Курсовая с практикой на тему Использование метода проекта по курсу «Окружающий мир» как средства развития учебного сотрудничества в 1 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы использования метода проектов как средства развития учебного сотрудничества младших школьников 5
1.1. Сущность метода проектов: основные термины и характеристики в образовательном процессе 5
1.2. Особенности организации сотрудничества младших школьников 11
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению особенностей использования метода проектов по курсу «окружающий мир» как средства развития учебного сотрудничества первоклассников 19
2.1. Диагностика сформированности учебного сотрудничества 19
2.2 Рекомендации для педагогов по использованию проектной деятельности как средства развития учебного сотрудничества в 1 классе на уроках окружающего мира 24
Выводы по главе 2 27
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 33
Введение:
Актуальность исследования относительно использования метода проекта по курсу «Окружающий мир» как средство для развития учебного сотрудничества в 1 классе, обусловлено несколькими факторами. Так, в соответствии с ФГОС НОО основной целью школьного образования является подготовка учащихся к самостоятельной практической деятельности, развитие которой зависит от активного формирования у младших школьников способности реализовывать универсальные учебные действия. Так же важно научить младших школьников самостоятельно находить правильное решение на возможные творческие и учебные проблемы.
Чтобы достичь цели современного начального образования, которая заключается в воспитании и развитии личности младшего школьника в процессе обучения, необходимо использовать современные более эффективные методы и приёмы обучения. К таким методам относится метод проекта, который:
• способствуют формированию активной и самостоятельной жизненной позиции учащихся;
• способствуют развитию универсальных учебных действий учащегося, таких как, коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные действия;
• способствуют формированию компетенции: умения, знания, навыки и форма поведения, обоснованные опытом их применения в практической деятельности;
• ориентированы на развитие познавательного интереса учащихся;
• способствуют формированию реализации принципа взаимосвязи обучения и жизненной деятельности.
Педагоги всего мира проводят множество исследований в области метода проектов, например, зарубежные и отечественные педагоги Д. Дьюи, Н.В. Иванова, Л.А. Громова, Н. Матяш.
Достоинством метода проекта является положительное влияние на формирование самостоятельности учащихся, развитие коммуникативных и социальных навыков у учащихся в процессе работы в группе, приобретение опыта в исследовательской и творческой деятельности.
Объект исследования: метод проекта по курсу «Окружающий мир» в 1 классе.
Предмет исследования: организация проектной деятельности учащихся в 1 классе по курсу «Окружающий мир», как средство для развития учебного сотрудничества.
Цель исследования: исследовать актуальность использования метода проекта по курсу «Окружающий мир» как средство для развития учебного сотрудничества в 1 классе.
Задачи:
1. Выявить сущность метода проекта и изучить его теоретические основы;
2. Выявить особенности организации сотрудничества младших школьников;
3. Изучить методы диагностики сформированности учебного сотрудничества у младших школьников;
4. Изучить рекомендации для педагогов по использованию проектной деятельности как средства развития учебного сотрудничества в 1 классе на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования и обобщение эффективного педагогического опыта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы из 36 источников и приложения.
Заключение:
Для достижения конкретных целей обучения необходимо использовать более эффективные для их реализации методы. Так с развитием общества и технологий, повышаются требования к человеку, из—за чего меняется учебный процесс в целом, а так же подходы и методы для реализации корректного обучения детей. К обучению школьников относится не только передача классических знаний, навыков и умений, но и социализация ребёнка, его подготовка взаимодействовать с другими людьми в различных ситуациях, и обучение находить неординарные решения в сложных ситуациях.
В связи со всеми нововведениями, в современных школах повысилось значение самостоятельной работы учащихся, а цель образования заключается в формировании основных компетенций. Для реализации всех перечисленных задач подходит метод проектов.
Сам термин «проектная деятельность» — это комплексный обучающий метод, позволяющий приблизить учебный процесс к индивидуальному подходу, что предоставляет учащимся возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Использование метода проекта в начальной школе способствует в достаточно простой для детей форме охватить все виды деятельности учащихся, так как предполагает познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни учащихся в школе и дома. Метод проекта отвечает интересам детей и способствует проведению исследований при минимальной помощи посторонних лиц.
Тема исследования, действительно актуальна, потому что проектная деятельность положительно влияет на развитие нестандартного мышления, навыков работы с различными источниками информации, коммуникативных УУД и сотрудничеству в группе. Использование данного метода качественно отличает учебный процесс от традиционной формы обучения, что соответствует стандартам современного поколения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы использования метода проектов как средства развития учебного сотрудничества младших школьников
1.1. Сущность метода проектов: основные термины и характеристики в образовательном процессе
В педагогике имеется два определения для метода проектов: метод проекта (Е.С. Полат, И.Д. Чечель) и метод учебного проекта (Н.Ю. Пахомова), которые предполагают единый метод применения, а именно, решение учебной проблемы и создание учебного проекта. Рассмотрим основные термины, которые применяются для характеристики проектной деятельности.
