Совр. методы и техн. Дошк. Возр. Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование интерактивных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1 Интерактивные технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность 7

1.2 Виды интерактивных технологий в экологическом воспитании дошкольников 11

1.3 Место и значение интерактивных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста. 18

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 23

2.1 Анализ методических материалов дошкольного образования с применением интерактивных технологий 23

2.2 Примеры заданий с использованием интерактивных средств обучения в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. 28

2.3 Разработка занятий с использованием интерактивных средств обучения в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Человек тесно связан с окружающим миром, с миром природы. Но в результате деятельности человека с каждым годом все больше и больше состояние экологии катастрофически ухудшается. Это одна из самых актуальных проблем человечества на сегодняшний день. Чтобы это изменить, нужно изменить наше отношение к природе, и начинать нужно с самого раннего детства, с помощью экологического воспитания. Ведь только узнавая природу, изучая ее особенности, можно начать ее любить.

Экологическое воспитание, воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста, так как от 3 до 10 лет – это один из самых ответственных периодов жизни человека, когда закладывается правильное отношение к окружающему миру: к природе, к вещам, к людям. [1, с. 14]

Помочь вовлечь ребенка в процесс познания сможет интерактивное обучение, именно оно привнесет тот необходимый интерес, радость и удивление при изучении нового. Интерактивность – это возможность взаимодействовать друг с другом, вести диалог, беседовать. Используя в процессе обучения интерактивные технологии, мы сможем не только решить задачи экологического воспитания дошкольников, но и поможем им научиться слушать и слышать друг друга, уметь договариваться, что немаловажно в жизни каждого человека.

Еще крупнейший методист и педагог К. Д. Ушинский говорил, что главным средством в воспитании маленького человека является природа. Он отмечал, что любые сложные понятия могут быть представлены детям в форме простых конкретных примеров из ближайшего окружения. [2]

Выдающийся мыслитель и педагог Я.А. Коменский также отмечал, что природа является источником не только знаний, но и средством для развития чувств и воли. [3, с. 28]

В течении последнего десятилетия в России формировалась Концепция непрерывного экологического образования, где первой и одной из самых важных ступеней, которая закладывает основу экологического воспитания, является дошкольный возраст. В этот период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры, что позволит в дальнейшем в соответствии с концепцией общего экологического образования успешно усваивать духовный и практический опыт взаимодействия человека с природой.

Именно поэтому сегодня в формировании основ экологической культуры в дошкольном возрасте широко применяются интерактивные технологии, которые способствуют становлению осознанно правильного отношения:

1) К самой природе во всем ее многообразии;

2) К людям, создающим на основе природы материальные богатства и материальные ценности;

3) К себе, как части природы.

Проблемой использования интерактивных технологий в образовательном процессе в своих исследованиях занимались И.Ю. Устинов, А.П. Панфилов, Б.Ц. Бадмаев и другие.

Использования интерактивных методов в обучении нашли отражение в трудах Бадмаева Б.Ц., Кашлева С.С., Панфилова А.П. и другие.

Различные подходы в обучении с использованием интерактивных технологий рассматривают Андреева Е.В., Першан С.В, Яковлева О.А., Матюшинец О.Ф, Тимофеева А.Н., Ларина О.Н. и другие.

Использование интерактивных технологий в дошкольном возрасте помогают развивать память, воображение, логическое и абстрактное мышление, творческие способности, навыки ориентации в пространстве. Но главная цель — это научить детей понимать ценность самой жизни, здоровья и как все это зависит от окружающей нас среды. [4, с. 57]

Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований в области экологического воспитания, у дошкольников можно сформировать систему представлений о мире природы, привить желание созидательного взаимодействия с ней, воспитать культуру поведения в природе. Однако, как показывает практика, реализовать эти задачи, учитывая специфику дошкольного возраста, достаточно не просто. Именно поэтому огромное внимание сегодня уделяется интерактивным технологиям, которые позволяют без принуждения помочь выработать правильное отношение ребенка к окружающему миру.

Анализ научной литературы, анализ исследований в области применения интерактивных технологий позволили сделать вывод, что несмотря на наличие большого количества теоретических разработок по проблемам использования интерактивных технологий в дошкольном возрасте, все же в недостаточной степени разработаны особенности использования их в экологическом образовании. То есть, в данном случае, вскрывается противоречие между необходимостью экологического образования дошкольников и недостаточным определением места, значения, особенностей интерактивных технологий в процессе экологического воспитания.

