Курсовая с практикой на тему Использование интернет ресурсов при обучении аудированию. Немецкий язык средняя ступень
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты использования интернет-ресурсов при обучении аудированию 6
1.1 Понятие информационной компетенции 6
1.2 Интернет-ресурсы в обучении 8
1.3 Особенности аудирования как вида речевой деятельности 10
1.4 Подкасты как интернет-ресурс для обучения аудированию 14
Выводы по первой главе 16
Глава II. Методические особенности развития умений аудирования на основе подкаста на уроках немецкого языка на средней ступени обучения 18
2.1 Психоло-педагогическая характеристика учащихся средей ступени 18
2.2 Этапы работы при аудировании на уроке иностранного языка 21
2.3 Алгоритм работы развития умений аудирования на основе подкаста 26
2.4 Примерные упражнения по аудированию 30
Выводы по второй главе 32
Заключение 34
Список литературы 37
Введение:
Обучение аудированию – это один из основных аспектов в процессе изучения иностранного языка. Этот вид речевой деятельности является основой про¬цесса обмена информацией между людьми, без него данный процесс просто невозможен. Без освоения этого вида речевой деятельности не получится выучить язык и пользоваться иноязычной речью на высоком уровне.
В отечественной и зарубежной теории и практике обучения иноязычной речи проблема развития умений аудирования является актуальной и исследуется в различных ее аспектах. В связи со стремительным развитием мультимедиа и информационных технологий в современном информационном обществе возникает необходимость внедрения более эффективных методов и средств обучения иностранному языку, в том числе аудированию иноязычной речи. Одним из таких средств обучения учащихся данному виду речевой деятельности на иностранном языке являются интернет-ресурсы, методика применения которых еще недостаточно изучена.
Большинство инновационных средств обучения связаны либо с технологическими электронными устройствами (ноутбуками, планшетами, смартфонами), либо с образовательным программным обеспечением и веб-ресурсами. Технология всегда служила как движущей силой, так и инструментом инноваций в любой сфере человеческой деятельности.
Современные тенденции организации учебного процесса с применением интернет-ресурсов находят свое отражение в методике преподавания иностранных языков на всех ступенях получения общего среднего образования. Обучение аудированию иноязычной речи, находясь вне страны изучаемого языка, является достаточно трудоемким процессом, что обуславливает целесообразность и объективную необходимость использования мультимедийных средств.
Требование об информатизации процесса обучения находит отражение в нормативно-правовом документе в системе образования – Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Следовательно, необходима интеграция интернет-ресурсов в сферу образования.
Цель курсовой работы – разработать алгоритм развития умений аудирования у обучающихся немецкому языку на средней ступени посредством подкастов как разновидности интернет-ресурсов.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия информационной компетенции в школе.
2. Рассмотреть особенности применения интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
3. Охарактеризовать подкасты как интернет ресурс для обучения иностранному языку.
4. Разработать комплекс упражнений, направленных на формирование навыка аудирования на средней ступени получения общего среднего образования.
Объект исследования – процесс развития умений аудирования у обучающихся немецкому языку на средней ступени.
Предмет исследования – подкасты как разновидность интернет-ресурсов при организации работы, направленной на формирование навыков аудирования у обучающихся немецкому языку на средней ступени.
Методы исследования: общенаучный метод; метод систематизации и обобщения; описание использованной для обработки информации, содержащейся в различных источниках; метод моделирования для составления упражнений, направленных на формирование навыков аудирования у обучающихся немецкому языку на средней ступени.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материал может быть использован учителями иностранного языка на практических занятиях по немецкому языку с обучающимися на среднем этапе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность, выбор объекта и предмета исследования, определяются основные цели, задачи и методы исследования проблемы, указывается методологическая база исследования.
Первая глава, состоящая из четырех параграфов, носит теоретико- обзорный характер. В ней рассматривается понятие интернет-ресурсов с точки зрения методики; характеризуется методический потенциал подкастов в иноязычном обучении; характеризуются особенности аудирования ка вида речи.
Во второй главе предлагается модель примерных упражнений с использованием подкастов.
В заключении подводятся основные итоги работы, систематизируют¬ся в виде выводов основные положения исследования.
Список использованной литературы содержит ссылки на источники, которые использовались в ходе написания работы, и включает всего 38 наименований, из них 2 – на иностранном языке.