Метод проекта (или метод учебного проекта) — это система обучения, где учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения регулярно усложняющихся практических заданий (проектов).
Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчётных, графических и иных видов работ, которые выполняются учащимися самостоятельно, где основной целью является практическое или теоретическое решение значимой проблемы.
Проект основывается на концепции, которая заключается в прагматической направленности работы на результат. Чтобы достичь результат, решив поставленную задачу, необходимо активно развивать у учащихся умение самостоятельно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи и находить решение проблемы. Для этого следует привлекать учащегося к использованию своих знаний из различных областей, предполагать результат своей деятельности и последствия от использования различных вариантов решения [4, 8].
Основные критерии к методу проекта в учебной деятельности:
1. Проблема. Проект всегда предполагает разрешение конкретной проблемы, которая может быть учебной, профессиональной или социальной. При этом проблема должна быть интересна для учащихся в исследовательском плане относительно подбора информации и практического применения предполагаемого результата.
2. Проектирование предполагает планирование собственной и командной деятельности команды по разрешению установленной проблемы.
3. Поиск предполагает наличие исследовательской работы как обязательного условия проекта.
4. Продукт представляет практический результат работы проведённой над проблемой.
5. Презентация — это представление результата работы и его дальнейшая защита.
6. Портфолио — это комплект документов, где собраны все рабочие материалы по проектной деятельности (например, планы, графики и отчёты).
Учебный проект способствует организации целенаправленной деятельности учащихся, в процессе которой проявляется актуальность и систематизация полученных классическим методом школьных знаний. Таким образом происходит своеобразная проверка, выявление и новое восприятие полученных знаний. Учащиеся приобретают личный опыт от практического применения знаний и умений, применяется эмоционально-ценностный компонент процесса обучения, повышающий уровень результатов обучения. Формируется индивидуальный подход к познавательной деятельности, основанный на личностном опыте. Короткая по времени деятельность, результат которой виден сразу, приносит удовлетворение учащемуся [7, 12].
Два основных плана предъявления проекта: видимый для учащегося и «невидимый». Создавая или выбирая проект, преподаватель должен хорошо ознакомиться с используемым материалом, должен знать какие знания и умения потребуются от учащихся, какие личностные свойства могут проявить обучающиеся в процессе работы. Проектная деятельность используется для выявления и достижения конкретной педагогической цели и задач.
При проектной деятельности цель и задачи ученикам не сообщают поэтому работая над проблемой, учащиеся используют все резервы своих знаний, систематизируют знания, находят новую необходимую информацию. Учитель же может проводить консультации, необходимые лекции по новому материалу или объяснять незнакомые термины, понятия и закономерности. В некоторых случаях составляют и уточняют алгоритмы деятельности. Особенно использование алгоритмов востребовано в профессиональном образовании. Алгоритм предполагает действие с учётом определённых правил, предписаний и инструкций, что ограничивает возможность творчески подойти к данному действию. Новая информация предоставляется в моменты наибольшей потребности, что обуславливает его востребованность учащимися, которые сразу применяют их [3, 17].
План учебного проекта должен предполагать несколько компонентов:
1. Тема проекта;
2. Проблема, решаемая в проекте;
3. Цели и задачи проекта;
4. Планирование учащимися собственной деятельности на различных этапах;
5. Реализация практических действий и получение результата проектной деятельности;
6. Презентация проекта;
7. Рефлексия собственной деятельности.
Для педагога необходимо при этом учитывать явный план и «невидимый» план проектной деятельности, где учебный проект рассматривается в качестве дидактического средства обучения, выделяются педагогические цели, указываются темы программы в соответствии с учебным планом, которые изучаются с помощью проектной деятельности. В «невидимом» плане так же определяются рамки знаний и умений, которые предположительно должны быть усвоены в процессе реализации проекта [6, 9].
«Невидимый» план предполагает рассмотрение метода проекта относительно определения темы учебного курса:
1. Постановка целей и задач обучения, развития и воспитания;
2. Определение необходимого для реализации проекта уровня общих учебных и предметных знаний, умений и навыков учащихся;
3. Определение нового содержания по предмету, представленного учащимся при работе над проектом;
4. Определение новых для учащегося умений и навыков, которым они должны научиться в процессе проектирования;
5. Определение материально-техническое и информационное обеспечение занятия;
6. Определение организационной формы проведения занятий.
