Курсовая с практикой на тему Использование метода проектов с целью повышения мотивации обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы развития мотивации к учению в
процессе проектной деятельности младших школьников. 5
1.1 Содержание и структура мотивации личности в учебной
деятельности 5
1.2. Проектная деятельность и этапы ее организации в
начальной школе. 8
Глава 2. Исследование мотивации к учебной деятельности
младших школьников 16
2.1 Диагностика уровня мотивации младших школьников в учебном
процессе 16
2.2 Анализ результатов исследования. 19
2.3 Рекомендации по использованию проектной деятельности для
развития мотивации к учебной деятельности младших школьников. 23
Заключение. 26
Литература 28
Введение:
Актуальность
исследования. Одна из важных задач, которая стоит
перед психологией и педагогикой, заключается в формировании активной личности,
которая будет мотивированна на деятельную жизненную позицию. В связи с этим необходимым
считается изучение роли мотивации в учебной деятельности. Отмечается, что
становление субъекта деятельности, который способен сознательно ставить
жизненные цели и добиваться их, обеспечивается мотивацией достижения,
отражающей ценностное отношение индивида к себе как к личности и к учебной
деятельности.
На актуальность изучения так же указывает
тот момент, что в период младшего школьного возраста формирование такого
качества как мотивация представляется в группе социально важных, поскольку
оказывают влияние на реализацию личности в социуме, построение межличностных
отношений, достижений в поставленных целях и т.п. При этом, выполнение творческих
проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное
использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и
опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой
личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления
личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких
ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и
требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели,
умение работать в команде.
Степень
изученности темы исследования. Проблема мотивации,
мотивов поведения и учебной деятельности одна из стрежневых в психологии.
Большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н.
Леонтьев, Д.И. Узнадзе), так и зарубежных авторов (Г. Холл, Л. Мюррей, А.
Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) посвящено изучению и разработке вопроса мотивации.
Среди отечественных ученых проблемой развития положительной мотивации в учебной
деятельности в младшем школьном возрасте занимались В.С. Выготский, В.В.
Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Общие вопросы сущности познавательного
интереса к обучению раскрываются в трудах таких исследователей как С.Л.
Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, К.С. Платонов и
др. Метод проектов при развитии познавательной активности и исследовательских способностей
в процессе учебной деятельности изучается в трудах таких исследователей как
П.Р. Атутов, В.М. Казакевич, Е.М. Муривьев, М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко и
многих других.
Целью
курсовой работы является изучение особенностей развития
мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте в процессе
использования метода проектов.
Поставленная цель предполагает решение
следующих задач исследования:
1. Изучить содержание и структуру
мотивации личности в учебной деятельности.
2. Охарактеризовать основы проектной
деятельности и этапы ее организации в начальной школе.
3. Провести диагностику уровня мотивации
младших школьников в учебном процессе.
4. Проанализировать результаты
исследования.
5. Составить рекомендации по использованию
проектной деятельности для развития мотивации к учебной деятельности.
Объектом
исследования выступает процесс развития мотивации к
учебной деятельности.
Предметом
исследования является метод проектов как средство
развития мотивации младших школьников к учебной деятельности.
Методы
исследования, примененные в работе следующие:
1. Теоретический (анализ, синтез и
обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический (анкетирование,
тестирование младших школьников).
3. Количественный и качественный анализ
полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и
задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической),
заключения и списка литературы.
Заключение:
Вопрос об отношении учебной деятельности и
развития младших школьников можно назвать центральным, так как без него нет
возможности поставить и решить проблемы педагогической психологии. Данный
вопрос остается актуальным и в современном обществе. Многие теоретические и
практические проблемы современной педагоги и педагогической психологии могут
быть решены в зависимости о того, насколько разносторонне и глубоко
рассматриваются проблемы развивающего обучения.
Особенности обучения в
современной школе во многом определяются все нарастающим объемом информации,
интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением
учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют
соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также
здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто
испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе
обучения, приводящие к подрыву здоровья. Поэтому важно стремиться к такой
научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы
ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в
себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи
обучения.
Формирование учебной мотивации младших
школьников считается одной из центральных проблем современной школы. А ее
актуальность определяется обновлением содержания обучения, которая привела к
выходу задач формирования приемов самостоятельного получения знаний и развития
активной жизненной позиции на первый план. Помимо того, основные проблемы в
сфере обучения и воспитания вызваны отсутствием мотивов у младших школьников
получать знания, что оказывает влияние на снижение базовых показателей
образованности и воспитанности детей.
Итак, в ходе эмпирического исследования мы
провели диагностику адаптации первоклассников в количестве 18 человек возрастом
7-8 лет по двум методикам: «Беседа о школе» (Н.Г. Лусканова), «Что мне нравится
в школе» (А.И. Баркан, Ю.А. Полуянов). Выбранные методики в комплексе позволят оценить
уровень мотивации младших школьников.
Результаты диагностики уровня мотивации к
учебной деятельности школьников показали, что большинство детей положительно
относится к школе и учебным занятиям. Меньшая часть детей имеет высокий и
хороший уровень мотивации. И, к сожалению, чуть меньше половины детей
высказывают негативное отношение к учебе и низкую мотивацию к образовательной
деятельности. Методика «Что мне нравится в школе» показала, что чуть больше
половины детей уровень мотивации к познавательному процессу высокий. Но у
многих от остается на низком уровне, а у некоторых детей вообще отсутствует.
