Курсовая с практикой на тему Использование информационных компьютерных технологий при изучении фразеологии русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические аспекты исследования возможностей применения
информационных компьютерных технологий при изучении фразеологии русского языка. 6
1.1. Изучение фразеологизмов в рамках курса русского языка
школьной программы 6
1.2. Методика изучения фразеологизмов в начальной школе. 15
1.3. Использование информационных компьютерных технологий на
уроках русского языка для управления познавательной деятельность школьников. 22
2. Методологические аспекты исследования возможностей
применения информационных компьютерных технологий при изучении фразеологии
русского языка 30
2.1. Анализ педагогического опыта по организации обучению
фразеологии русского языка с использованием ИКТ в режиме online. 30
2.2. Методическая разработка урока русского языка по теме
«Фразеологизмы» для 3 класса с использованием информационных компьютерных
технологий. 35
Заключение. 39
Список использованных источников. 40
Введение:
Актуальность темы
курсовой работы обусловлена рядом обстоятельств.
Прежде всего, следует
отметить, что информационные компьютерные технологии (ИКТ) играют важную роль в
современном школьном образовании, и вопросы, связанные с использованием ИКТ в
образовании, вызывают большой интерес у исследователей и учителей-практиков.
Они отмечают, что использование ИКТ позволяет модернизировать учебный процесс,
по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, выстроить
образовательную систему, в которой учащийся является активным и равноправным
участником образовательной деятельности. ИКТ способствуют созданию благоприятного
эмоционального фона в классе и при эффективном использовании могут стать
эффективным средством развития у учащихся устойчивой положительной мотивации к
обучению.
Среди мотивов обучения
центральное место занимает познавательный интерес, который активизирует все
психические процессы личности, учебную и познавательную деятельность,
воспитывая стремление преодолевать трудности на пути к познанию нового.
В свою очередь, для
формирования познавательного интереса важен характер учебной деятельности в
зависимости от используемых технологий, методов и средств обучения.
Для современных детей
все, что связано с компьютером и Интернетом, представляет большой интерес,
поэтому ИКТ являются потенциально эффективным инструментом формирования
познавательного интереса и учебной мотивации школьников.
При обучении русскому
языку ИКТ могут использоваться для решения дидактических задач на любом этапе
урока, во время внеклассных занятий, при выполнении домашних заданий,
подготовке к внеклассной деятельности и т. д.
Актуальность темы
курсовой работы заключается в том, что сегодня у учителя есть возможность
качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и
коммуникационные технологии облегчают творческий труд учителя, помогают
совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки.
Цель — определить роль
информационных технологий на уроке русского языка при изучении фразеологии.
Объектом исследования
является процесс обучения фразеологии на уроках русского языка в начальной
школе.
Предмет исследования —
использование информационных и коммуникационных технологий при обучении
фразеологии.
Достижение поставленной
цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть особенности
изучения фразеологизмов в рамках курса русского языка школьной программы;
— исследовать методику изучения
фразеологизмов в начальной школе;
— оценить возможности использования
информационных компьютерных технологий на уроках русского языка для управления
познавательной деятельность школьников;
— провести анализ
педагогического опыта по организации обучению фразеологии русского языка с
использованием ИКТ в режиме online;
— представить
методическую разработку урока русского
языка по теме «Фразеологизмы» для 3 класса с использованием информационных
компьютерных технологий.
При разработке данной
проблемы использовались следующие методы исследования:
теоретические: изучение
лингвистической и методической литературы по теме исследования, теоретический
анализ и синтез;
эмпирические: беседа,
обобщение практического опыта, изучение документации.
Уроки с использованием
ИКТ развивают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся и позволяют в
течение ограниченного времени преподавать обширный литературный материал.
Таким образом, при
дидактически правильном подходе использование ИКТ значительно упрощает
подготовку к урокам, делает их нетрадиционными, запоминающимися, интересными и
динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий может
стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая
условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ
повышения эффективности и интенсификации обучения и самообразования, а также
повышения качества обучения.
Цель и задачи
исследования определили структуру курсовой работы, которая представлена
введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников
Заключение:
Современный
образовательный процесс невозможно представить без использования ИКТ, ведь мы
живем в эпоху информационных технологий. Использование ИКТ позволяет повысить
мотивацию обучающихся, развить их ИКТ-компетенции, сделать обучение более
интересным, а значит, и более понятным. Последнее особенно актуально для
преподавания русского языка и литературы, ведь большинству современных
подростков свойственно «клиповое мышление», что вызывает трудности при
восприятии линейных текстов: «Развитие электронных средств коммуникации
возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе…».
