Курсовая с практикой на тему Использование инновационных технологий на уроках математики в 5 классе основной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования инновационных технологий обучения на уроках математики 5
1.1. Особенности современного преподавания в школе 5
1.2. Сочетание инновационных и традиционных форм в обучении математики 7
Глава 2. Практические аспекты использования инновационных технологий на уроках математики в 5 классе основной школы 11
2.1. Особенности использования инновационных технологий на уроках математики 11
2.2. Пример урока математики в 5 классе посредством инновационных технологий 19
Заключение 28
Список литературы 30
Введение:
Актуальность исследования. Создание условий для формирования образованного, культурного и интеллигентного человека, гражданина своей страны, гуманизация образования, повышения ценности интеллектуального труда, установления дружеских отношений между учениками и учителем на основе педагогического общения – вот цель учителя. Курс естественных наук предусматривают глубокое изучение особенностей страны, в которой мы живем, воспитание бережного отношения ко всему живому, настолько уникального во Вселенной. Об этом мы можем прочитать в ФЗ об охране окружающей среды, где освещается вопрос охраны, использования и воспроизводства ресурсов животного и растительного мира. Этому способствует глубокая интеграция естественных наук и на уроках, и во внеклассной работе.
Обучающиеся общеобразовательных организаций, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствий влияния антропогенного фактора, научиться мыслить глобально. Развитие логического творческого мышления – цель, которую ставить учитель перед собой на каждом уроке. Уроки должны стать средством активизации умственной деятельности, расширять познавательную активность обучающихся и, наконец, побудить их к самообразованию, ведь только осмысления необходимости и потребности в самостоятельном получении знаний формирует образованного человека.
Развитию человека способствует организация работы над решением учебных задач. Самостоятельное открытие закона, формирования вывода в процессе практической работы, анализ ситуации с выдвижением гипотез и составление плана экспериментальной проверки дают ученикам возможность научиться синтетической и аналитической деятельности, ведут к более глубокому усвоению математических понятий и процессов, пониманию целостной научной картины мира.
Одной из актуальных проблем современной общеобразовательной школы является активизация познавательной деятельности обучающихся. Причиной низкого качества знаний школьников по математики является нарушение объективного закона усвоения знаний. Во время урока деятельность школьников часто сводится лишь к восприятию готовых знаний, изложенных учителем, времени на осмысление, запоминания и обобщения материала практически не остается.
На уровень познавательной активности влияет позиция учителя, стиль его общения с учениками на уроке, успеваемость и настроение самих учащихся (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Только настоящая совместная учителя и учащихся обеспечивает активную учебную деятельность класса на уроке. Действия учителя, которые побуждают учеников к прилежной учебе, способствуют формированию позитивного отношения к учебной деятельности, служат средствами активизации учебы.
Понятно, что степень познавательной активности учащихся зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, заинтересованности, волевых усилий, поскольку ученик является не только объектом, но и субъектом учебного процесса. Но если у учащихся этих качеств пока нет, то процесс их формирования также является важной профессиональной функцией учителя. Все трудности, диалектические противоречия обучения состоит в том, что на уроке необходима познавательная активность учащихся, она зависит от учителя, его умение активизировать учеников. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы педагога, показателем его педагогического мастерства.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что соответствующим образом подобранный содержание учебного материала и составлены на его основе познавательные задачи не в состоянии обеспечить эффективность обучения, если учащиеся не привлекаются к активной деятельности и общению. И поэтому одним из путей активизации познавательной деятельности школьников является использование инновационных методов в процессе обучения математики.
Значительный вклад в развитие проблемы исследования методов обучения в отечественной школе сделали известные ученые Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, В.О. Онищук, M.М. Скаткин, которые раскрыли сущность, функции методов обучения и обосновали разные подходы к их классификации.
Закономерности применения методов обучения в процессе изучения математики исследовалось многими педагогами и методистами: В. С. Абловой, Л. П. Борисовой, Е. П. Маланюк, Т. К. Егориной, В. Н. Сохиной, Т. К. Камаловой, Л. П. Терентьевой, Н. Г. Салминой и др.
На современном этапе одной из важных задач является дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса по математики, подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. С каждым годом совершенствуются организационные формы обучения и воспитания математики. Таким образом, инновационные средства совместно с традиционными, имеют большое значение для всей школьной работы.
Цель исследования: определение содержания традиционных и инновационных методов обучения на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания школьников на уроке математики.
Предмет исследования: применение традиционных и инновационных методов обучения на уроках математики.