Исходя из этого, цель данного исследования – это выявить особенности использования интерактивных технологий в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.

Объект исследования: изучить процесс использования интерактивных технологий в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: педагогические условия использования интерактивных технологий в экологическом образовании дошкольников.

Задачи исследования:

1) дать определение и проанализировать понятие «интерактивные

технологии» их виды и значение;

2) раскрыть условия использования интерактивных технологий в экологическом образовании дошкольников;

3) выявить содержание и методику использования интерактивных технологий в педагогическом процессе экологического образования детей дошкольного возраста;

4) разработать НОД по экологии с применением интерактивных технологий.

Методами исследования являются: анализ и обобщение теоретического материала, основанного на изучении литературных источников по исследуемой проблеме; метод теоретического анализа; метод систематизации и обобщения; метод описания; метод сравнения; метод научного наблюдения.

Научная новизна и практическая значимость работы: выявлены особенности использования интерактивных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, а также родителями.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Интерактивное обучение – это единая система обучения, которая строится на взаимодействии между обучающимися с другими объектами учебного процесса и предметно – развивающей средой. Суть интерактивного обучения состоит в том, что все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, которое строится на основе диалога, общения и взаимодействия, не только между дошкольником и воспитателем, но и между самими дошкольниками. А для возникновения диалога используются интерактивные средства обучения.

Дошкольный возраст – это период достаточно ранимый и чувствительный в фундаментальном становлении личности. Поэтому очень важно подбирать такие интерактивные технологии, которые помогут ребенку находиться в ситуации успеха. Тогда ребенку будет легче преодолевать застенчивость, скованность и стеснительность, а это необходимое условие для становления потребности развиваться.

Применение интерактивного оборудования с целью экологического воспитания дошкольников, позволяет повышать познавательную активность и любознательность каждого ребенка. Правильно подобранное интерактивное оборудование вызовет у ребенка эмоциональный подъем, желание узнавать что – то новое не только с помощью воспитателя, но и искать решения самостоятельно.

Исследование проблемы позволило сформулировать основные подходы к использованию интерактивных технологий:

1) новые требования к профессиональной подготовке педагога;

2) взаимодействие педагогического коллектива с семьей;

3) поиск источников развития личности ребенка.

Основными принципами современного обучения на основе реализации интерактивных технологий становятся:

1) опора на жизненный опыт ребенка;

2) учет потенциальных способностей в процессе образования;

3) формирование качеств самостоятельной личности ребенка (саморазвитие, самоопределение, социализация и нравственность).

Анализ проблемы использования интерактивных технологий позволяет утверждать, что они способствуют развитию умения ребят вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. А при усвоении знаний о природе при помощи интерактивных технологий у ребят – дошкольников появляются сильные переживания, что не может не оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.

Эффективность экологического обучения с применением интерактивных технологий в дошкольных образовательных учреждениях зависит от выбора воспитателем форм, методов и средств организации природоохранной деятельности и постоянный поиск эффективных технологий экологического воспитания, а это означает, что требования к профессиональному росту педагогов только возрастает. Педагогу необходимо не только владеть технологией работы с интерактивным оборудованием, но и знать нормы СанПиНа при использовании техники и научить ребят правильно пользоваться этими средствами. С уверенностью можно сказать, что использование информационных технологий доступно для детей нового поколения. Электронные ресурсы являются необходимым средством обучения современного дошкольника, дают возможность существенно обогатить и повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

В исследовательской работе мы собрали опыт воспитателей – практиков, разработали задания с использованием интерактивных технологий для учащихся дошкольного учреждения. Этот материал возможно также использовать и в первом классе общеобразовательной школы на общеразвивающих занятиях. 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Интерактивные технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность

Для раскрытия логики исследования необходимо первоначально определить, что обозначают термины: «интерактивность» и «интерактивный».

