Курсовая с практикой на тему Использование медико-социальных технологий в профилактической работе в дошкольных общеобразовательных учреждениях.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 6
1.1.Понятие и виды дошкольных образовательных учреждений 6
1.2.Понятие медико-социальной работы и технологий 10
1.3.Особенности медико-социальной работы в ДОУ 14
Глава 2.ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА №1» 18
2.1.Характеристика МБДОУ «Детский сад для детей раннего возраста №1» 18
2.2.Особенности медико-социальной работы в МБДОУ «Детский сад для детей раннего возраста №1» 24
2.3.Оценка эффективности использования медико-социальных технологий в МБДОУ «Детский сад для детей раннего возраста №1» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
В последние десятилетия резко ухудшилось состояние здоровья детей первых 7 лет жизни. По сведениям НИИ охраны здоровья и гигиены подростков и детей, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не больше 14% детей, число здоровых дошкольников – всего лишь 10%. Среди контингента тех детей, которые поступают в школу, больше 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные.
Государство гарантирует материальную и финансовую поддержку в воспитании детей детского раннего возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг образовательного дошкольного учреждения для всех слоев населения.
Для воспитания детей дошкольного возраста, укрепления и охраны их психического и физического здоровья, развития индивидуальных способностей и коррекции нарушений развития данных детей в помощь семье действует сеть образовательных дошкольных учреждений.
Образовательное дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Основная задача ДОУ — подготовить здоровых детей к обучению в школе. Главная задача взрослых – помощь в овладении навыками социализации.
Во многих образовательных дошкольных учреждений появляется отрицательная тенденция — дублируются задачи, цели, методы и формы начальной школы, практикуется раннее обучение чтению, письму, усложнены занятия по математике. При этом игнорируются возрастные объективные закономерности развития ребенка, которые характерны для дошкольного возраста, а следовательно, и его интересы. Это приводит к перегрузкам и переутомлению, негативно сказывается на состоянии здоровья, при этом взрослые недооценивают такое отрицательное последствие, как потеря интереса к учебе. Поэтому появляется необходимость использования здоровье сберегающего потенциала образовательных дошкольных учреждений.
Огромную роль в проведении социально-медицинской работы в отношении дошкольников сыграть должен социальный работник. Деятельность такого специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования зависит от возрастных особенностей детей-дошкольников. Предмет заботы социального сотрудника – потребности дошкольников, возможности их родителей, в особенности в тех случаях, когда поведение ребенка и его деятельность формируют проблему для воспитателей и сверстников или он терпит социальные и материальные лишения, на себя берет роль коммуникатора и посредника между семей и образовательным учреждением, родителями и ребенком, воспитателями и ребенком. Это особенно важно, если ребенок часто болеет или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, не ухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.
Сложился коллектив авторов, которые разрабатывают отдельные проблемы медико-социальной работы как составляющие будущей концепции. Это Валентик Ю.В., Зыков О.В., Сидоров П.И., Цеглин М.Г., Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Захаров А.И.
Объект курсовой работы – медико-социальные технологии в профилактической работе в дошкольных общеобразовательных учреждениях.
Предмет курсовой работы – отношения, которые возникают в процессе использования медико-социальных технологий в профилактической работе в дошкольных общеобразовательных учреждениях.
Цель курсовой работы – изучить особенности использования медико-социальных технологий в профилактической работе в дошкольных общеобразовательных учреждениях.
Задачи курсовой работы:
– изучить понятие и виды дошкольных образовательных учреждений,
– рассмотреть понятие медико-социальной работы и технологий,
– выделить особенности медико-социальной работы в ДОУ,
– дать характеристику МБДОУ «Детский сад для детей раннего возраста №1»,
– рассмотреть особенности организации медико-социальной работы в МБДОУ «Детский сад для детей раннего возраста №1»,
– определить эффективность использования медико-социальных технологий в МБДОУ «Детский сад для детей раннего возраста №1».