Заключение:
На сегодняшний день программа образования по иностранному языку предусматривает формирование умений аудирования, что является неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции, что является целью обучения в рамках курса иностранного языка в средней общеобразовательной школе. Вопрос проведения занятий, направленных на развитие навыков аудированию довольно широко освещен отечественными и зарубежными методистами. Под аудированием понимается восприятие звучащей иноязычной речи на слух, который включает в себя фазы распознавания речи и смысла текста, вероятностного прогнозирования.
При обучении иностранному языку аудирование выступает как цель и как средство и сопряжено со множеством трудностей. При обучении аудированию ученики сталкиваются с трудностями, которые препятствуют понимаю иноязычной речи на слух. В первую очередь это трудности на фонологическом уровне; трудности, связанные со спецификой разговорной речи на иностранном языке.
Умения аудирования включают в себя:
1. Умение понимать аутентичную монологическую, диалогическую и полилогическую речь.
2. Умения, связанные с лингвистическими и паралингвистическими компонентами высказывания.
3. Умения, связанные с функционированием психологических механизмов восприятия, индивидуальными особенностями речи говорящих и условиями ее предъявления.
Большинством авторов признается необходимость использования для формирования аудитивных умений современных информационных материалов и ресурсов, в частности подкастов.
Под подкастом понимается звуковой или видеофайл, бесплатно распространяемый через интернет и предназначенный для массового прослушивания. В образовательной среде подкаст стал инструментом, позволяющим учителям инновационным и творческим способом оказывать поддержку своим учащимся в обучении. На практике оказывается, что на сегодняшний момент подкасты все еще довольно редко используются в образовательном процессе в школе. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, либо технофобией, либо существующими среди обывателей ложными стереотипами о подкастах.
При использовании подкастов в обучении иностранному языку следует принимать во внимание, что иностранный язык сам по себе дает возможность наполнения его информацией из различных областей знаний, в чем и заключается роль подкастов в качестве средства формирования умений аудирования.
Работа с подкастами предполагает несколько этапов, включая подготовку к пониманию, собственно слушание и выполнение упражнений на понимание и закрепление услышанного.
Целью данной работы было разработать алгоритм развития умений аудирования обучающихся посредством подкастов.
Для достижения данной цели был проведен анализ работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся вопросов обучения немецкому языку, проведен анализ потребностей школьников при обучении на иностранном языке, а также предложена методика формирования умений аудирования на немецком языке на основе подкаста.
Для формирования умений аудирования в работе мы обратились к аутентичным текстам. Эти виды были выбраны как нестандартные, которые способны разнообразить привычные методы работы и заинтересовать учащихся.
Подготовка к обучению на основе подкаста должна осуществляться в несколько этапов. На подготовительном этапе была проведена работа по снятию трудностей понимания звучащей речи, по просмотру тематических иллюстраций.
В совокупности с предшествовавшими прослушиванию иллюстрациями подкасты вызывают у обучающихся. Уровень мотивации при работе с подкастами значительно выше, чем при работе с обычными аудиоматериалами к учебнику, так как записи содержат актуальный и интересный материал, новостной контент. Кроме этого, использование подкастов является новейшей образовательной технологией, подкасты неразрывно связаны с интернетом, а современные школьники проводят значительную часть своего времени в сети, что делает использование технических средств всемирной сети интернет и ее богатых ресурсов особенно эффективным.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты использования интернет-ресурсов при обучении аудированию
1.1 Понятие информационной компетенции
Проблема формирования информационной компетентности обучающихся имеет комплексный и многоаспектный характер, поскольку представляет собой сложный, длительный, многоэтапный процесс, несущий в себе сочетание множество наук.
Современная система образования базируется на принципах компетентностного подхода, что предполагает овладение учащимися знаниями, умениями и навыками и способность их применять в своей дальнейшей деятельности, в том числе в будущей профессии [Гинятуллина 2017 : 70].
Отсюда возникает необходимость применения информационных технологий в учебном заведении как условие повышения качества подготовки учащихся. Информационные технологии стали неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Их применение требует от учителей непрерывного повышения уровня информационной культуры и совершенствования практических навыков владения прикладным программным обеспечением [Сахарова 2017 : 123].
Составляющими элементами информационной компетенции являются:
компьютерная грамотность наряду с научно-технологическим процессом;
информационная культура.
Формирование информационной культуры следует рассматривать через ее основные составляющие [Лосев 2017 : 59]:
функциональную;
системную;
профессиональную.
Функциональная составляющая информационной культуры формируется путем изучения предмета «Информатика», рассмотрении различных программных обеспечений, алгоритмов, что определяется ФГОСом.