Курсовая с практикой на тему Использование исторического материала при обучении математике младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.. 5
1.1 Особенности исторического материала, изучаемого на
уроках математики в начальной школе. 5
1.2 Из истории головоломок с неповторяющимися цифрами. 12
1.3 Из истории задач о переливании жидкостей. 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.. 17
2.1. Методика использования исторического материала на
уроках математики в начальных классах. 17
2.2 Использование исторического материала на уроках
математики. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 46
Введение:
Народная мудрость гласит,
что, не зная прошлого, невозможно понять смысл настоящего и цель будущего. Это,
конечно, относится и к математике. В учебной математической литературе, в
учебниках всегда уделялось внимание старинным задачам различных народов и эпох,
так как считалось, что элемент историзма облегчает обучение, повышает
познавательную активность. К историческому материалу мы относим задачи с
интересным содержанием или интересными способами решения, математические игры и
пр.
Проблему использования исторического
материала на уроках математики можно решать различными способами, методами,
приёмами, технологиями обучения.
В нашей работе мы будем
затрагивать вопросы использования исторического материала на уроках математики.
Объект исследования
–процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет
исследования–использование исторического материала на уроках математике в
начальной школе.
Цель исследования –
рассмотреть применение исторического материала на уроках математики в начальной
школе.
Для достижения цели, нами
были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать
школьные учебники по математике на наличие исторического материла.
2. Рассмотреть основные
формы организации и средства обучения при использовании исторического
материала. 3.Разработать методические рекомендации по использованию
исторического материала на уроках математики. Методы исследования:
1.Теоретический анализ
учебной, учебно–методической литературы.
2.Обобщение
педагогического опыта учителей начальной школы.
Теоретическая значимость
работы состоит в том, что раскрыты основные теоретические положения по
использованию исторического материала на уроках математики.
Практическая значимость
работы состоит в том, что подобран историко-математический материал для
выполнения математических заданий, предложены методические рекомендации
учителям по использованию исторического материала на уроках математики,
разработана технологическая карта по теме «Умножение».
Структура работы состоит
из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованного
источников.
Заключение:
Увеличение
умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как
поддержать у учащихся интерес к изучаемым предметам, развивать их
любознательность. Для этого необходимо использовать такие средства активизации,
как разнообразие учебного содержания. Для формирования познавательной
активности целесообразно использовать межпредметные связи.
Включение
исторического материала в процесс изучения курсаматематики необходимо, так как
оно способствует повышению общего уровня культуры учащихся, расширению
кругозора, укреплению познавательного интереса, а также углублению понимания
изучаемого фактического материала.
При анализе школьных
учебников по математике мы пришли к выводу, что в настоящее время авторы не
всех учебников используют достаточное количество исторического материала к
темам школьного курса, не все знакомят учащихся с историческими личностями. К
сожалению, в некоторых учебниках недостаточно старинных и исторических задач, а
также сведений из истории, хотя их использование могло бы способствовать
повышению познавательного интереса учащихся к урокам математики.
В процессе исследования
нами были разработаны брошюры,в которых представлены, как познавательные задачи
исторического характера, так и дополнительный исторический материал для уроков
математики.
Исходя из результата
проведенного педагогического исследования, мы сделали вывод, что использование
исторического материала на уроках математики в начальных классах будет
эффективным в том случае, если:
1. начинать работу по введению исторического
материала с первого класса;
2. учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей и в связи с этим корректировать содержание, стиль и объём
излагаемого материла;
3. будет оснащена предметно-развивающая среда
и соответствующие атрибуты;
4. будет проводиться интеграция с учителем
истории;
5. работа с историческим материалом на уроках
математики будет проводиться не только фронтально, но и с подгруппой детей и
индивидуально.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 1.1 Особенности исторического материала,
изучаемого на уроках математики в начальной школе
В современной школе остро
стоит вопрос о присутствии старинных занимательных задач в учебниках по
математике. В различных математических монографиях есть страницы, посвященные
истории возникновения знаменитых задач, доступных учащимся старших классов1 .
Однако практически нет работ, из которых учитель начальной школы мог бы
получить исчерпывающую информацию о не менее известных старинных головоломках,
представляющих интерес для учеников 1—4 классов.
Во многих учебниках они
практически отсутствуют. Но в учебниках по математике под редакцией Л. Г.
Петерсона можно встретить довольно большое количество старинных занимательных
задач, изучаемых в разных классах, практически по всем темам. Проследим
поразительную судьбу некоторых из таких задач. В частности, в учебнике по
математике 1-го класса (III часть) под редакцией Л. Г. Петерсона в уроке №27, в
задании 10 встречается задача «Волк, коза и капуста», которой более 1200 лет.
Здесь она звучит следующим образом: «Некий человек должен был перевезти в лодке
через реку волка, козу и капусту. В лодке может поместиться один человек, а с
ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой без
человека, то волк съест козу. Если оставить козу с капустой, то коза съест
капусту. А в присутствии человека «никто никого не ел». Человек всё-таки перевёз
свой груз через реку. Как он это сделал?».
В «Книге 1» труда Е. И.
Игнатьева «В царстве смекалки, или Арифметика для всех: Опыт математической
хрестоматии: Книга для семьи и школы» приведена одна из самых замечательных
логических задач в истории человечества: «Задача 52-я. Волк, коза и капуста».