Особенностью метода проектов так же является обучение учащихся в группе. Часть проектов предполагает индивидуальное выполнение заданий, но чаще в проектах практикуется групповая работа, что способствует улучшению учебно-воспитательного эффекта от реализуемой деятельности. Групповые занятия повышают заинтересованность учащихся в достижении положительного результата, ведь качество и эффективность команды зависит от качества и эффективности работы каждого её члена. Внутренняя мотивация помогает развивать самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей [1, 18].
Учебный проект учащихся воспринимают, как возможность самостоятельно (или в группе) сделать интересную работу, проявить свои способности, используя знания и силы, а так же продемонстрировать полученный результат. Основным тезисом современной трактовки метода проекта можно считать знание учащихся, где найти необходимую информацию и как правильно использовать свои знания. Такое понимание метода проекта позволяет уровнять значимость академических знаний и практических умений.
Характерными признаками метода проекта являются:
1. Значимая активность учащегося и относительное участие педагога в процессе работы над проектом. Педагогу следует удерживаться от подсказок, если направление деятельности учащиеся в процессе проектирования не совпадают с правильным решением.
2. Самостоятельность учащихся в выборе и реализации действий в решении проблемы. Учащимся следует предоставить право на ошибку для получения практического опыта. Ошибка в практическом результате проектной деятельности предоставляет значительные возможности для анализа действий ученика и выявления уровня теоретических знаний, степени сформированности практических умений.
3. Практическое применение знаний. Данный пункт предполагает навык использовать информацию, не только ту, что регулярно используется, но и вспомнить ранее полученные знания. Если не проводить подобные действия, то информация, которая длительно не используется, забудется окончательно.
В соответствии с ФГОС НОО ученик является активным участником учебного процесса, а не пассивным. Поэтому метод проектов весьма актуален, ведь он позволяет отойти от традиционного обучения, где нормой является пассивность учащихся, и главная задача заключается в передаче детям стандартного набора готовых знаний [5, 30].
Рассмотрим виды учебных проектов, которые были предложены американским педагогом Е. Коллингсом:
• проекты игр — проекты, которые направлены на активное участие каждого учащегося в разных видах групповой деятельности, например: коллективные игры;
• экскурсионные проекты — проекты, которые направлены на решение проблемы проекта за счёт целенаправленного изучения окружающей природы и общественной жизни;
• повествовательные проекты — проекты, где главной целью является получение положительны эмоций от рассказа в самой разнообразной форме, например: рассказ, песня, музыкальный отрывок или сочинение;
• конструктивные проекты — проекты, которые направлены на получение материального результата, например: пирог, какао, конструирование декораций.
Учитывая основную деятельность, проекты бываю нескольких направлений:
• Исследовательские проекты. Характеризуются чёткой структурой, схожей со структурой научного исследования. Для осуществления такого проекта необходимо чёткое доказательство актуальности темы проекта, определения проблемы, задач, способов их решения, выделение результатов исследования и выводов.
• Игровые проекты. Они предполагают поиск решения поставленной задачи, который основывается на проблемах, поставленных перед учениками. В итоге каждый участник примеряет на себя определённую роль, например: персонажи сказок или социальные роли.
• Информационные проекты. Цель проекта — сбор, анализ и представление информации, которая необходима для решения выявленной проблемы.
• Творческий проект. От учащихся требуется умение находить нестандартные способы решения поставленной проблемы. Особенной чертой проекта является то, что оформляя работу учащиеся должны использовать свои творческие способности, предлагая нетрадиционные, новые варианты оформления результатов, например: журнал, газета или музыкальное представление.
По продолжительности учебные проекты бывают [10, 13]:
• Мини-проекты длительностью в один урок или менее. Разработка таких проектов наиболее продуктивна на уроках окружающего мира и русского языка.
• Краткосрочные проекты. Для выполнения такого проекта требуется не более одной недели. Осуществляют такой проект часто за несколько уроков, с помощью которых учитель координирует деятельность учащихся. Это необходимо из-из того, что основная работа по проекту осуществляется учениками дома: поиск информации, подготовка презентации.
• Недельные проекты рассчитаны на работу в группах в процессе проектной недели. На проект тратиться от 30 до 40 часов, учитель при этом принимает непосредственное участие. Необходимо основательное изучение проблемы проекта.
• Годичные проекты выполняются в группах или индивидуально. Часто такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ, но весь годичный проект — от определения проблемы и темы до его защиты, выполняется во внеурочное время учениками под руководством преподавателя.