Курсовая с практикой на тему Использование интеллект карт при работе над фольклорными произведениями на уроках литературного чтения в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты исследования. 6
1.1. Сущность и особенности жанров фольклорных
произведений. 6
1.2. Изучение фольклорных произведений в программах по
литературному чтению для начальной школы. 12
Глава 2.
Особенности работы с интеллект картами
при работе над фольклорными произведениями на уроках литературного чтения в
начальной школе. 18
2.1. Ментальная
карта в начальных классах. 18
2.2. Интеллект карты при работе над фольклорными
произведениями на уроках литературного чтения в начальной школе. 21
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 30
Приложение. 32
Введение:
Любое общество
заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не
только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом
зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь,
формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного
развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения,
подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие
развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска
наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Полноценное чтение имеет
существенное значение для ребенка, т.к. образовательная деятельность строится
на основе чтения. Сформированный навык чтения в дальнейшем выступает залогом
успешного обучения детей в средней школе, основой их самообразования в дальнейшем.
И, может быть, самое главное заключается в том, что чтение вслух, этот стойкий
обычай русских интеллигентных семей, создаёт естественную среду для общения
читающего и слушающего [2,с.65].
Важнейшей задачей
современной системы образования является формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию.
На смену знаниевому подходу пришёл системно-деятельностный подход.С каждым днем
увеличивается объем информации, который необходим современному ученику для
успешной деятельности. В связи с этим преподаватель должен вводить в практику
новые формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в
каждом обучающемся жажду познания. Передо мной встал вопрос « Как сделать так,
чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным?
Для того, чтобы
полученная информация была эффективной, необходимо ее качественно обрабатывать.
В обработке большого объема информации сегодня незаменим метод интеллект-карт.
Основоположником данного метода был американский психолог Тони Бьюзен. Сегодня в
России изучением этого метода занимается Санкт-Петербургский университет.
Интеллект-карты – это уникальный и простой
метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно
отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством
методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий
головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа
и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме.
С помощью используемых при построении карт
зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что
существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к
воспроизведению. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными,
хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый
материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять
его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти,
позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач.
Постоянное
использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и
логичным.
Таким образом,
этот метод является важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания
информации, развития памяти, мышления, речи.
В начальной школе
на уроках литературного чтения полезно использовать метод интеллект-карт при
анализе прочитанного произведения или конкретного литературного героя.
Объект исследования – процесс обучения литературному чтению в начальной школе.
Предмет исследования – особенности использования интеллект карт при работе над
фольклорными произведениями на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования: рассмотреть особенности использования интеллект карт при
работе над фольклорными произведениями на уроках литературного чтения в
начальной школе.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность и
особенности жанров фольклорных произведений;
2) рассмотреть изучение
фольклорных произведений в программах по литературному чтению для начальной
школы;
4)определить методические
приемы работы с интеллект картами при работе над фольклорными произведениями на
уроках литературного чтения в начальной школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.
Заключение:
Духовная культура
народа находит свое яркое проявление в устном народном творчестве. Фольклор
увековечил себя не только в эпосах, сказках, но и в пословицах, поговорках,
загадках. Что касается проблемы использования образовательного и
воспитательного потенциала фольклора в общеобразовательных учреждениях, то она
издавна привлекала внимание не только философов, но и педагогов. Ведь народная
педагогика своими корнями уходит в глубину веков, так как столетиями фольклор
был источником мудрости народа, понимания и определения современных норм этики
и эстетики быта, нормы и правила поведения, обычаи, традиции, верования.
Выходит, фольклор — коллективное творчество народа, отражающее историю,
культурный, экономический и хозяйственный уклад жизни народа, так как в разных
жанрах устного творчества заложены общечеловеческие идеи и ценности. На наш
взгляд, одним из ценных в познавательном отношении материалом в начальной школе
является фольклор.
Оценку фольклору
давали и такие русские писатели, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Г. Горький,
М.А. Шолохов. Об изучении таких фольклорных произведений в начальных классах
писали К.Д. Ушинский, С.Ю. Аншакова, М.И. Байкова, Н.Ц. Биткеев, В.Г. Горецкий,
И.В. Жуков, В.А. Изотова, Т.П. Королева, Н.А. Каркачева, Н.В. Максименко, А.Ю.
Никитченков, Б.Б. Оконов, В.П. Пасько, М.А. Рыбникова, А.А. Филимонова, Т.Г.
Фирсова, Г.П. Чернова, М. Шолохов.
Без фольклора мы
не мыслим содержание начального образования, особенно в плане введения
предметов федеральной и региональной компетенции. Ведь в устном народном
творчестве отражаются нравы, обычаи, народная мудрость, стремление народа
воспитать и растить детей умными, воспитанными, трудолюбивыми. В конечном
счете, фольклорный материал будет способствовать формированию национального
самосознания учащихся. Фольклор — искусство традиционное, ориентированное на
хранение мифопоэтической информации, так как включает в себя произведения,
передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных
ценностях: труде, семье , родине. На этих произведениях воспитываются наши
дети и сейчас.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 1.1. Сущность и особенности
жанров фольклорных произведений Фольклор (от англ. folklore — народная мудрость, народное
знание) — произведения устного народного творчества.
В отличие от литературы, фольклор –
результат коллективного творчества, отражающий особенности народного сознания;
он возник в процессе трудовой и общественной деятельности людей, соединив в
себе черты многих искусств (музыки, танца, театра и т.п.), и существует в живой
устной форме, поэтому произведения отличаются вариантностью и в то же время –
традиционностью [3,с.54].
Художественная система фольклора у
каждого народа оригинальна. В русском поэтическом творчестве различают
обрядовую поэзию (календарную, семейно-бытовую и заговоры) и необрядовую поэзию
(былины, исторические песни, баллады, сказки, предания, легенды, лирические
песни, частушки, припевки, пословицы, поговорки загадки, страшилки и проч., а
также драматические тексты).
Фольклор отличается и особой
поэтикой: народной символикой, параллелизмом, постоянными эпитетами, повторами,
зачинами, чудесным и фантастическим элементами в сюжетах и проч.
Фольклор (Folk-lore) — это особая исторически сложившаяся область
народной культуры. Слово англоязычного происхождения, в переводе означает
«народная мудрость»: folk означает «народ», lore — «знание». В зарубежной
литературе этот термин охватывает совокупность различных явлений традиционной
культуры. В отечественной же науке его содержание долгое время ограничивалось
областью, связанной с искусством слова . В качестве синонима использовалась
описательная формула «устное народно-поэтическое творчество». В действительности
же фольклор — искусство синтетическое, объединяющее элементы словесного,
музыкального, театрального