В курсовой работе использованы диалектический метод, который включает в себя исторический и логический способы познания, общенаучные методы исследования: анализ, синтез, дедукция, сравнение, обобщение, индукция и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Социально-медицинская работа – одно из важных направлений в деятельности социальных учреждений и особое место занимает в практическом здравоохранении. Повышение доли пожилых людей, количества больных хроническими заболеваниями, с особенностями их образа работы и жизни, выдвигает новые требования к оказанию социально-медицинской помощи, медицинской реабилитации.
Цель социально-медицинской работы – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с психопатологией и физиологических, а также социальным неблагополучием. Т.к. социальная работа и медицина не должны ограничиваться констатацией отсутствия или наличия у человека определенной болезни, социальной патологии или физических дефектов, в рамках социально-медицинской работы рассматриваются направления профилактики болезней, реабилитации и адаптации людей, которые перенесли заболевания и операции, пострадали от вооруженных, стихийных или техногенных бедствий. Специалист по социальной работе, который оказывает социально-медицинские услуги, является социальным врачом, его клиенты – больные, которые имеют социальные проблемы. В деятельности специалист по социальной работе решает вопросы улучшения показателей жизни своих клиентов – слабозащищенных слоев населения, нуждающихся в помощи.
Медицинское обслуживание детей осуществляется на основании «Договора на медицинское обслуживание воспитанников муниципального образовательного учреждения» между МБДОУ и детской Городской поликлиникой.
Медицинский персонал реализует деятельность по укреплению и сохранению физического развития и здоровья детей, проведению профилактических мероприятий, соблюдению санитарно-гигиенических норм, качества питания и режима дня.
Организации питания в детском саду уделяется особенное внимание, поскольку здоровье детей без рационального питания обеспечить невозможно. Для выполнения Типового рациона питания детей в ДОУ есть пищеблок, который оснащен современным электрооборудованием и техническим оборудованием, штатный состав работников полностью укомплектован.
Питание 4-х разовое, максимальное разнообразие рациона, адекватная кулинарная и технологическая обработка блюд и продуктов, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания – соблюдение санитарных требований к состоянию пищеблока, продуктам питания, их хранению, транспортировке, раздаче и приготовлению блюд. Контроль за витаминизацией блюд, качеством питания, кулинарной обработкой, закладкой продуктов питания, вкусовыми качествами пищи, выходом блюд, соблюдением сроков реализации и правильностью хранения продуктов питания, осуществляет старшая медсестра детского сада.
Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Необходимо стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло тот рацион, который получен в организованном коллективе. Для этого для родителей ежедневно предоставляют сведения о блюдах и продуктах, которые ребенок в течение дня получил в ДОУ, для чего в группах вывешиваются ежедневный рацион питания (меню).
В правильной организации питания детей огромное значение имеет создание эмоциональной и благоприятной окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены удобными столами, соответствующей посудой. Блюда детям подаются не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели детей приучают к опрятности и чистоте. Предельная наполняемость групп в ДОУ устанавливается согласно требованиям «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» и СанПиН.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1.Понятие и виды дошкольных образовательных учреждений
Современное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательно-образовательная работа с детьми.
Социокультурная значимость дошкольного образования определяется особенностями возраста. Так, возраст от трех до семи лет – это самый чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка. Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу будущего разностороннего развития ребенка. В этом и состоит значимость дошкольного образования.
В России дошкольное образование регулируется федеральным законом «Об образовании», который вступил в силу в 2013 году. Этот документ определяет формы и методы, содержание и принципы ДО (дошкольного образования), а также ожидаемые социокультурные и общественно-государственные результаты реализации программы. Федеральный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) является ориентиром для специалистов ДОУ, работников системы ДО, семей, широкой общественности.
Основными задачами ФГОС ДО определяет:
– Охрану жизни и укрепление психологического и физического здоровья детей от 2 месяцев до 7 лет, необходимую коррекцию недостатков в физическом или психологическом развитии.