Гипотеза исследования: эффективность уроков математики будет высокой, если педагог систематически и целенаправленно применяет традиционные и инновационные средства обучения, учитывает особенности каждого метода, содержание учебного материала урока, применяет их в комплексе, во взаимосвязи.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:
1) раскрыть содержание традиционных методов обучения в современном образовании;
2) выявить характерные черты специфических методов обучения на уроках математики;
3) охарактеризовать инновационные средства обучения на уроках математики.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
Теоретическая значимость исследования составляют:
• теоретические и методические аспекты использования инновационных средств в процессе обучения (Е.А. Бондаренко, Е.В. Оспенникова, И.В. Роберт, Ф.А. Сидоренко, A.B. Смирнов);
• психолого-педагогические подходы к развитию умений учащихся (П.Ю. Романов, А. И. Савенков, M.B. Степанова, А.В. Усова).
Практическая значимость работы состоит в том, что материал работы может быть использован студентами во время прохождения педагогической практики, учителями математики.
Заключение:
Инновационные технологии – прогрессивное направление, которое активно используется в мировой и отечественной педагогике во второй половине ХХ в. Инновационные средства делят на активные и пассивные. К активным относят эвристическую беседу, учебную дискуссию, поисковую лабораторную работу, самостоятельную работу с книгой, с учебной программой, метод проектов, проблемную ситуацию на уроках. Для усовершенствования и систематизации и формирования умений используются такие средства, как решение ситуационных задач, их анализ и проведение ролевых игр.
Активное обучение предполагает такой системы методов и приемов, направленных главным образом на организацию учеников для самостоятельного получения знаний, усвоение умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности и имеют ряд специфических особенностей:
1) принудительная активизация мышления, суть которой заключается в том, что ученик вынужден быть активным, независимо от того, желает он этого или нет;
2) самостоятельный творческий поиск решения учениками учебных задач, повышенная степень мотивации;
3) постоянное взаимодействие учителя или учебной машины с учениками с помощью прямых и обратных связей.
Инновационные средства обучения совместно с традиционными играют большую роль на уроках математики, данные средства способствует формированию партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, а также способствует демократизации и гуманизации учебного процесса. Во время урока, на котором используются как традиционные, так и инновационные средства обучения воспитывается сознательная дисциплина, взаимопомощь, постоянная готовность учеников включиться к различным видам деятельности, развиваются элементы самостоятельности, творчества и инициативы. Системность использования методических приемов активизации обеспечивает активное, а не репродуктивное изучения материала. Такие занятия расширяют знания обучаемых, не перегружая их.
Использование на уроке инновационных методов обучения повышает познавательный интерес, развивает память, мышление, внимание, фантазию, воображение, творческие способности, использование знаний, умений и навыков на практике, развивает самостоятельность, активизирует даже пассивных учеников, а потому достигается определенная результативность. Данные средства облегчает усвоение материала, дает возможность повторить пройденное, четко организовать подготовку, проведение и подведение итогов, постановку познавательных и проблемных вопросов в процессе игры, привлечение всех учеников класса.
Основными путями повышения эффективности уроков математики являются учет возраста и предыдущих знаний учащихся; проведения интегрированных уроков (математики и география, биология и химия и т.д.); сочетание уроков с практической деятельностью учащихся; подбор самостоятельных работ исследовательского характера.
Улучшение теоретической и методической подготовки к организации и проведению современного урока математики являются: прогнозирование ожидаемых результатов и рациональное моделирование их системы; обеспечение продуктивного общения, взаимодействия с учениками во время урока, создание для школьников оптимального режима работы; выполнение каждым учеником (или группой учащихся) основных задач и практических работ (разного характера), которые необходимы для усвоения программного материала; формирование интереса, активизация внимания, мышления и стремлений к выполнению объемности учебных задач на основе логической четкости, информационной новизны, материала и доступности для данного состава учащихся; связь экскурсионного материала с ранее усвоенными знаниями и его целесообразность, важность и необходимость; привлечение учащихся к самостоятельному поиску и «открытия» новых знаний, решения задач проблемного характера; постоянная и систематическая проверка и оценка работы учащихся, предоставление педагогически целесообразной помощи.