Одной из главных
трудностей при изучении русского языка является то, что обучающиеся не
воспринимают язык как систему. Кроме того, им довольно сложно воспринимать
теорию языка и особенно правила орфографии и пунктуации, изложенные в учебнике.
Поэтому при объяснении нового материала, а также при закреплении и обобщении
целесообразно использовать презентации, снабженные графическими изображениями,
схемами, видеоуроки.
Особенно большие
трудности создает неспособность современных обучающихся воспринимать линейные
тексты при изучении литературы. Помочь подросткам понять и полюбить классику
может использование на уроках литературы презентаций, содержащих портреты
писателей и иллюстрации к литературным произведениям, фрагментов экранизаций,
аудио- и видеозаписей чтения поэтами своих стихов, песен на стихи русских
поэтов, интерактивных игр.
Современный преподаватель
русского языка и литературы должен использовать все возможности ИКТ для того,
чтобы заинтересовать учеников своими предметами.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты исследования возможностей
применения информационных компьютерных технологий при изучении фразеологии
русского языка
1.1. Изучение фразеологизмов в рамках курса русского
языка школьной программы В процессе обучения в
школе на уроках русского языка учащиеся знакомятся с такими разделами языка как
фонетика, орфография, грамматика, лексика, морфология и другие. Особое внимание
уделяется изучению фразеологии.
Фразеология и
фразеологически связанные значения слов занимают особое место в формировании
русской речи учащихся. Фразеология необходима для познания языка, она
способствует расширению кругозора, развивает коммуникативные навыки, делает
речь более выразительной, образной, эмоциональной, помогает повысить культуру
речи учащихся. Фразеология помогает решить одну из важнейших задач изучения
русского языка в школе – это овладение грамотной и выразительной русской речью.
Именно поэтому роль фразеологизмов в нашей речи очень заметна.
Еще в конце XIX – начале
XX века учеными Ф. И. Буслаевым, В. П. Острогорским, И. И. Срезневским, К. Д.
Ушаковым была отмечена необходимость обогащения речи детей фразеологизмами.
Как подчеркивает М.А.
Макарова, «на современном этапе разработаны целостные системы и методики
обогащения речи детей фразеологизмами и обучения фразеологии на дошкольной и
школьной ступенях образования»[1].
Среди отечественных
исследователей, занимающихся данной проблемой, можно назвать такие имена, как
С. И. Автономова, Е. А. Быстрова, А. М. Бородич, Е. В. Вальчук, В. В. Гаврилов,
Н. В. Гавриш, В. И. Казакова, Г. Ю. Клюева, И. Н. Митькина, С. В. Сысоева, Л.
Я. Костючук, Ю. С. Ляховская.
Фразеология как раздел
русского языка содержит в себе огромный образовательный, развивающий и
воспитательный потенциал. В школе фразеологию изучают с 1970 года. Однако, на
рассмотрение этого раздела уделяют мало времени, несмотря на его сложность.
Процесс обучения фразеологии состоит из следующих этапов: начальные классы,
средние и старшие. Для успешного освоения темы обучающимися необходима
преемственность между этими этапами. Методисты выделяют следующие этапы
изучения лексики и фразеологии в школе:
1. Пропедевтический этап
– начальные классы (практический уровень, без терминов).
2. Систематический этап –
изучение раздела «Фразеология» (при линейно-ступенчатом построении школьного
курса раздел изучается в 6 классе, а при линейном построении – в 5 классе) .
3. Аспектное изучение
фразеологии – рассмотрение фразеологии в 7-9 классе со связью с другими
разделами.
4.
Функционально-стилистический этап – изучение фразеологии в 10- 11 классе (как
фразеологические единицы функционируют в разных стилях речи).
Для успешного
преподавания русского языка является преемственность между различными ступенями
образовательного процесса. Она осуществляется в соответствии с
общедидактическими требованиями об обеспечении в процессе обучения перехода от
простого к сложному, от легкого к трудному; об опоре при освоении нового
материала на ранее изученный, о необходимости учитывать логику предмета.
Традиционно фразеология изучается в среднем звене школьного образования. Но
экспериментальные наблюдения показывают, что дети 6-7 лет «уже в состоянии не
только понимать, но и употреблять отдельные, понятные для них обороты»[2]. В связи с этим, на
современном этапе фразеология рассматривается не только в среднем звене
школьного образования, но и в начальном курсе русского языка. [1] Макарова, М.А. Фразеологизмы и их
использование на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс]:
электронная статья. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/frazeologizmy-i-ihispolzovanie-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole [2] Лекант, П. А., Диброва, Е. И.,
Касаткин, Л. Л. Современный русский язык: учебник для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Филология» / П. А. Лекант, Е. И Диброва, Л. Л.
Касаткин. – М.: Дрофа, 2017, С,15.