Интерактивность — этот термин в русском языке был заимствован из латинского языка (от латинского interactio), где inter – это «взаимный», а action – это «действие». Дословно — взаимное действие, которое подразумевает «вид обмена, носящего информационный характер, между обучающимся и окружающей его информационной средой». [5, с. 85]

Интерактивный, по мнению профессора Б.Ц. Бадмаева, является такой метод обучения, который «основан на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий». [6, с. 74]

Таким образом, интерактивное обучение – это учебный процесс, который направлен на организацию познавательной активности, когда все участники оказываются вовлеченными в процесс познания. Такое взаимодействие сильнее всего стимулирует интеллектуальную активность. [7, c. 14]

Сегодня в Федеральном государственном образовательном стандарте: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. N 273-ФЗ, выделена следующая образовательная область – это «познавательное развитие», ее содержание нацелено на интеллектуальное развитие детей и развитие познавательных интересов детей через организацию познавательно — исследовательской деятельности. [8, c. 14]

В дошкольном учреждении для реализации этих целей создается предметно-развивающая среда интерактивного характера, которая дает огромные возможности для педагогического воздействия на ребенка. То есть образовательный процесс организуется так, чтобы все дети были вовлечены в процесс познания, когда ребенок имеет возможность высказаться по поводу того, что он знает и что он думает. В процессе освоения учебного материала важно организовать совместную деятельность, когда каждый может внести в работу свой вклад, возможность обмениваться опытом, знаниями и умениями. Конечно, для такого занятия от педагога требуется больше педагогического мастерства, больше творчества, но такое обучение всегда будет проходить в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга. [9, c. 24]

Таким образом, интерактивное обучение — это освоение реальных жизненных ситуаций, где, благодаря педагогу, реализуется совместная деятельность, направленная на получение знаний и выработку умений.

Интерактивное обучение имеет следующие цели:

1) Развитие и обогащение личностного опыта детей, посредством включения их во взаимодействие с педагогом и друг с другом.

2) Развитие исследовательских умений, когда дети могут получать знания из различных источников, учатся пользоваться ими для решения проблемных задач.

3) Процесс обучения должен быть комфортным для детей, когда создаются такие условия, при которых каждый ребенок должен находиться в ситуации успеха, так образовательный процесс будет более эффективным и более продуктивным.

Доктор педагогический наук А.П. Панфилова выделяет следующие формы интерактивного обучения: [10, с. 97]

1) Индивидуальная форма. Педагог взаимодействует только с одним обучающимся.

2) Парная форма. Когда ребята работают в паре, осуществляя не только взаимообучение, но и взаимоконтроль.

3) Групповая форма. Здесь ребята делятся на подгруппы и работают малыми группами сообща.

4) Фронтальная форма. При такой форме организации занятий воспитатель работает со всеми ребятами, все движутся в едином темпе и решают задачи все вместе.

5) Коллективная форма. Педагог также работает со всеми ребятами, но тут могут выделяться особые формы взаимодействия, например, особое взаимодействие с лидерами коллектива.

6) Форма взаимодействия со сменным составом обучающихся. Также проходит в коллективной или фронтальной форме, но с постоянной сменой участников, что значительно расширяет изучаемую проблему и способствует интеллектуальному обогащению за счет познания индивидов.

7) Планетарная форма. Более сложная форма, когда участники после получения задания разбиваются на подгруппы, так возможно получение нескольких решений на один вопрос. Когда каждую подгруппу выслушают, можно выбрать лучшее решение на поставленную задачу.

Таким образом, интерактивное обучение дает возможность найти индивидуальный подход к каждому ребенку, способствует построению взаимоотношений не только между педагогом и воспитанником, но и между самими воспитанниками.

Изучив труды доктора педагогических наук Кашлева С.С., можно выделить следующие методы интерактивного обучения: [11, С.10]

1) Метод создания благоприятной атмосферы. Организуется самим педагогом для того, чтобы каждый ребенок смог оперативно включиться в работу.

2) Метод организации смыслового творчества. Когда каждый ребенок в процессе обучения приобретает определенный смысл или опыт, которым потом он сможет обмениваться с другими.

3) Метод организации обмена деятельностями. Метод организации мини групп для совместной работы и принятия совместного решения.

4) Метод организации рефлексивной деятельности. Когда ребенок может провести самоанализ своей деятельности.

5) Интегративный метод. В дошкольном учреждении активно используются интерактивный игры.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы