Курсовая с практикой на тему Использование компьютерных технологий при обучении математике в начальной школе, как способ активизировать познавательную деятельность учащихся.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения компьютерных технологий в образовательной сфере 5
1.1. Особенности использования компьютерных технологий при проведении современного урока математики в начальной школе 5
1.2. Основные направления использования компьютерных технологий при проведении уроков математики в начальной школе 12
Выводы по Главе 1 19
Глава 2. Исследование особенностей применения компьютерных технологий в начальной школе на примере уроков математики 21
2.1. Исследование особенностей познавательной деятельности школьников 21
2.2. Разработка рекомендаций по применению компьютерных технологий в начальной школе на уроках математики 27
Выводы по Главе 2 38
Заключение 39
Список литературы 40
Введение:
Актуальность исследования. Сегодня, в век новых современных информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом обучения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
У ребенка, который раньше начинает взаимодействовать с компьютером, уровень интеллектуального развития выше и больше проявляется интерес к математике, технике и английского языка, чем у тех детей, которые не знакомы с компьютером.
Использование компьютеров в учебном процессе также значительно повышают познавательный интерес ребенка к учебной деятельности.
Обновление содержания обучения в начальной школе привело к введению в курс математики уже в третьем классе буквенной символики, простейших алгебраических операций, отрезков и действий над ними, что требует сформированности логико-математических понятий, владения логикой умственных действий в процессе познавательной деятельности.
Проблема широкого использования компьютеров в учебном процессе вызывает повышенный интерес у отечественных ученых. Большой вклад в решение проблемы внесли российские и зарубежные ученые: Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, А.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Хантер и др.
Проблемы использования компьютеров в учебном процессе нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А. А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, И. Роберт, Б.С. Гершунский, Е.И. Машбиц, Н. Ф. Талызина и др.
Цель исследования — обосновать педагогические условия использования компьютерных технологий при обучении математике детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности использования компьютерных технологий при обучении математике детей младшего школьного возраста.
2. Определить педагогические условия и методику компьютерных технологий при обучении математике детей младшего школьного возраста.
Объект исследования — познавательная деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — использование компьютерных технологий при обучении математике в начальной школе, как способ активизировать познавательную деятельность учащихся.
Всего для проведения эксперимента были привлечены 20 детей учеников 3-го класса.
Заключение:
Работа исследовала одну из актуальных проблем современной методики преподавания математики в начальных классах — использование компьютерных технологий на уроках математики в начальных классах. Изучение и анализ ряда литературных источников, наблюдение за практикой в школе, проведение исследования в средней школе №2 позволили сделать следующие выводы и обобщения.
Математика в начальной школе имеет как практическое, так и теоретическое значение. Прежде всего курс математики начальных классов обеспечивает дальнейшее изучение математики в средних классах. Математические знания, приобретенные в начальных классах, нужны в повседневной жизни, при изучении других дисциплин, для понимания сообщений средств массовой информации. Младшие школьники получают начальные представления о тех принципах и законах, являются основой для математических факторов, которые изучаются. Важной задачей математики в начальных классах является развитие познавательных способностей у детей. Необходимо развить у них умение наблюдать и сравнивать, выделять черты сходства и различия в сравниваемых объектах, выполнять такие операции, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Использование компьютерных технологий при изучении школьной математики позволяет совместить высокие вычислительные возможности в процессе исследования различных функциональных зависимостей, освободив учеников от рутинных вычислений, с преимуществами графического представления информации, развития геометрической интуиции, графических навыков, эвристической деятельности, учета индивидуальных способностей и возможностей учащихся. Широкие возможности персонального компьютера как тренажера и контролирующего средства для формирования навыков и умений выполнения тождественных преобразований различных выражений, решение уравнений и неравенств в течение изучения всего школьного курса математики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты применения компьютерных технологий в образовательной сфере
1.1. Особенности использования компьютерных технологий при проведении современного урока математики в начальной школе
Цель современного образования заключается в общекультурном, личностном и познавательном развитии учеников, способном обеспечить такую ключевую компетенцию, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Анализ существующих подходов к оптимизации системы начального образования позволяет сделать вывод, что при их значительном разнообразии признается необходимость реализации общего образования во взаимосвязи функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития ребенка на основе формирования общих учебных умений, обобщающих способов действия, которые обеспечивают высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития личности .
Различные начальные математические понятия — оценки величин, числовые величины, разделение целого на части, о мере, о форме — формируются у детей в детском саду не изолированно, отдельно друг от друга, а, наоборот, во взаимосвязи. Формирование начальных математических понятий во взаимосвязи является эффективным и относительно положительного влияния на умственное развитие детей, на что в свое время обращал внимание К.Д. Ушинский. Он доказывал, что надо учить детей видеть предметы в различных взаимоотношениях .
Математические понятия начинают формироваться у ребенка благодаря действиям с предметами и осознанию значения этих действий, которые меняются при формировании понятий об оценке величин, знаний о форме и тому подобное. В то же время приобретает качественных изменений математическое развитие.
Как показывают исследования и педагогический опыт, эффективны занятия, что основаны на интеграции различных видов детской деятельности (игровой, конструктивной, двигательной, изобразительной, познавательной).
Так, формирование пространственной ориентировки следует осуществлять на комплексных занятиях по математике и физкультуре, музыкальному воспитанию, или по математике и изобразительной деятельности, конструированию. На таких занятиях ориентировка в пространстве является обязательным условием выполнения детьми команд (инструкций).
Закрепление знаний и умений детей по счету, измерениям будет результативным, если оно направлено для использования в игровой, трудовой деятельности и т.д.,
Особое место в организации обучения математике занимает планирование учебно-воспитательной работы на занятиях и вне их. Планирование осуществляется в соответствии с такими дидактическими требованиями .
1. Начальные математические знания необходимо формировать во взаимосвязи, связывая одно понятие с другим. Так, ознакомление детей с числом и счетом возможно только на основе представлений о множестве и овладения навыками непосредственного сравнения конкретных множеств, Кроме того, понятие о числе остается неполным, если дети не умеют измерять, не понимают зависимости количества измерений от степени. Практические действия по разделению целого на части, понимание отношений «часть — целое» можно использовать при решении арифметических задач как обобщенный способ выбора арифметического действия.
2. При планировании следует учитывать сочетание образовательных, развивающих и воспитательных задач. Воспитательная функция обучения предусматривает совершенствование познавательных психологических процессов и черт личности детей, необходимых для обучения, формирования у них позитивного отношения к учебной деятельности.
3. Перспективный и календарный планы работы предусматривают использование математических знаний в повседневной деятельности и на других занятиях. Так, определенная работа планируется на таких занятиях: физкультурных, музыкальных, по изобразительной деятельности и развития речи.
4. В процессе обучения математике значительное внимание следует уделять развитию у детей практических навыков, а также умений, навыков мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения. Воспитатель должен помнить о том, что умственные действия и операции складываются постепенно на основании практических действий с предметами. Действия с предметами — необходимый момент, начало познания предметов.
При этом действия должны соответствовать знаниям, которые усваиваются детьми. Так, для усвоения знаний о размере нужно сформировать умение сравнивать предметы друг с другом по размерам непосредственным сравнением на глаз или измерением.