Современный учитель математики должен много знать и уметь умело использовать в работе различные формы, средства и приемы преподавания; систематически, планомерно развивать знания, умения и мышление учащихся; связывать обучение с воспитанием правильного научного мировоззрения, отношения к природе и людям, убеждений; уметь организовывать работу коллектива учащихся во всех формах преподавания математики; уметь планировать цели формы преподавания, проектировать и создавать кабинет, уголок живой природы, школьный участок; конструировать своими руками наглядные пособия и примеры для опытов, демонстрации. Наконец, с исследовательским интересом относиться к своему преподаванию: наблюдая, анализируя свой опыт (достижения и ошибки) в разных классах года в год, совершенствуя тем самым процесс преподавания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования инновационных технологий обучения на уроках математики
1.1. Особенности современного преподавания в школе
Современная педагогическая наука динамична и многогранна. XXI век — новейший этап развития теории образования, характеризующийся открытостью и новизной. Педагогика сейчас трансформирована из теории воспитания в теорию воспитания и образования человека, сместив таким образом акцент в предмете исследования. Причем ее микроуровень включает педагогику как теорию о построении процесса обучения и воспитания в образовательном учреждении; а макроуровень затрагивает ее взаимодействие с обществом, другими институтами, то есть системы образования как социального института.
В XX веке произошло существенное изменение в оценке и понимании категории «образования» [22]. В практической деятельности образование в научном понимании не включало полностью оценки воспитания личности. Считалось, что образование является результатом обучения, а значит входит в него; обучение последовательно входит в воспитание (в широком смысле этого слова, так как воспитание понимается как функция человеческого общества по передаче новому поколению накопленных ценностей: знаний, морали, трудового опыта, опыта владения и увеличения материальных богатств и др. как в организованных формах (через систему образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенного взаимодействия и влияния среды) [22]. Таким образом, складывалась лесенка «образование —> обучение —> воспитание». Однако современное понимание образования расширилось и включает как минимум четыре трактовки: это ценность личности (человек затрачивает более 15 лет своей жизни на получение образования, и, следуя новой парадигме образования «Образование через всю жизнь» — Lifelong learning /LLL/, оно сопровождает современного специалиста в течение всей жизни), и ценность общества (общество прошло около 8 тысяч лет исторического развития для того, чтобы сформировать современную систему образования); это система образования — социальный институт; это процесс обучения и воспитания; и лишь затем результат усвоения знаний. Образно можно сказать, что категория «образование» выходит из «тени» обучения и воспитания в педагогике и становится вровень с ними [13].
В индустриальном обществе сложилась парадигма, ориентированная на ценность знания («Знание – сила!»). В ней в качестве основных установок выступают принципы классической дидактики, методология, соответствующая рациональность. При таком подходе происходит управляемое движение ученика от «незнания к знанию», ученику отводится роль объекта [18]. Парадигма такой системы образования состояла в определении образовательных задач в соответствии с требованиями индустриального общества.
Культурологический подход к образованию, развившийся в современном постиндустриальном обществе, смещает акцент со знаний на усвоение обучающимися элементов культуры, обучения, поведения, общения. Содержание образования наполняется культурными ценностями и смыслами. Человек культуры — это свободная, духовная личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, способная к самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде [2]. Спектр элементов при таком подходе постоянно расширяется, добавляются явления взаимодействия культуры и общества. Цель образования проектируется как овладение культурой, причем выделяют умственную и физическую культуру, эстетическую, профессиональную, экологическую, экономическую, политическую и др. виды культур. С другой стороны, компонентами содержания образования признаются общая, базовая и профессиональная культура [32].
Сама культурология, как наука, включает два основных значения: знания о культуре и теория культуры. Соответственно данный подход помогает определить источник содержания образования, а также метод его исследования и проектирования. Дополняя идеи В.Н. Руденко, определим следующие основные параметры культурологического подхода: образование – это феномен культуры, культуросообразность становится важнейшим принципом и условием развития образования, средством реализации гуманизации; цель высшего образования — человек культуры; обращенность образования к человеку через культуру, где решающий фактор развития профессионально-личностные качества; единство аксиологии и культурной антропологии для обеспечения комплексности данного научного подхода [22].
Цель современной школы –создание условий для развития личности каждого ученика. А это выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Одновременно с этим нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования. [26]
Для решения данного противоречия и был создан и введен Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Кардинальная смена парадигмы – от знаний: «Чему учить?» к деятельности: «Как учить?» нашла свое отражение в новых ФГОС второго поколения и стала главной особенностью современного этапа развития отечественного образования, а реализация системно — деятельностного подхода в обучении — основной идеей новых стандартов.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих действие.
В процессе формирования ключевых компетенций учителю необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося, так как формируются компетенции лишь в результате собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с использованием современных технологий. По определению В.П. Беспалько, «Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса». Современная педагогическая технология — это та техника реализации учебного процесса, которая способствует достижению целей современного образования. [20]