Курсовая с практикой на тему Использование кейс-технологий на уроках математики в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты использования кейс-технологий на уроках математики в начальной школе 5
1.1 Кейс-технология как способ активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся 5
1.2 Учет психолого-педагогических особенностей младшего школьника в применении кейс-технологий 8
ГЛАВА 2. Экспериментальное использование кейс-технологий на уроках математики в начальной школе 13
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления младших школьников 13
2.2 Содержание кейс-технологий на уроках математики 17
2.3 Обсуждение результатов экспериментальной работы 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….…27
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что глобальные изменения в организации современной жизни обусловили иной социальный запрос к результатам образовательного процесса. Если традиционная образовательная парадигма предполагала, что учащиеся по итогам педагогического процесса должны были получить перечень необходимых знаний, то современное образование своей целью предполагает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию [10].
Введение стандартов второго поколения [11] требует от урока математики обеспечения условий для активизации самостоятельной познавательной деятельности. Добиться этого можно путем внедрения активных технологий обучения, одной из которых является кейс-технология. Ее использование обеспечивает развивающую среду, в которой складываются наилучшие условия для развития познавательной деятельности, в частности для развития логического мышления. Мышление выступает основой познавательного процесса человека, поэтому так важно обеспечить все необходимые условия для развития логического мышления у младших школьников. Логическое мышление лежит в основе научного познания, и позволяет детям, как успешно усваивать школьную программу, так и развиваться в интеллектуальном отношении, уметь отстаивать свою точку зрения, выбрать наиболее конструктивный вариант реакции на событие и пр.
Учитывая сказанное, в качестве темы для курсового исследования мы определили: «Использование кейс-технологий на уроках математики в начальной школе».
Объект исследования: кейс-технология в математическом образовании младших школьников.
Предмет исследования: использование кейс-технологий на уроках математики в начальной школе как средство развития логического мышления учащихся.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить результативность использования кейс-технологий на уроках математики в начальной школе как средства развития логического мышления учащихся.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления младших школьников будет проходить результативнее, если использовать кейс-технологии на уроках математики в начальной школе.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть кейс-технологии как способ активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
2. Охарактеризовать учет психолого-педагогических особенностей младшего школьника в применении кейс-технологий.
3. Провести диагностику уровня развития логического мышления младших школьников.
4. Подобрать содержание кейс-технологий для уроков математики в начальной школе.
5. Провести обсуждение результатов экспериментальной работы.
Методы исследования:
— теоретические методы исследования: теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение;
— эмпирические методы исследования: тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка данных.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
По итогам выполнения курсовой работы нам удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить результативность использования кейс-технологий на уроках математики в начальной школе как средства развития логического мышления учащихся.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены кейс-технологии как способ активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
— был охарактеризован учет психолого-педагогических особенностей младшего школьника в применении кейс-технологий;
— была проведена диагностика уровня развития логического мышления младших школьников;
— было подобрано содержание кейс-технологий для уроков математики в начальной школе;
— было проведено обсуждение результатов экспериментальной работы.
Таким образом, качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что развитие логического мышления младших школьников будет проходить результативнее, если использовать кейс-технологии на уроках математики в начальной школе.
В заключение отметим, что курсовая работа имеет также практическую значимость. Практическая значимость исследования состоит в составлении кейс-технологий для уроков математики в начальной школе. Данные кейс-технологии могут быть использованы в учебном процессе с младшими школьниками.
Фрагмент текста работы:
Кейс-технология относится к активным методам обучения, поэтому можно так сформулировать определение кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (кейсов) [1].
Впервые об использовании технологии кейсов в образовании заговорили в двадцатые годы прошлого столетия. Эта технология была применена в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году, после того как педагоги осознали, что на данном этапе у них нет учебных материалов, которые бы подходили для обучения аспирантов. Было принято решение провести интервью с передовыми практиками бизнеса и составить детальные отчеты о деятельности этих менеджеров и обстоятельствах, оказывающих влияние на их работу. Аспирантам предоставляли описание конкретной ситуации, возникшей во время работы реальной организации. Они должны были изучить проблему и индивидуально или после коллективного обсуждения предложить ее решение. Так и зародилась кейс-технология – технология анализа конкретных ситуаций [9].
Суть кейс-технологии заключается в организации образовательного процесса на основе так называемого, «кейса» – подробно описанной какой-либо реальной ситуации, содержащей практическую проблему. Обучающимся нужно проанализировать эту ситуацию, найти возможный вариант решения обозначенной проблемы, определить совокупность знаний и умений, необходимых для решения данной проблемы и выполнить действия по ее решению. Ситуация при этом понимается как совокупность обстоятельств, положение, обстановка [13].
Проблемная ситуация в педагогике рассматривается как состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для ответа на возникший познавательный вопрос; в психологии – как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием для хода мысли».
Технология кейсов способствует развитию следующих умений:
— анализа ситуации;
— оценки альтернативных вариантов;
— выбора оптимального варианта;
— составление плана реализации выбранного варианта [16].
И если в течение учебного года такой подход применяется многократно, то у учащихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
В структуру кейса включают:
— описание ситуации из реальной жизни; при необходимости концептуальное обоснование; представление контекста ситуации – хронологического, исторического, место и особенности действия или участников ситуации;
— комментарии автора представленной ситуации;
— комплекты вопросов и заданий для работы с кейсом;
— методические рекомендации для работы с кейсом;
— цели, на достижение которых направлено его использование;
— указание целевой группы, для которой разработан кейс;
— необходимые приложения [14].
Приложением к описанию ситуации могут быть аудио- и видеоматериалы, фотографии, рисунки, материалы на электронных носителях.
Классификацию видов «кейса» и их функциональное назначение в образовательном процессе можно представить в виде таблицы 1.