– Сохранение и поддержку индивидуальности воспитанника, развитие индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала каждого ребенка.
– Формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств воспитанников, ответственности, самостоятельности и инициативности.
– Формирование предпосылок к дальнейшей успешной учебной деятельности в общих образовательных учреждениях системы образования.
– Обеспечение разнообразия и вариативности содержания программ дошкольного образования, методов и форм воспитания с учетом возрастных особенностей воспитанников, потребностей и способностей детей.
– Обеспечение возможностей для развития каждого дошкольника в период детства вне зависимости от пола, нации, языка, места проживания, социального статуса или других особенностей (в том числе ограниченных физических возможностей).
– Обеспечение межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия общественных и педагогических объединений.
– Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития дошкольника, оказание необходимой помощи родителям дошкольника по вопросам воспитания и обучения.
Система дошкольного образования в России – это воспитание, развитие и обучение, присмотр и оздоровление детей от 2 месяцев до 7 лет. Осуществляется дошкольное образование в ДОУ (детских образовательных учреждениях), но это не единственные компоненты системы. Еще есть городские и областные Управления дошкольного образования.
Современное частное и государственное дошкольное образование в Российской Федерации имеет основные характерные черты. Во-первых, система обеспечивает целостный характер учебно-воспитательного процесса, его воспитывающий и развивающий характер. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка. Кроме того, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества.
Целостность системы также обеспечивается преемственностью дошкольного и начального школьного уровней образования. Во-вторых, в учреждениях ДОУ обеспечивается комфортная эмоциональная обстановка и образовательная среда, разносторонне развивающая ребенка. Дети могут выбирать, как проявлять самостоятельность в соответствии с собственными склонностями и интересами. Это обеспечивается вариативностью и разнообразием образовательных программ дошкольного образования.
Учебно-воспитательный процесс в рамках системы ДО реализует сеть ДОУ. Наиболее распространенным учреждением данного типа является детский сад. Кроме того, в России существуют и другие виды ДОУ:
– Общеразвивающие ДОУ. Как правило, в общеразвивающих детских садах приоритетным выделяется одно или несколько направлений воспитания (например, интеллектуальное, физическое или художественное).
– Детские сады компенсирующего типа. Такие учреждения предназначены для детей с какими-либо отклонениями в развитии.
– ДОУ присмотра и оздоровления. В таких ДОУ приоритетно осуществляются оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия.
– Комбинированные учреждения. В состав комбинированного детского сада могут входить группы для детей с различными отклонениями, оздоровительные и общеобразовательные группы.
– Центры дошкольного развития. Это ДОУ, где равное внимание уделяется оздоровлению, психическому и физическому развитию, коррекции возможных отклонений всех воспитанников.
В рамках дошкольного образования в России воспитывается 63 % (5,8 млн) детей соответствующего возраста. При этом еще около миллиона детей числятся в очереди на получение места в ДОУ. Помимо привычных типов ДОУ, в настоящее время развитие получили группы кратковременного пребывания детей (интересно, что такие группы родители выбирают не вместо обычных детских садов, а параллельно с ними), дошкольные группы на базе школ или учреждений ДО, а также обучение детей в рамках семейного воспитания.
Основными принципами дошкольного образования в России являются:
– всестороннее развитие ребенка, отвечающее возрасту, состоянию здоровья, индивидуальные особенностям;
– решение образовательно-воспитательных задач в процессе совместной деятельности взрослых с детьми, а также самостоятельной деятельности воспитанников; взаимодействие с семьями (родители должны быть не сторонними наблюдателями, а принимать активное участие в реализации программы);
– максимальное приближение к разумному минимуму в образовательно-воспитательном процессе (это значит, что поставленные задачи нужно
– реализовывать только на необходимом и достаточном материале); обеспечение целостности образовательного процесса и так далее.