной.
Л. Б. Ермолаева-Томина [7] характеризует творчество как личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
По мнению А. Н. Петрова и В. Н. Петровой [15] творчество – это не технология, а искусство, требующее от человека максимальной концентрации внимания, использования всех имеющихся возможностей, стремления к совершенству.
Рассмотрение творчества в аспекте деятельности пересекается с широко употребляемым понятием «творческая деятельность». В. Н. Дружинин [6] под творческой деятельностью понимает такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нестандартного мышления, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, формулирования гипотезы и поиска путей ее подтверждения. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий.
Важнейшую роль в творчестве, творческой деятельности играет воображение. Способность воображения является универсальным качеством, проявляющимся в разнообразных видах деятельности. Творческое воображение ломает рамки привычных стереотипов, разрушает систему привычных связей и ассоциаций между предметами и явлениями. Воображение на основе жизненных впечатлений создаёт образ, наполняет его красками и переносит в мир искусства [30].
Виды творчества многообразны, как и сферы деятельности. Выделяются научное, техническое, художественное, управленческое, дидактическое и др. творчество [1, 2]. Остановимся подробнее на трех первых из них:
− научное творчество связано с открытием явлений и общих закономерностей развития мира; его особенностями являются опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решении научно-исследовательской задачи, использование интуитивного знания; результатом является принципиально, объективно новое знание в контексте истории человеческого познания;
− техническое творчество связано с практическим (технологическим) преобразованием действительности; в отличие от научного творчества оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления; процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструировании, а продуктом является изобретение механизмов, конструкций. Так, в частности, С. Л. Рубинштейн [18] обращал внимание на специфику изобретения, отличающую его от других форм творческой интеллектуальной деятельности: оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему.
− художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Его особенностями является опора, в основном, на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление. Главный компонент – эмоциональность, проявлением данного компонента является переживание человеком катарсиса. Художественное творчество реализуется в особой форме общественного сознания – искусстве, а продуктом художественного творчества является художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном произведении и т.п.).
При всем разнообразии взглядов исследователей на сущность творчества и творческой деятельности, эти взгляды сходятся в следующем:
1.Ключевой характеристикой творчества является принципиальная новизна создаваемого продукта. Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Продуктом художественного творчества может являться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение, танец и т. п.
2.Творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за рамки существующей системы.
3.Основным критерием творчества является уникальность его результатов.
4.Результат творчества непредсказуем, его невозможно непосредственно вывести из имеющихся начальных условий.