Курсовая с практикой на тему Использование метода проектов при обучении монологическому высказыванию на английском языке учащихся средней школы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы обучения монологическому
высказыванию на английском языке учащихся средней школы.. 6
1.1. Сущность понятия «монологическая речь». 6
1.2. Особенности обучения монологическому высказыванию на
английском языке учащихся средней школы.. 11
Глава 2. Методические основы использования метода проектов
при обучении монологическому высказыванию на английском языке учащихся средней
школы 18
2.1. Метод проектов как способ реализации деятельностного
подхода в обучении иностранного языка. 18
2.2. Организация проектной деятельности при обучении
монологическому высказыванию на английском языке учащихся средней школы.. 22
Заключение. 29
Список использованной литературы.. 31
Приложения. 37
Введение:
Совершенствование
Российской образовательной системы с учетом потребностей современного быстро
меняющегося общества находит отражение в Федеральных государственных
образовательных стандартах.
Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования,
утвержденному приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897,
применительно к дисциплине «Иностранный язык», одним из предметных результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования
является формирование и совершенствование монологической речи.
Обучение монологической
речи связано с различными трудностями, которые учитель должен помочь преодолеть
обучающимся. В первую очередь, трудности связаны с тем, что для монологического
высказывания необходимы комплексные знания английского языка.
Для того чтобы грамотно
составить монолог, обучающийся должен знать грамматические правила: уметь
пользоваться правилами употребления артиклей, видовременной системой
английского языка, общими грамматическими правилами; уметь употреблять
лексические средства связи предложений в тексте; уметь пользоваться повторами и
эквивалентными заменами.
Овладение умением
составлять монологическое высказывание представляется трудным для большинства
обучающихся, даже для тех, кто успешно овладевает другими видами речевой
деятельности. Также коммуникативная направленность обучения английскому языку в
современной средней общеобразовательной школе подчеркивает важность овладения
данным видом речевой деятельности.
Изучению методике
развития монологической речи учащихся на уроках иностранного языка посвящены
труды таких ученых как: И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, И.Л. Бим, Е.Н.
Соловова, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, В.М. Филатов, J. C. Richards, S. Thornbury.
Процесс развития
монологической речи напрямую зависит от эффективности выбранной методики и
средств обучения. Планируя урок, учитель должен стремиться создать все
возможности для развития индивидуальности каждого ученика. Одним из методов
развития монологической речи учащихся средних классов на уроках иностранного
языка является метод проектов.
Использование данного
метода позволяет отойти от авторитарного стиля обучения и переориентирует
работу учащихся на самостоятельность, на приоритет деятельности
исследовательского, поискового, творческого характера. Таким образом, актуально
использование метода проектов при обучении монологическому высказыванию на
уроках английского языка. У обучающихся появляется возможность использовать
собственный опыт при составлении монологических высказываний, проявить
инициативу как на этапе выбора темы и проблемы проекта, так и на этапе решения
проблемы и представления результатов.
Несмотря на
многочисленные преимущества, метод проектов не является распространенным
средством формирования навыков монологической речи. Причиной этого является то,
что организация проектной деятельности – сложная задача для учителя. Учителю
необходимо сохранять роль независимого консультанта. Успех работы над проектом
во многом зависит от грамотного планирования и организации деятельности ученика
и учителя в их тесном сотрудничестве. Следовательно, необходимо знать все
требования к использованию проектной методики и особенности применения метода
на практике.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития
монологической речи на основе применения метода проектов.
Объект:
процесс развития монологической речи на уроке иностранного языка в средних
классах.
Предмет:
методика развития монологической речи на основе посредством использования
методов проекта в средних классах.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что если организовать
обучение иностранному языку через метод проектов как условие деятельностного
подхода, то это эффективно повлияет на формирование монологической речи у
обучающихся.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность
понятия «монологическая речь».
2. Изучить особенности
обучения монологическому высказыванию на английском языке учащихся средней
школы.
3. Рассмотреть метод
проектов как способ реализации деятельностного подхода в обучении
4. Раскрыть особенности
организация проектной деятельности при обучении монологическому высказыванию на
английском языке учащихся средней школы.
Теоретическую основу
исследования составили работы ведущих учёных по
методике обучения иностранным языкам: Е.Н. Солововой, Е.И. Пассова, С.Ф.
Шатилова; работы по обучению грамматике Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной, Е.А.
Маслыко и др.; работы по использованию новейших образовательных технологий,
выступающих в качестве средств развития иноязычных речевых умений А.Н. Шамова,
П.В. Сысоева и др.
Основные методы,
которые были использованы в работе: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования, наблюдение.