Результаты эмпирического исследования показали необходимость повышения
мотивации к обучению в школе для детей младшего школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития мотивации к учению в
процессе проектной деятельности младших школьников
1.1 Содержание и структура мотивации личности в учебной
деятельности
Проблема мотивации в отечественной психологической
науке активно изучается и обсуждается с середины 70-х годов прошлого века. На
сегодняшний день она остается актуальной. На наш взгляд такое положение
объясняется тем, что существует необходимость внедрения в практику исследования
психологов, определение поведения человека в реальности, важно познания его
закономерностей и раскрытие связи внутренних и внешних мотиваций человека с
социальной составляющей.
Следует заметить, что мотив
представляет собой внутреннюю устойчивую психологическую причину поведения или
поступка человека. Другими словами, это то, что побуждает человека к какой-либо
деятельности, придавая ей осмысленности. Так же можно сказать, что мотивом
выступает материальный или нематериальный предмет, направляющий деятельность
человека, вызывая его на действие. В науке такая характеристика считается
мотивацией [24].
Определим понятие мотивации. Так,
мотивация является составной частью структуры личности, психологической
движущей силой, которая способствует сохранению активности человека для
достижения какой-либо цели. Однако анализируя такое понятие как важный элемент
структуры личности индивидуума, можно увидеть, что существует определенные
расхождения в определении деталей данного понятия. Такие расхождения являются
своего рода проблемой в психологической науке. Попробуем конкретизировать
выдвинутое предположение.
Теоретическая психология определения
мотивации имеет два направления – потребность и предмет. Отечественная
психологическая наука предполагает, что нецелесообразно противопоставлять эти
понятия, склоняясь к мнению о том, что мотив побуждает к активности для
удовлетворения определенной потребности [17].
Заметим, что мотив часто путают с
потребностью. Рассмотрим эти понятия на примерах. Так, человек проголодался и
хочет есть. Голод представляет собой физиологическую потребность. А само
желание поесть и является мотивом. То есть, мотивация для удовлетворения своей
физиологической потребности – это удовлетворение чувства голода.
Следует отметить, что мотивация
является сложным психологическим понятием, поэтому его трактовка достаточно
разнообразна. Рассмотрим несколько определений мотивации:
1. Мотивация является побуждением к
действию.
2. Мотивация представляет способность
человека удовлетворять свои потребности при помощи деятельности.
3. Мотивация считается
психофизиологическим процессом, руководящим поведением индивида [20].
При этом, мотивация может быть как
негативной, так и позитивной. Объясним на примере. Так, если ребенок не слушает
родителей, то его мотивация основывается на отрицательные эмоции в ожидании
наказания. Если же он выполнил то, что ему поручили, то мотивация основывается
на ожидание поощрения.
А.Н. Леонтьев рассматривает мотив
как цель, предмет. Мотив — это объект, который отвечает той или иной
потребности и который в той или иной форме, отображаясь субъектом, ведет его к
деятельности. Воплощение потребности в предмет содействует преобразованию ее в
мотив. Собственно, предмет и привносит направленность человеческим побуждениям,
а самим побуждениям – смысл [18].
Существует несколько источников
мотивации:
1. Внешняя мотивация, которая не
связывается с какой-либо деятельностью, а обуславливается внешними для человека
признаками (сюда относится, например, обучение в университете с целью получения
диплома).
2. Внутренняя мотивация, связанная с
деятельностью, но не учитывающая внешние факторы (например, обучение в
университете с целью получения знаний.
3. Устойчивая мотивация, основанная
на физиологических потребностях человека (утоление голода, жажды и др.)
4. Неустойчивая мотивация, требующая
внешней поддержки (например, бросить курить, похудеть или набрать вес) [3].
Таким образом, необходимо учитывать
многообразие толкования понятий мотивации, важно рассматривать определение
термина «мотив» учеными-психологами. Это позволит нам составить полную картину
о сложной структуре мотивации личности.
Что касается учебной деятельности, то
она представляет собой специфическую разновидность учения, которая
характеризуется специальной организованностью для достижения совершенствования
и саморазвития субъекта, получения им системных знаний и т.п. В связи с этим
учебная мотивация представляет собой частный вид мотивации, который включается
в деятельность процесса обучения [19].
Следует отметить, что учебная
мотивация имеет ряд специфических факторов, которые обуславливаются обучающим
процессом. Среди них выделяются следующие:
1. Обусловленность самой
образовательной системой, образовательной организацией, в которой протекает
учебная деятельность.
2. Особенность организации
образовательное процесса.
3. Субъектные особенности
обучающихся, такие как возраст, пол, интеллектуальное развитие и т.п.
4. Субъектные особенности педагогов и
система его отношения к обучающимся.
5. Специфика отдельной учебной
дисциплины [22].
Учебная мотивация отличается
системностью, она также имеет направленность, устойчивость и динамичность.
Отмечается, что учебная деятельность школьников побуждается определенными
мотивами, в которых преобладают или внутренние мотивы, которые связаны с содержанием
самой деятельности и ее выполнением, либо же на первый план выходят широкие
социальные мотивы, которые основываются на потребности старшеклассника занять
определенную позицию в системе общественных отношений [10].