Практическая значимость
работы: материалы исследования могут быть использованы в
практике преподавания иностранного языка в средних классах, так как подобранные
задания позволяет добиться успешных результатов в процессе развития
монологической речи.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Проблема формирования и
развития умений монологического высказывания в средней школе становится
особенно актуальной в практике преподавания. Под монологической речью понимается
речь одного лица, состоящая из ряда логически, последовательно связанных между
собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием и
целью высказывания.
Свойствами
монологического высказывания являются: относительно непрерывный характер
высказывания; последовательность и логичность; смысловая завершенность и
коммуникативный характер; определённая тематика высказывания и синтаксическая
усложненность.
Одним из методов обучения
монологическому высказыванию на английском языке учащихся средней школы
является метод проектов. Метод проектов является самостоятельно планируемой и
реализуемой обучающимися работой, в которой речевое общение вплетено в
интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Основной характеристикой
метода проектов является необходимость обучающихся самостоятельно выявлять
проблемы, определять цели, задачи и наиболее оптимальные пути их решения, а
также искать и анализировать информацию, необходимую для решения поставленной
проблемы.
Отличительной чертой
метода проектов является обязательное наличие продукта деятельности в качестве
результата проектной деятельности обучающихся, решение практической проблемы.
Чтобы достичь такого результата необходимо сформировать у обучающихся умение
мыслить самостоятельно, опираться на уже имеющиеся знания из разных областей и
добывать новые знания.
Метод проектов
основывается на деятельностном подходе. В отличие от традиционной формы урока,
проектный режим работы позволяет включить каждого обучающегося в деятельность,
сделать не пассивным слушателем и исполнителем чужого замысла, а инициатором
собственных идей.
Как и при использовании
любого метода в учебном процессе, одним из наиболее важных принципов является
учет возрастных потребностей обучающихся. Метод проектов является наиболее
эффективным и обоснованным при обучении подростков. Это объясняется возрастной
психологией подростка. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является
общение со сверстниками. Проектный режим работы обеспечивает тесное взаимодействие
между участниками проектной группы, позволяет реализовать возрастные
потребности обучающихся. Кроме того, в силу возрастных особенностей у
подростков могу возникать затруднения при выступлении на публике.
При использовании метода
проектов для формирования навыков монологической речи у обучающихся появляется
возможность постепенно привыкнуть к коллективу и к необходимости таких
выступлений. Работа в проектном режиме над созданием монолога позволяет создать
языковую среду, максимально приближенную к естественной. Обучающиеся
взаимодействуют с учителем, друг с другом на изучаемом языке, при этом их
общение становится менее формальным. Кроме того, процесс создания монолога
аналогичен процессу работы над учебным проектом, что позволяет с легкостью
использовать его при обучении монологическому высказыванию.
Таким образом,
использование метода проектов является неотделимой частью процесса обучения
иностранному языку учеников среднего звена, ведь, выполняя проект, учащиеся не
только самостоятельно и творчески подходят к созданию продукта проектной
деятельности, но и развивают навыки монологической речи. Это позволяет сделать
вывод, что метод проектов – один из лучших методов, направленных на
совершенствование монолога у школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы обучения монологическому высказыванию на английском языке учащихся
средней школы 1.1. Сущность понятия
«монологическая речь»
Коммуникативная цель
является одной из важнейших целей обучению иностранному языку, которая трактуется,
как обучение устной и письменной иноязычной речевой деятельности. Так, Е.И.
Пассов понимает под говорением продуктивный вид речевой деятельности,
посредством которого осуществляется устное общение. Выделяются две формы речи:
монологическая и диалогическая. Под диалогической речью понимают разговор двух
и более человек, в то время как под монологом понимается речь одного лица,
обращенной к самому себе и не рассчитанной на реакции слушателей либо
собеседников [28].
Изучением монологической
речи как одного из видов речевой деятельности занимались такие ученые, как Н.В.
Долгалова, О.А. Нечаева, О.Г. Резель, А.К. Артыкбаева, Л.И. Новожилова и
другие.
В методической литературе
выделяют целый ряд подходов к понятию монологической речи. Например, Е.С. Пассов
полагает, что монологической и диалогической речи как таковых не существует, а
существуют только высказывание на разных уровнях – на уровне слова, словосочетания,
фразы, а также сверхъединства и текста (которые относятся к монологической
речи), с одной стороны; и с другой – существует взаимодействие с другими людьми
как внутренний механизм жизни коллектива [28].
Кроме этого, выделяют ряд
других понятий монологической речи. К примеру, Н.А. Карманова дает следующее
понятие: «монолог – это большая или меньшая часть диалога, всегда
предполагающего наличие собеседника» [15].
Г.В. Рогова в свою
очередь полагает, что монолог – это форма устного связного высказывания,
изложение мыслей одним лицом [33].